Жизненный подвиг Эрнста Буша

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Артист огромного обаяния и редчайшего таланта, поражающий широтой интересов, знаток литературы и искусства, кристально честный в политических и художественных принципах, Эрнст Буш по праву занимает одно из самых выдающихся мест в истории немецкой культуры ХХ столетия. Эрнст Буш сочетал в своём творчестве настоящий сильный поставленный голос с потрясающими актёрскими интонациями, которые не подменяли природные данные, как у большинства “поющих актёров”, а разнообразили их. Дикции Буша мог позавидовать профессиональный актёр.

Его жизнь была похожа на авантюрный роман. Он всегда пел. Сатирические куплеты и рабочие песни, городские романсы и иногда даже арии. Славу и популярность песен Эрнста Буша не трогает время, но вспоминать его в последние годы жизни было не принято. Да и сегодня его творчество находится в тени. Это произошло, главным образом, потому, что он не пожелал приспосабливаться к засилью чиновников и лично к прославлению Эриха Хонеккера в ГДР. Кроме того, Эрнст Буш, будучи антифашистом, являлся и коммунистом, а коммунисты в Германии и сегодня не в чести…

Эрнст Буш родился 22 января 1900 года в Киле, в семье потомственного пролетария, строительного рабочего Фридриха Буша и портнихи Эммы Буш. В семье Буша много и охотно пели. Пела мать, знавшая десятки народных песен и популярных романсов. Пела старшая сестра Эрна. Неплохим баритоном обладал отец, с молодых лет участник хорового союза строительных рабочих. Иногда маленький Эрнст ходил вместе с отцом на спевки, и Эрнст, ещё не знавший грамоты, с необыкновенной лёгкостью запоминал мелодии и слова многих песен. С детских лет Эрнст жил в атмосфере трудовой семьи, достаток которой зависел от заработков отца, не раз попадавшего в полосу сезонной безработицы. Эрнст с детства соприкоснулся со средой, где постоянно велись жаркие споры на острые социальные и политические темы. Отец часто брал с собой мальчика на рабочие собрания и празднества.

Боевое крещение Эрнста Буша произошло в 1907 году во время рабочей маёвки. Семилетний Эрнст без тени смущения вышел на сцену и спел запев второго куплета “Интернационала”.

По воспоминаниям людей, знавших Эрнста Буша в годы юности, он уже тогда отличался необыкновенной любознательностью, стремлением пополнять свои знания в области социологии, астрономии, литературы, языков. Он дружил с парнями, которые так же, как и он, изо всех сил рвались к знаниям. В период, непосредственно предшествовавший захвату власти гитлеровской кликой, немецкая прогрессивная литература и искусство находились на подъёме. Однако, создание единого антифашистского фронта было сорвано.

В 1933 году к власти пришёл гитлеровский режим, который можно охарактеризовать как правительственную систему политического бандитизма и средневекового варварства.

В это трагическое и страшное время лучшие люди Германии вынуждены были скрываться в подполье либо уходить в изгнание, покидать родину, оставляя на произвол судьбы и на потребу гитлеровским громилам своё имущество, библиотеки, накопленные десятилетиями художественные ценности, рукописи ещё не законченных книг, симфоний, научных трудов. На протяжении нескольких лет Германия лишилась тысяч и тысяч деятелей культуры, в числе которых были люди с мировыми именами в области науки, литературы и искусства. Те, которые не успели убежать из Германии, были вынуждены замолчать на долгие годы. Многим писателям, артистам, музыкантам пришлось по нескольку раз менять страну проживания по мере того, как фашистские орды захватывали одно за другим государства Западной Европы.

Последний спектакль с участием Буша перед его вынужденным отъездом из Германии состоялся 27 февраля 1933 года в Магдебурге. На следующий день полицейские власти Магдебурга запретили дальнейший показ спектакля, в котором участвовал Эрнст Буш, и актёр возвратился в Берлин. В Берлине в тот момент царило необычайное возбуждение; стены домов были оклеены предвыборными плакатами; повсюду слышался топот сапог марширующих штурмовиков. На следующий день в одной из берлинских газет актёр прочёл фразу: “Известно ли вам, что Эрнст Буш всё ещё находится в Берлине?”

