Рукотворная война. Программа кружка военно-исторического моделирования для учащихся 5–11-х классов

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Стендовое моделирование имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, а позже при изготовлении машин и механизмов, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию.

Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразо-вательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее раци-ональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.

Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, составляют композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Программа кружка рассчитана на три года обучения. Ребята занимаются в разновоз-растных группах, при этом старшие помогают в обучении начинающих технике изготовления моделей и их окрашивания.

Форма занятий – в основном практикум по сборке моделей военной техники и созданию диорам. В теоретической части ребята знакомятся со схемами и чертежами будущих моделей и диорам, использованием различных видов инструментов и материалов, выступают с докладами и сообщениями на исторические темы, изучают исторические факты создания техники и ее применения.

Силами учащихся, посещающих секцию военно-исторического моделирования кружка технического творчества, были созданы диорамы, посвященные 60-летию Курской битвы: “Вихрь огненной атаки” и “Суровые будни войны” (см. Приложения). Они пополнили экспозицию школь-ного музея. Диорамы были использованы в качестве наглядных пособий на уроках истории и клас-сных часах, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Свои работы учащиеся могут использовать как наглядные пособия для рефератов на ученической научно-практической конференции.

Итогом первого года обучения стала школьная творческая выставка диорам, I место в районном смотре технического творчества в 2004 году, II и III места в районной выставке техни-ческого творчества в 2005 году, II и III места в окружном конкурсе творческих работ, посвя-щенном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2005 году (см. Приложения). Данная программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе российской федерации “Об образовании” и других законодательных актах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, родине;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • создание условий для самореализации личности;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Занятия моделированием соответствуют требованиям безопасности и одобрены Министерством Образования России (письмо 1201/11 от 13.08.96г.).

Следует отметить, что в методической литературе по дополнительному образованию есть программы кружков судомоделирования, авиамоделирования, общего технического творчества. С программой по стендовому военно-историческому моделированию встречаться не приходилось.

Цели и задачи военно-исторического моделирования

Главная цель работы секции военно-исторического моделирования – формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания ос-нов технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности, граж-данское и патриотическое воспитание учащихся. При создании моделей и диорам школьники открывают для себя новые страницы истории родной страны, знакомятся более детально с герои-ческим прошлым России.

На занятиях кружка школьники учатся работать с различными видами материалов, созда-вать композиции, воспроизводить окружающую обстановку, природу – различные виды почв, растительности, фрагменты жилых построек, оборонительных сооружений. Развиваются эстети-ческие вкусы учащихся, повышается их интеллектуальный уровень благодаря работе с энциклопе-диями и справочниками. Совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. Воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи.

Из истории военно-исторического моделирования в России

Широкое распространение стендовое моделирование получило в 70-е годы XX века. Первые в стране смотры-конкурсы микромоделей военной и транспортной техники устраивали под эгидой журнала “Техника молодежи”. На них выставлялись изделия искусных самодельщиков, мастеривших из картона, дерева, пластика и других подручных материалов великолепные миникопии самолетов, танков, автомобилей и кораблей всех времен и народов. Впрочем, многие их коллеги уже тогда предпочитали появившиеся в продаже пластмассовые сборные модели. Однако модели были лишены множества мелких подробностей и деталей – мел-ких, конечно, только с точки зрения изготовителя, но очень дорогих сердцу энтузиастов-моделис-тов. По началу стремились как можно точнее раскрасить модели в соответствии с оригиналами – наносился характерный камуфляж, национальные опознавательные знаки, символы отдельных соединений, подразделений, вплоть до личных обозначений командиров экипажей и летчиков. Имитировали разными способами на моделях копоть от выхлопных газов двигателей, следы от попаданий снарядов, осколков и пуль.

Следующий этап в творчестве самодеятельных моделистов ознаменовался появлением на смотрах-конкурсах композиций. Самодельщики упорно искали изображение оригиналов техники во всех доступных тогда источниках – книгах, альбомах, музейных экспозициях, даже в черно-белой фото- и кинохронике военных лет. Все это приближало к полному правдоподобию, что, собственно, и требовалось от военно-исторических миниатюр. Конечно, при таком методе ошибки были неизбежны, тем не менее, создатели подобных композиций достигали совершенства. Общим стимулом был горячий интерес к прошлому и настоящему техники. Особенно боевой, что легко объяснимо – ведь в ней издавна и в первую очередь воплощались все лучшие и эффективные достижения ученых, инженеров и изобретателей.

Но лишь сравнительно недавно на помощь любителям пришло производство. Теперь при-лавки магазинов буквально ломятся от всевозможных изделий. Это сборные модели всего, чего угодно: самолетов, танков, самоходок, автомобилей, боевых кораблей и многое другое. Все это богатство позволяет создавать любому желающему диорамы, которые раньше можно было уви-деть только в музеях.

