КВН по геометрии по теме: "Четырехугольники"

Разделы: Внеклассная работа


Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету.

С помощью внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике, тогда она им не будет казаться скучной, сухой наукой. Любое принуждение угнетает, а не возбуждает мыслительную деятельность. Источником побуждения к умственному труду может быть только интерес, удивление.

По внешним признакам учитель всегда может судить о том, вызван ли у детей интерес к данному внеклассному виду работы или нет. Привлечь внимание детей это лишь начало возникновения интереса, труднее удержать интерес и сделать его достаточно стойким.

Устойчивый интерес поддерживается тем, что эта работа проводится систематически. Среди различных форм внеклассной работы особое место занимает КВН.

Задорные состязания содействуют сплочению коллектива учащихся, укрепляют их дружбу. Ценность таких мероприятий состоит в том, что в подготовке его принимают все учащиеся класса. В школе появляются новые художники, поэты, становится больше веселых, общительных людей

Оформление класса (зала)

Мудрые мысли: Золотые слова:
1 “Величие человека – в его способности мыслить” 1. “Учиться всегда пригодится”

Б. Паскаль.

2. “Без терпения нет учения”
2 “Мышление начинается с удивления”

Аристотель

3 “Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”

Н. И. Лобачевский.

Вечер начинается торжественно. Звучит тихая музыка, на ее фоне читается стихотворение

Математика – наука
Она гимнастика ума
Есть в ней точность и смекалка
Цифры, буквы и игра
Тот, кто учит, понимает
Что наука нам нужна,
Так как в трудной жизни нашей
Без нее никак нельзя.
Математика повсюду,
Математика везде.
Тот, кто учит, понимает
И порядок в голове.
Открываются, друзья, двери КВН
Собрался на битву тот,
Кто силен и смел,
Кто находчив и умен
Весел кто всегда
Нытикам и хлюпикам
Путь закрыт сюда.
Капитаны, проверьте команды!
Все ли готовы выйти на бой?
Остроумие, шутку, смекалку,
Как винтовку берите с собой!

Под музыку и аплодисменты выходят команды и представляются друг другу. Каждая команда представляет девиз, приветствие команде, жюри, болельщикам. После представления команды занимают свои места (для каждой команды из 10 человек приготовлены столы и стулья, участники усаживаются вокруг столов – это рабочее место команды)

1 команда “Магический квадрат”

Девиз: “Магический квадрат всегда победе будет рад”

Приветствие команде:

“Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Приветствие жюри:

Судей мы просим честно судить
Правдиво очки начислять,
Просим скорей КВН начинать
Мы больше не в силах ждать.

Приветствие болельщикам:

А болельщики, болельщики!
Пускай ругались мы хоть иногда
Забудьте ссоры, шишки, ссадины
И помогайте нам всегда!

2 команда “Четырехугольник”

Девиз:

Зовусь я четырехугольник
Со мной хлопот не оберется школьник,
Но если геометрию учить,
То все фигуры можно различить

Приветствие команде:

Будьте вежливы, будьте тактичны
Забыть вам сегодня нельзя,
Игра ведется честно,
Здесь грубости нет места,
Противники для нас друзья.

Приветствие жюри:

Дорогие судьи наши,
Поболейте вы за нас,
Мы так много съели каши,
Что не подведем, конечно, вас!

Приветствие болельщикам:

Каждый из нас передать вам готов
Тысячу добрых и ласковых слов!

РАЗМИНКА КОМАНД

Игра “Ромашка”

Каждый вопрос написан на лепестке из бумаги с обратной стороны, Все лепестки собраны в один цветок “Ромашку”. По очереди из каждой команды подходит участник, отрывает лепесток с вопросом и отвечает. Вопросы для разминки команд взяты из учебника “Геометрия”. Все участники (и болельщики) КВНа знали эти вопросы и могли выучить определения.

1. Какая фигура называется четырехугольником?

2 . Какие вершины четырехугольника называются соседними?

3. Какие вершины четырехугольника называются противолежащими?

4. Что такое диагональ четырехугольника?

5. Что такое параллелограмм?

6 . Назови свойства параллелограмма.

7. Что такое прямоугольник?

8. Что такое ромб?

9. Что такое квадрат?

10. Назовите свойства квадрата.

11. Какой четырехугольник называется трапецией?

12. Какая трапеция называется равнобокой?

13. Дайте определение средней линии трапеции

14. Назовите свойство средней линии трапеции

КОНКУРС КАПИТАНОВ КОМАНД

Капитаны получили задание: подготовить рассказ о первых источниках по геометрии в России

1. Потребности земледелия, строительного и военного дела породили начало геометрии у всех народов, в том числе и у славян. Запросы практической жизни продолжали подталкивать развитие геометрии

Русским руководством, излагавшим приемы измерения площадей, является “Книга сошного письма”, самый древний экземпляр которой относится к 1629 году, хотя есть сведения, что оригинал был составлен при Иване Грозном в 1556 году.