Это стало своевременным предупреждением. Буш в последний раз зашёл в свою квартиру, уложил чемодан, не забыв, конечно, захватить ноты, и скрылся в подполье. Вскоре, 9 марта 1933 года, друзья помогли ему перейти голландскую границу. Бросив свою квартиру в Берлине, оторвавшись от привычной обстановки и товарищей по работе, Эрнст Буш должен был начинать всё с начала. Радиопередачи антифашистских песен в исполнении Буша, вызывавшие бессильную злобу нацистов, привели к тому, что артист специальным приказом гитлеровского правительства был лишён германского гражданства и зачислен в чёрный список “ещё не повешенных”. В Амстердаме, Брюсселе, Антверпене Буш приобрёл много новых друзей-соратников по борьбе против фашизма. Широкий резонанс вызвали концерты Буша в Париже, где его слушателями были не только французы, но и многочисленные представители немецкой политической эмиграции.

Ещё в Берлине, общаясь с передовыми немецкими писателями, композиторами, актёрами, Эрнст Буш с интересом слушал рассказы о нашей стране. Он давно мечтал побывать в Москве.

Живя в Голландии, а затем в Бельгии, Эрнст Буш время от времени выезжал во Францию и Швейцарию, где выступал в концертах и радиопередачах.

Вскоре пришло официальное приглашение из Москвы от Международного объединения театра вместе с визой. Буш собрался в путь. Ехал он кружным путём: через Париж, Цюрих, Вену, Прагу, Варшаву. По дороге сделал несколько остановок для того, чтобы выступить перед рабочей аудиторией Цюриха и Вены. Эрнст Буш приехал в нашу страну после двух лет скитаний по городам Западной Европы. Он прибыл в Москву “налегке”, с единственным чемоданом, на дне которого лежала толстая пачка нот-печатных и рукописных. Это были боевые антифашистские песни, баллады, зонги.

В Москве у Буша вскоре нашлось много друзей среди писателей, композиторов, актёров. Особенной любовью Буш пользовался у многочисленной московской колонии немецких политических эмигрантов, для которой каждое открытое выступление певца было радостным событием.

Летом 1936 года по приглашению Политуправления Красной Армии Буш приехал в одну из подмосковных воинских частей. Не прошло и нескольких минут после начала концерта, как между эстрадой и солдатской аудиторией протянулись невидимые нити взаимной симпатии, дружеского творческого общения. Бойцы слушали Буша с жадным вниманием, чутко реагируя на каждую песню. Буш стремился откликаться песнями на каждое значительное событие политической и общественной жизни, как в нашей стране, так и за рубежом.

В Москве и Ленинграде Буш много и охотно выступал по радио. Он пел разнообразные программы. Эти выступления Буша очень полюбились широким массам радиослушателей. После каждого радиоконцерта Буша в Радиокомитет приходили сотни писем, выражавших восхищение искусством немецкого артиста. С чувством особой ответственности пел Буш перед микрофоном Иностранного вещания для своих соотечественников в порабощённой нацистами Германии. Пути, связывающие гитлеровскую Германию с внешним миром, были тернисты и сложны. Но голос верного сына немецкого народа преодолевал все заслоны. В декабре 1936 года в Колонном зале московского Дома Союзов состоялся большой вечер Буша. На этот раз некоторые песни он пел в сопровождении большого хора детей-учащихся Московской немецкой школы имени Карла Либкнехта, с которыми Буш предварительно провёл несколько занятий.

Особенно напряжённая работа началась у Буша после того, как в Испании вспыхнул фашистский мятеж, и героический испанский народ встал на защиту республики. С первых же дней фашистского мятежа в Испании Буш с неотрывным вниманием следил за ходом событий в этой стране. Большой друг Буша, писатель Михаил Кольцов, находившийся в республиканской Испании, посылал Бушу ноты народных и революционных испанских песен. Получение каждой такой посылки было радостным событием. Когда в республиканской Испании начали организовываться интернациональные бригады, в рядах которых против фашистов сражались лучшие люди Европы и Америки, песня “Гимн интернациональных бригад” приобрела там всенародную популярность. Эту песню с успехом исполнял Эрнст Буш. По мере того, как на испанской земле разгоралась битва против фашистских захватчиков, становилось ясно, что главной ударной силой контрреволюции являются войска гитлеровского рейха, Буш всё чаще выражал стремление быть там, на переднем крае борьбы против фашизма. Отправляясь в Испанию с группой немецких писателей-антифашистов весной 1937 года, Буш взял с собой ноты многих песен, посвящённых героической борьбе испанских патриотов.

Расставаясь с Москвой, Буш сохраняет крепкие дружеские связи со многими людьми, горячо любившими его талант. Московское радио по-прежнему передаёт программы антифашистских песен в исполнении Буша, используя фонд записей его выступлений на грампластинках. Буш провёл в сражающейся Испании около полутора лет. Это были овеянные легендарной славой годы народной войны против вооружённых до зубов наёмных солдат гитлеровской Германии и фашистской Италии, рвавшихся к сердцу страны - Мадриду. Выехав из Испании в июле 1938 года, Буш с большими трудностями добрался до Бельгии, где было много преданных друзей и ценителей его таланта.

