Интегрированный курс "Метротехнографика" в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Начиная с младших классов, умения, составляющие графическую грамотность учащихся должны приобретать характер общеучебных, должны формироваться, обогащаться и активно использоваться во всех школьных предметах.

В связи с этим курс “Метротехнографика” состоит из элементов базового курса геометрии, элементов графической подготовки учащихся (пропедевтический курс черчения), элементов компьютерной графики (использование программы Block CAD), элементов технологии (проектная деятельность, использование конструктора ЛЕГО).

Идея ввести в интегрированный курс раздел ЛЕГО-конструирование неслучайна. Уже 6 лет в нашей гимназии в среднем звене учащиеся занимаются ЛЕГО конструированием и моделированием. Дети очень любопытны, способны к творчеству и имеют богатое воображение. Именно игры с конструктором помогают развивать у ребенка творческие способности, воображение и стремление к знаниям.

Работа с конструктором дает возможность экспериментировать, учиться тому, как можно изменять предметы. ЛЕГО не ограничивает фантазию ребенка, тренирует моторные навыки, помогает выражать свои мысли и представления об окружающем мире.

Рассмотрим одно из занятий данного курса для 3 класса.

Продолжительность 2 академических часа.

Тема “Конструирование”

Тип урока комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: рабочие тетради по курсу “метротехнографика”, чертежные инструменты и принадлежности, цветная бумага, элементы базового набора конструктора ЛЕГО, программа Block CAD, ПК, ножницы, клей.

Цели и задачи:

  • Продолжить формировать и развивать конструкторские и графические умения, культуру труда.
  • Научить изготавливать изделия по технологическим картам.
  • Развивать пространственное воображение и творческое мышление, интерес к предмету.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Готовность к уроку.

2. Изучение нового материала

Рубрика “Это интересно!”

Бумагу впервые стали делать в Китае во II веке. Сырьем для ее изготовления были стебли бамбука и луб шелковичного дерева. Слово бумага – древнерусское, произошло от греческого bambakion – бамбук. В Европе бумага появилась XI – XII вв. она пришла на смену папирусу и пергаменту. Сначала для ее изготовления пользовались измельченным пеньковым и льняным тряпьем. С появлением в XV в. книгопечатания нашли способ делать бумагу из древесины. Так ее делают до сих пор, и лишь для изготовления высших сортов бумаги, на которой печатают денежные купюры и важные документы, используют измельченные обрезки текстиля.

Бумага состоит из:

  • растительных волокон – хлопок, лён, целлюлоза, синтетические волокна и т.п.
  • наполнителей – каолин, мел, сернистый барий, отбеливатели и т.д.
  • клеящих веществ – клей, смола, канифоль и др.

Бумага – один из самых доступных и интересных материалов, с которым человек сталкивается ежедневно. Тетрадный лист в умелых руках может превратиться в птицу или кораблик, открывая универсальный характер бумаги, постигая искусство складывания – оригами (рисунок 1).

Родина оригами – Япония, где много веков назад зародилось это искусство. Оригами являются украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников.

Рисунок 1

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненные в технике оригами.

Просмотр фрагмента видеофильма.

Для работы в технике оригами необходимо понимать условные обозначения и знать термины (рисунок 2, 3)

Японской ассоциацией оригами разработаны и утверждены обозначения, которые основываются на традиционной японской терминологии. Схемы или технологические карты построены по принципу одно действие – один рисунок. Работать необходимо постепенно, не забегая вперед. Если же при работе допущена ошибка, лучше начать работу сначала.

Рисунок 2 Рисунок 3

3. Закрепление

В процессе выполнения заданий использованы элементы релаксации (музыкальное сопровождение).

Задание №1 (форма работы индивидуальная)

По технологической карте выполнить в технике оригами “кошку” и “собаку”

Перед началом выполнения следующего задания проведен инструктаж.

Задание № 2 (форма работы индивидуальная)

Изготовление аппликации “Бульдозер”. Перенести чертёж на цветную бумагу, вырезать и составить аппликацию (рисунок 4, 5)

Рисунок 4 Рисунок 5

Задание № 3 (форма работы групповая)

Работа с конструктором ЛЕГО.

Выполнить из элементов базового набора конструктора модель “Бульдозер”.

Задание № 4 (форма работы индивидуальная)

Работа в рабочей тетради, работа на ПК с программой Block CAD.

Создать гараж для снегоуборочной техники, предварительно выполнить наброски предполагаемого гаража.

Рубрика “Запомни”

  • Конструирование
  • Схема
  • Технологическая карта
  • Терминология
  • Техника оригами

4. Подведение итого урока, отбор и демонстрация лучших работ.

Литература:

  1. Волкова С.И., Математика и конструирование 3 класс. М., 2003.
  2. Томас Халл Самоделки из бумаги. М., 1995.
  3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль 1995.
  4. Джун Джексон Поделки из бумаги. М., 1979