В разных регионах России энтузиасты военно-исторического моделирования объединяются в клубы по интересам, организовывают и проводят выставки, организуют экскурсии. Занятие моделированием становится увлечением на всю жизнь.

Учебно-тематический план занятий

Тема Кол-во часов Теория Практика
Первый год обучения
1. Вводное занятие. 3 3 -
2. Выбор модели и чтение схем и чертежей. 3 1 2
3. Инструменты и материалы. 6 1 5
4.Изготовление модели. 75 5 70
5. Окраска модели. 18 3 15
6. Заключительное занятие. 3 3 -
ИТОГО 108 16 92
Второй год обучения
1. Вводное занятие 3 3 -
2. Выбор моделей и чтение схем и чертежей. 3 1 2
3. Проектирование диорамы. 9 3 6
4. Изготовление моделей. 30 3 27
5. Изготовление грунта, травы и деревьев. 36 6 30
6. Окраска элементов диорамы. 21 3 18
7. Сборка диорамы. 3 1 2
8. Заключительное занятие. 3 3 -
ИТОГО 108 23 85
Третий год обучения
1.Вводное занятие. 3 3 -
2. Выбор моделей, проектирование диорамы. 9 3 6
3. Изготовление моделей строений. 36 6 30
4. Изготовление моделей. 36 3 33
5. Окраска элементов моделей. 15 3 12
6. Сборка диорамы. 6 1 5
7. Заключительное занятие. 3 3 -
ИТОГО 108 22 86

Содержание программы

Первый год обучения – 108 часов (теория - 16 и практика - 92)

Тема: Великая Отечественная война. 60-летие Курской битвы.

Цель: воссоздание эпизодов битвы на Курской дуге – диорамы “Вихри огненных атак” и “Тяжелые будни войны”

Трудовая деятельность Художественно-творческая изобразительная деятельность
Организация рабочего места при работе с различными материалами.

О правилах пользования инструментами: резцами, кусачками, напильниками, надфиля-ми, пинцетом, кисточкой.

О правилах и технике безопасности использо-вания клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”.

О материалах: природные материалы (песок, древесина, сухоцветы), виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения.

Организация рабочего места при окрашива-нии деталей моделей и диорам.

Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками.

Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), пастель, графит, гуашь, глина, гипс.

О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей.

Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья.

Основы композиции. Представление о композиции как части и целом. Мера. Соотношение частей диорамы.
Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций.

Разделение заготовки на части при помощи кусачек и резцов, зачистка деталей.

Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное.

Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе.

Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая.

Сборка диорамы.

Компоненты изобразительной деятельности: изготовление и подготовка к работе палитры, способы разведения и смешивания красок, нанесение точек, линий, мазков, выполнение камуфляжа военной техники, формы солдат.

Оформление диорамы: выполнение рельефа местности, расположение моделей военной техники и фигурок солдат, макетов деревьев и оборонительных сооружений.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу первого года обучения учащиеся должны:

По трудовой деятельности знать:

  • Виды материалов, их свойства и способы применения при изготовлении диорам и моделей.
  • Многодетальные конструкции, неподвижное и подвижное соединение деталей.
  • Назначение и методы использования специальных ручных инструментов.
  • Технологическую последовательность изготовления моделей и простейших диорам.
  • Способы соединения с помощью клея.
  • Виды отделки.

Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами. Контроль осуществляет учитель.

Анализировать и планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качест-ва результатов собственной практической деятельности. Самостоятельно правильно осуществлять клеевое соединение деталей и их сушку. Экономно использовать материалы при изготовлении диорам.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Знать особенности материалов, используемых при оформлении работы, их возможности для создания моделей и диорам.

Уметь реализовать замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой и трудовой деятельности.

Второй год обучения – 108 часов (теория - 23 и практика - 85)

Тема: Великая Отечественная война. Взятие Берлина.

Цель: воссоздание эпизодов битвы за Берлин – диорамы “Бои на улицах Берлина”, “Проверка документов”, “Ремонт в полевых условиях”, “Отомстили”, модели военной техники периода Великой Отечественной войны и современной.

Трудовая деятельность Художественно-творческая изобразительная деятельность
Самостоятельная организация рабочего места при работе с различными материалами.

О правилах пользования инструментами: резцами, кусачками, напильниками, надфиля-ми, пинцетом, кисточкой, аэрографом.

О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”.

О материалах: природные материалы (грунт, камни), виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения.

Самостоятельная организация рабочего места при окрашивании деталей моделей и диорам.

Виды художественных кистей и приемы работы кистью, гелевыми ручками.

Приемы работы с аэрографом.

Грунтовка, окраска, заливка, метод сухой кисти.

Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), пастель, графит, гуашь, глина, гипс.

О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей.

Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья.

Основы композиции. Соотношение частей диорамы. Пропорции. Соответствие формы и содержания композиции. Соответствие выбранной тематике. Трехмерный передний план. Планирование сюжета.
Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций. Типы оснований. Проекти-рование диорам под руководством учителя.