Очутившись в Бельгии, Буш немедленно со всей энергией приступил к работе. Выступления по радио, концерты, митинги, вечера, посвящённые героической Испании, следовали один за другим. Буша хотели видеть у себя рабочие промышленных предприятий, горняки, железнодорожники, докеры Антверпенского порта. И Буш никому не отказывал. Он пел свои старые антифашистские песни, пел песни, созданные в Испании. 10 мая 1940 года гитлеровские танки ворвались в Бельгию. В течение нескольких дней страна была оккупирована и порабощена, рабочие организации сломлены, тысячи и тысячи бельгийских патриотов уничтожены или брошены в концлагеря. Вместе с остатками бельгийской армии Буш переходит французскую границу. Через охваченный паникой Париж Буш отправляется дальше, на юг Франции.

Стараясь выслужиться перед своими новыми хозяевами, министры французского правительства жестоко расправляются со всеми антифашистами, с подлинными патриотами Франции, для которых спешно создаются концентрационные лагеря по образцу гитлеровских лагерей смерти. Среди заключённых одного из таких лагерей оказался Эрнст Буш. В лагере Буш был брошен в барак, где помещались интернированные бывшие бойцы интернациональных бригад, бежавшие из Испании. Это была сплочённая среда, и Буш почувствовал себя вновь среди своих. Однако, условия существования заключённых здесь были крайне тяжёлые. Люди жили в страшной тесноте, страдая от сырости, холода, недоедания, болезней.

Террор и казни, голод и болезни-всё было мобилизовано властями для уничтожения заключённых, среди которых были мужественные борцы-антифашисты, писатели, артисты, видные деятели культуры. Несмотря на бдительную охрану, некоторым смельчакам всё же удавалось бежать. Буш знал: если его опознают, - расправа будет коротка. Но он всё же решается на побег и после долгих злоключений добирается, наконец, до границы Швейцарии. Однако при попытке перехода через границу беглецов задерживает пограничный пост. Арестованными заинтересовываются представители гестапо, которые быстро узнают в одном из нарушителей границы Эрнста Буша. Это случилось 15 января 1943 года. Так измученный более чем трёхлетним пребыванием в концлагере певец попадает в лапы гестапо. Его отправляют в Берлин и заключают в одиночную камеру зловещей политической тюрьмы Моабит.

На 29 октября 1943 года был назначен процесс, который должен был вынести смертный приговор Бушу. Однако в связи со всё учащавшимися воздушными налётами суд был отложен. Тем временем - это было 22 ноября 1943 года - в судьбу Буша вмешалась американская бомба, разрушившая до основания крыло тюрьмы, в которой помещалась одиночка Буша. Когда приступили к раскопкам завалов, среди груды обломков в луже крови было найдено тело Буша, казалось, без признаков жизни. Его стащили в мертвецкую и бросили на нары вместе с десятком трупов других погибших во время налёта. Однако один из заключённых, врач по профессии, перетаскивавший трупы погибших, внезапно услышал стон. Подойдя поближе, он узнал Буша. Пульс слабо бился. Сердце певца работало. Буша поместили в тюремный госпиталь. Тяжёлое ранение головы вызвало большую потерю крови. Обрушившаяся железная балка перебила ему лицевой нерв. Только через 10 дней Буш пришёл в сознание… Над ним стоял тюремный врач. “Ну, с этой кривой мордой, пожалуй, покончено”, - такими словами он приветствовал возвращение раненого к жизни. Когда через несколько месяцев Буш встал с больничной койки, тюремщики направили его в Бранденбургскую каторжную тюрьму. В 1944 году гитлеровская Германия остро нуждалась в рабочих руках. Буш, вместе с сотнями других заключённых, должен был с утра до вечера выполнять работу по заданию тюремной администрации. Одно время вся тюрьма была занята штамповкой пуговиц. Больше года Буш штамповал пуговицы. Нацисты могли заставить Буша производить любую тяжёлую работу, но они не могли сломить могучий дух борца-антифашиста. Даже в самые мрачные дни заточения он не терял веры в победу света над тьмой, сил свободы над мракобесием кровавого гитлеровского режима.

…Наступил 1945 год. Всё ближе и ближе подходил фронт к стране, развязавшей страшную истребительную войну. Всё чаще и чаще замечали заключённые растерянность и страх в глазах своих тюремщиков. В апреле до узников Бранденбургской тюрьмы стало доноситься громыхание отдалённой артиллерийской канонады.

