Методическая разработка урока природоведения в 4-м классе по теме "Черноморское побережье Кавказа"

Разделы: Начальная школа


Тема: Черноморское побережье Кавказа.

Цели:

1. Сформировать знания о природе Черноморского побережья Кавказа.

2. Сформировать правила поведение человека, отдыхающего у Черноморского побережья Кавказа.

Ход урока

I . Организационный момент:

– Здравствуйте.

– В эфире программа телекомпании ВВС "Живая природа".

Вы знаете, что её ведущий Николай Николаевич Дроздов находился на необитаемом острове, на съемке телепроекта "Последний герой". Сейчас он находится в пути домой, поэтому он позвонил и попросил меня провести эту передачу.

– Итак, дорогие друзья, тема нашей передачи "Черноморское побережье Кавказа".

– Мы должны собрать экспедицию и отправиться туда для исследований.

– Ребята, а как вы думаете, какие задачи мы должны решить в ходе экспедиции.

(Дети высказывают мнения о предполагаемых задачах:

  • Географическое расположение на карте.
  • Сведения о природе.
  • Сведения о животных.
  • Правила поведения человека в этой местности.)

– Для этого возьмите с собой всё необходимые принадлежности.

– Мы отправляемся в экспедицию на самолёте. (Надеваю пилотку стюардессы.)

– Уважаемые пассажиры. Мы рады приветствовать Вас на борту нашего лайнера.

– Пристегните ремни!

Ж – ж – ж

Ж – ж – ж

– Продолжительность полета – 40 мин. Температура (t) воздуха за бортом – минус 10°С.

Ж – ж – ж

– Наш лайнер прибывает на Черноморское побережье Кавказа.

– Спасибо за, то, что вы воспользовались услугами нашей авиакомпании.

II . Изучение нового материала.

– И вот мы на Черноморском побережье Кавказа.

(Демонстрирую картину с изображением Черноморского побережья Кавказа).

– Наша экспедиция разделилась на группы, каждая группа получила специальные задания.

(Класс разделился на 5 групп, получив задание.)

1. Группа – Географическое положение, климат.

2. Группа – Расскажет о растение.

3. Группа – О животных суши.

4. Группа – О животных моря.

5. Группа – Специальные корреспонденты.

III. Работа с учебником.

– Откройте учебник на странице 40.

На карте природных зон найдите Черноморское побережье Кавказа.

(Один ученик показывает эту зону на карте, повешенной на доске.)

IV . Работа в группах.

– Ребята, зная географическое положение Черноморского побережья Кавказа, давайте попробуем предложить какой здесь климат.

(Дети высказывают свои предположения о возможном климате.)

– Кто может подтвердить или опровергнуть наши предположения?

– В теплом и влажном климате кавказских субтропиков сила растительности изумительна.

– Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. В роскошных лесах растёт множество вечнозелёных растений.

– О некоторых из них нам расскажет 2 группа. (Учащиеся самостоятельно приготовили сообщения о вечнозеленых растениях: кипарис, пихта, лавр и др. Во время рассказа дети демонстрировали рисунки или фото этих растений.)

– А какие ещё растения субтропиков вы знаете, (мандарины, апельсины, айва, груша, яблока, персик, абрикос).

– Территория Черноморского побережья Кавказа богата не только своей пышной растительностью, но и разнообразием животных.

– А какие животные водятся в этой природной зоне?

– О некоторых обитателях нам расскажет следующая группа.

(Учащиеся приготовили сообщения и рисунки животных: баклана, чайки, шакала, кабана, косули.)

– Животные обитают не только на суше, но и в воде, в море.

– А каких морских обитателей вы знаете?

(Дети перечисляют наиболее распространенных обитателей суши и воды: ежи, дельфины, акулы, медузы, рыбы, звезды, коньки.)

– О некоторых обитателях моря нам расскажет 4 группа.

(Доклад и фото дельфина, морского конька, морской звезды медузы.)

А теперь давайте встанем и представим что мы медузы.

V . Физическая минутка.

Две весёлые медузы
Ни минуты не сидят
Ловко плавают по морю,
Только брызги вверх летят.

VI . Черноморское побережье Кавказа - Российская здравница

– Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозелёная растительность, радующая глаз, привлекает тысячи туристов в эти края.

Здесь построены санатории, дома отдыха. (Звучит телефонный звонок.)

– А сейчас у нас на связи наш специальный корреспондент (из числа детей, отдыхавших летом на море).

– Она объехала всё черноморское побережье и вот, что она сообщает...

(Корреспондент демонстрирует фотографии фонтанов и санаториев Черноморского побережья Кавказа).

– Но люди, приезжающие сюда отдыхать не всегда относятся к природе бережно.

– Откройте страницу 94, прочитайте статью "Человек у моря" и найдите ответ на поставленный в учебнике вопрос.

– А теперь давайте проверим, совпадают ли наши выводы с выводом учёных в учебнике на странице 95.

– На Черноморское побережье Кавказа действуют определённые правила поведения. Они заключены в знаках, изображенных на доске.

– Сейчас прочитайте на странице 94 раздел "Внимание" и сформулируйте эти правила.

VII . Рефлексия:

– Наша экспедиция была длительной.

– И ваши родные соскучились и написали вам письма. (Зачитываем письма, где содержаться вопросы по данному уроку. Дети отвечают на них.)

– Существует обычай, кто хочет вернуться обратно, где он был – надо бросить монетку. У нас две монетки: красная – понравилась экспедиция, синяя – нет.

– А теперь пора домой.

(Надеваю пилотку стюардессы).

– Усаживайтесь поудобнее. Пристегните ремни! Ж – ж – ж. Вот мы и дома. До встречи в эфире.

Домашнее задание: страница 90–95, прочитать и ответить на вопросы.