Разделение заготовки на части при помощи кусачек и резцов, зачистка деталей.

Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное.

Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе.

Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая.

Сборка диорамы.

Компоненты изобразительной деятельности: выполнение камуфляжа военной техники, формы солдат, тонирование фигурок животных, окраска лица.

Оформление диорамы: выполнение рельефа местности, расположение моделей военной техники и фигурок солдат, макетов деревьев и оборонительных сооружений, фрагментов зданий и сооружений, руин. Баланс.

Драматургия и исторический контекст.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу второго года обучения учащиеся должны:

Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форм а и содержание, диорама, композиция, дисгармония.

По трудовой деятельности знать:

Знать виды применяемых при изготовлении диорам материалов, их свойства, способы получения объемных форм.

Уметь самостоятельно выполнять разметку.

Под контролем учителя проводить анализ образца (моделей техники, здания, сооружения и т.д.), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Иметь представление о пропорциях и масштабе изделий, архитектуре, архитектурных стилях.

Уметь при помощи аэрографа наносить грунтовку и окрашивать детали и модели, выполнять имитацию камуфляжа, ржавчины, копоти, гари, крови, самостоятельно выполнять окраску лиц фигурок людей.

Третий год обучения – 108 часов (теория - 22 и практика - 86)

Тема: Великая Отечественная война. Межнациональные конфликты. История вооруженных сил.

Цель: воссоздание эпизодов военных действий, самостоятельное проектирование и изготовление диорам, посвященных историческим событиям войны в Испании, Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и Чечне, истории развития казачьих воинских формирований.

Трудовая деятельность Художественно-творческая изобразительная деятельность
Самостоятельная организация рабочего места при работе с различными материалам и помощь начинающим..

О правилах пользования инструментами: резцами, кусачками, напильниками, надфиля-ми, наждачными шкурками, шпателями, пинцетом, кисточкой, аэрографом, аппаратом для выжигания, гроверами.

О правилах и технике безопасности использования клея ПВА, специального модельного и клея “Момент”, эпоксидной шпаклевкой.

О материалах: природные материалы, виды пластмасс, металлы. Их свойства и возможности применения.

Самостоятельная организация рабочего места при окрашивании деталей моделей и диорам и помощь в работе начинающим.

Приемы работы кистью, гелевыми ручками, аэрографом, пастелью.

Художественно-графические материалы: специальные краски (изготовитель – фирма “Звезда”), пастель, графит, гуашь, глина, гипс.

О конструкции: многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение дета-лей, самостоятельное изготовление мелких конструктивных деталей военной техники, креативного мусора, конверсия фигур.

Основы экономических знаний: об экономном расходовании материала и использовании вторичного сырья.

Основы композиции: совокупность всех средств в создании целостного образа при самостоятельном выполнении диорам.
Компоненты технологии: разметка, чтение чертежей, использование предметных инструкций, самостоятельная разработка планов, схем и эскизов деталей.

Разделение заготовки на части при помощи кусачек и резцов, зачистка деталей.

Соединение деталей: клеевое, неподвижное и подвижное, пайка.

Отделка: окраска по схемам и чертежам, фотографиям и рисункам в специальной литературе и на электронных носителях.

Сушка изделий: атмосферная и воздушно-тепловая.

Сборка диорамы.

Компоненты изобразительной деятельности: смешивание красок, высветление, базовая тех-ника, имитация крови, ржавчины, гари, копо-ти, повреждений, выполнение аксессуаров, имитация складок на одежде, окраска рук, оружия.

Самостоятельное оформление диорамы в соответствии с сюжетом: выполнение рельефа местности, расположение моделей военной техники и фигурок солдат, маркировки, символики, макетов деревьев и оборонительных сооружений, зданий, мебели.

Результаты обучения и развития учащихся

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

По трудовой деятельности знать:

Уметь самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами, оказывать помощь начинающим.

Самостоятельно выстраивать весь процесс выполнения диорамы (от замысла до практической его реализации), выбирать рациональные технико-технологические решения и приемы.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Уметь самостоятельно творческий замысел в создании диорам на военно-исторические темы.

Литература

  1. Военная техника. – М.: ООО Издательство Астрель, 2001.
  2. Вокруг света. Журнал Российского географического общества.
  3. Горбачева Е.Г., Смирнова Л.Н. всемирная история бронетехники. – М.: Вече, 2002.
  4. Моделист-конструктор. Журнал. Москва, с 1982 года.
  5. Модель-хит. Журнал для моделистов и коллекционеров. Проект издательского дома “Техника молодежи”. Москва, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 г.
  6. Стендовый моделизм. Журнал. Учредитель – АО “Звезда”. ООО АМА-ПРЕСС, Москва. 2003 – 2006 г.
  7. Строим диорамы. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов-коллекционеров стендовых моделей. № 32, 33.
  8. Танки Вермахта. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов-коллекционеров стендовых моделей. № 28.