При вычислении площадей фигур рекомендуется разбивать их на квадраты, прямоугольники, трапеции, треугольники. Площади квадрата и прямоугольника вычисляют по нашим правилам. Площадь же треугольника находится как половина произведения основания на боковую сторону. Площадь трапеции вычисляли как произведение полу суммы оснований на боковую сторону (хобот).

Русский математик Х1Х столетия М. В. Остроградский шутил со своими слушателями и “между прочим, делил их на “землемеров” и “геометров””. “Землемеры” получали приблизительный ответ, а “геометры” получали ответ точный, строго по формуле. Приемы землемерия были в употреблении 500 лет назад в древней Руси.

2. В России в 1625 году была переведена с английского языка книга по геометрии, часть учебника геометрии. Книга Евклида впервые в печати на русском языке появилась в 1739 году под заглавием “Евклидовы элементы в осьмь книг” через профессора математики Андрея Фархварсона, который был приглашен Петром 1 в самом конце ХVII века в Россию для преподавания в морских учебных. Через эти книги русскому читателю стало доступно все классическое наследие по геометрии. В 1708 году вышел первый на русском языке печатный учебник геометрии под заглавием “Геометриа словенски землемерие”. Менее чем через год было выпущено второе издание этой книги с оригинальными русскими иллюстрациями. Наши предки перерабатывали источники и приспосабливали к своей жизни. В это время у русских любителей математики уже имелась энциклопедия математики, посвященная в основном арифметике и алгебре, составленная Л. Ф. Магницким. Он был самоучкой, но знал языки латинский, греческий, немецкий и итальянский. Магницкий пишет о своей книге:

“из многих разных книг собравшее—

Из грецких убо и латинских,

Немецких же и итальянских”

В результате этого возник первый русский учебник математики.

ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ.

Попробуйте из каждой пары слов путем перестановки букв составить третье слово (фамилию ученого математика). Все буквы должны быть использованы

Вид – лек (Евклид), Вечо – бак – лийск (Лобачевский), Мир – на (Риман),

Ар – гоп – фи (Пифагор), Мед – ар – их (Архимед), Гриль – бет (Гильберт),

Рад – кет (Декарт), Рог – ен (Герон).

ЗАДАНИЕ БОЛЕЛЬЩИКАМ.

Не отрывая карандаша от бумаги и не проводя ни один из отрезков дважды, изобразите фигуру, как на рисунке:

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ

Угадай слово:

1. Термин происходит от сочетания двух греческих слов, которые переводятся как: через и угол (“диа” и “гониос” диагональ).

2. Слово греческого происхождения, оно означало в древности вращающееся тело, веретено, юлу (ромб)

3. Термин происходит от латинского слова сделать четырехугольным, перевод с греческого языка означает “тетрагон” (квадрат)

4. Слово греческое, означавшее в древности “столик” (трапеция)

5. В переводе слово означает

а) идти рядом (параллельные прямые)
б) рассекающая на двое (биссектриса)
в) отвес, маятник (перпендикуляр)

ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Для проверки того, что вырезанный кусок материи имеет форму квадрата, швея перегибает его по каждой диагонали и убеждается, что края каждый раз совпадают. Достаточна ли такая проверка? (нет)

2. Дан квадрат, его разделили на две равные половинки и составили прямоугольник. У какой фигуры периметр меньше: у квадрата или у составленного прямоугольника?

3. Какой из прямоугольников с периметром 8 метров будет иметь наибольшую площадь? (квадрат со стороной 2 метра)

ЗАГАДКИ

1. Четыре братца под одной крышей живут одним поясом опоясаны. (стол)

2. Два братца друг на друга глядятся,
А вместе не сойдутся (пол и потолок)

3. В лавке пятак, не вынешь никак (сучок)

ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ

1. Разгадай ребус: каждой команде раздаются карточки с одинаковыми ребусами, капитан распределяет задание между участниками

2. Квадрат со стороной 1дм разделен отрезками на 100 равных квадратов. Какой длины получится отрезок, если распрямить всю сетку, образованную сторонами квадратов (2,2м)

3. Имеется 13 равных квадратов. Как составить из них два квадрата? (первый квадрат – из четырех данных квадратов, второй – из 9. данных квадратов)

4. Какой многоугольник называется равноугольным? Приведи примеры (все внутренние углы равны)

5. Одна из диагоналей ромба равна его стороне. Какие углы имеет ромб? (60 , 120,60, 120)

6. Раздели этот квадрат на четыре одинаковые по форме части так, чтобы в каждой из них было по одному черному квадрату и по три белых.

7. Запомните, какие буквы соответствуют этим геометрическим фигурам, а затем прикройте их. Теперь по памяти впишите соответствующие буквы во все следующие геометрические фигуры и прочитай “Золотые слова”

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНЕЕ

Каждая команда получила задание подготовить художественные номера по данной теме

Сценка: “Родственники” (полезная сказка)

Ведущий: Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как

при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид: (появляется ученик, на груди которого из бумаги вырезана фигура квадрата)

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвасталась:

Квадрат: - Посмотрите, какой у меня прекрасный вид! Стороны все мои равны, углы прямые

- Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один с другим точно совпадет.

- Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, то опять углы и противоположные стороны сравняются

- Захочу- перегнусь по любой линии, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете!

Ведущая: Как зовут тебя брат?- спрашивали встречные

Квадрат: (отвечает) - А зовут меня просто…(назовите, ребята, эту фигуру)

Ведущий: ходил квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество. Побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходиться. А какое может быть веселье одному? Весело бывает только вместе с друзьями. И решил квадрат поискать родственников

Квадрат: Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, (думал Квадрат). Ведь он на меня должен быть чем - то похож

Ведущий: Однажды встречает он на пути такую фигуру: (появляется ученик, на груди которого из бумаги вырезана фигура прямоугольник). Стал Квадрат к ней присматриваться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил он тогда

Квадрат: Как зовут тебя приятель?

Прямоугольник: (обращаясь к ребятам) А зовут меня….

Квадрат: А мы не родственники ли с тобой?- продолжал спрашивать Квадрат

Прямоугольник: Я бы тоже был рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то мы с тобой родственники и у нас тогда имеется общее название.
Ведущий: Стали они искать и нашли эти признаки сходства (какие признаки сходства имеют квадрат и прямоугольник, какое общее название они имеют? (Четырехугольник)

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга и стали они теперь вдвоем жить поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать. Отдыхают они однажды на опушке леса. Вдруг выходит из-за кустарника какая- то новая фигура, и направляется прямо к ним. А вид у нее такой (появляется ученик, на груди которого из бумаги вырезана фигура трапеции) Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и говорит

Трапеция: Долго я искала представителей нашего старинного рода, наконец- то нашла, разыскала своих родственников

Квадрат и Прямоугольник (хором): А как зовут тебя?

Трапеция: Зовут меня (как зовут меня ребята?) Трапеция

Квадрат: А как ты докажешь, что мы родственники?

Трапеция: Очень просто. Мы все имеем два общих признака. Ребята, назовите признаки, по которым мы имеем сходство
Ведущий: Так встретились и стали жить вместе три родственника, родственные фигуры, которые назывались одним словом. Каким, одним словом называются эти фигуры?

(Четырехугольник)

ГЕОМЕТРИЯ ТРАВ

Р. Бухараев

Математик несбывшийся странник
Оглянись, удивляясь стократ:
В травах – срез волчеца - пятигранник,
А в сечении душицы - квадрат.
Все на свете покажется внове
Под гольцом, чья вершина в снегу:
Водосбор - треуголен в основе
На цветущем альпийском лугу!
Где же круг?
Возле иглистой розы.
Там, где луг поднебесный скалист,
Вижу, с ветром играет березы
Треугольно-ромбический лист.

2 КОМАНДА

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Четырехугольник:

Я открываю заседание
И должен вам сказать,
Что очень рад
Приветствовать почетное собрание

Квадрат: (представляется)

Зовут меня квадратом
Любую площадь я измерить рад.
Ведь у меня четыре стороны
И все они равны.
Но у меня равны еще диагонали
Углы они мне делят пополам
Ими на части разные разбит я

Ромб:

Мои хотя диагонали не равны,
Но под прямым углом пересекаются,
Совсем как у квадрата.

Параллелограмм:

Я параллелограмм
Хоть стороны мои попарно и равны и параллельны,
Все же я в печали, что не равны мои диагонали

Квадрат: (язвительно) Да и углы они не делят пополам!

Четырехугольник:

Нет, это просто срам!
Ведь это заседание!

Трапеция:

Ромбов и квадратов
Всех не перечесть,
Но еще красивая трапеция есть!
Если боковые стороны
Трапеции равны,
То юбочки для Любочки
На урок труда в выкройках даны

Четырехугольник:

О, мудрецы времен!
Дружнее вас мне не сыскать.
Совет сегодня завершен
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу приведут!

Стихотворение-шутка Е. Паина “Треугольник и квадрат”

Выходят три ученика: ведущий, Треугольник, Квадрат (на груди которых находятся вырезанные из бумаги фигуры)

Ведущий:

- Жили – были два брата:
Треугольник с Квадратом
Старший квадратный,
Добродушный, опрятный.
Младший - треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:

Квадрат: Почему ты злишься брат?

Треугольник: (недовольно кричит) Смотри,

Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!

Ведущий: Но квадрат ответил

Квадрат: Брат! Я же старше, я квадрат

Ведущий: и сказал еще нежней

Квадрат Неизвестно кто нужней!

Ведущий:

Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:

Треугольник:

Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился, был квадратным,
А проснешься без углов!

Ведущий:

Но на утро младший брат
Страшно мести был не рад
Поглядел он, нет Квадрата
Онемел. Стоял без слов.

Треугольник:

Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.

Жюри подводит итоги, объявляет результаты игры.

Литература:

  1. Г. И. Глейзер “История математики в школе 7-8 классы
  2. И Депман “Рассказы о математике”
  3. Журнал “Математика в школе”
  4. Учебник “Геометрия”
  5. Ф. Ф. Нагибин, Е. С . Канин “Математическая шкатулка”
  6. В. П. Труднев “Считай, смекай, отгадывай”