“И вот в один прекрасный день, - рассказывает Буш, - дверь моей камеры широко распахнулась. На пороге стоял рослый солдат с автоматом на груди и с красной звездой на ушанке… Пришло освобождентие…”.

Это случилось 27 апреля 1945 года.

После почти пятилетнего пребывания в заключении, измученный и голодный, одетый в жалкие тюремные лохмотья, бесконечно усталый, но счастливый, он шагает вдоль разбомблённого шоссе, направляясь домой, в Берлин! Перед ним расстилается грустная картина разрушения, повсюду валяются разбитые немецкие танки, сожжённые машины, брошенные орудия. Обгоняя пешехода, по шоссе мчатся танки и бронетранспортёры, самоходные орудия и походные кухни. Идут войска. Идут на Берлин, идут с песнями, в которых звучит голос победы.

Где-то на обочине дороги Буш подобрал брошенный велосипед. Это значительно ускорило его продвижение к дому. Но уже на ближних подступах к Берлину велосипедиста задержал советский патруль. Буш вспоминал: “…Когда мня привели в караульное помещение, я мобилизовав весь свой скудный запас русских слов. Пытался растолковать людям, арестовавшим меня, что я вышел из гитлеровской тюрьмы и иду освобождать Берлин вместе с советскими солдатами. Очевидно, меня плохо понимали. Тогда я сказал, что я артист. Чтобы доказать это, я попробовал даже запеть:

Drum links! Zwei, drei!
Drum links! Zwei, drei!..”

В середине декабря 1948 года по приглашению Союза писателей Эрнст Буш приехал в Москву. Среди встречавших его на Белорусском вокзале были поэты, артисты, музыканты. Далеко не склонный к сентиментальности, к внешнему проявлению чувств, Эрнст Буш всё же с трудом скрывал своё волнение. Прямо с вокзала он отправился в Институт нейрохирургии, где ему была приготовлена отдельная небольшая палата. Началось лечение. Однако, встречи с врачами, консилиумы и всевозможные лечебные процедуры не могли полностью отвлечь Буша от творческой работы.

Тем временем, врачи, лечившие Буша, пришли к решению отказаться от операции, считая её слишком рискованной: если разорванные мышцы щеки и лицевой нерв не удастся срастить и восстановить их нормальные функции, то результат такой операции мог бы привести к ещё большему искажению лица. Поэтому консилиум профессоров и врачей Института нейрохирургии предложил терапевтические методы лечения. В конце декабря Буша перевели в Московский институт курортологии, где он прошёл курс электролечения, а также всевозможных водных процедур.

Вырываясь на “свободу” из больницы, Буш предпринимал большие прогулки по Москве. Как и в былые времена, он делал осмотры новостроек столицы, знакомился с новыми районами города, не существовавшими до войны.

За время пребывания Буша в Москве состоялось шесть его выступлений по радио. Кроме того, была записана серия песен на плёнку и грампластинки.

В один из январских вечеров Союз писателей организовал в своём Доме на улице Воровского вечер Эрнста Буша. Председательствовал Константин Симонов. Буш спел большую программу из старых и новых песен. Он пел с прежней силой, с неугасимым темпераментом бойца.

Прежде чем закончить вечер, К.Симонов прочёл своё стихотворение, посвящённое Эрнсту Бушу:

В Берлине на холодной сцене
Пел немец, раненый в Испании
По обвинению в измене
Казнённый за глаза заранее,
Пять раз друзьями похороненный,
Пять раз гестапо провороненный,
Воскресший, бледный, как видение,
Стоял он, шрамом, изуродованный,
Как документ Сопротивления,
Вдруг в этом зале обнародованный.
Он пел в разрушенном Берлине
Всё, что когда-то пел в Испании,
Всё, что внутри, как в карантине,
Сидело в нём семь лет молчания.
Менялись оболочки тела,
Походки, паспорта и платья,
Но молча, душу сжав в объятия,
В нём песня еле слышно пела:
Она охрипла и болела,
Она в жару на досках билась,
Она в застенках заболела
И в одиночках простудилась.
Она явилась в этом зале,
Где так давно её не пели.
Одни, узнав её, рыдали,
Другие глаз поднять не смели.
Над тем, кто сдал её на муки,
Она в молчаньи постояла
И молча положила руки
На плечи тех, кого узнала.
Все видели: она одета
Из-под Мадрида прямо с фронта
В плащ и кожанку с пистолетом,
И тельманку с значком “Рот-фронта”.
А тот, кто пел её, казалось,
Не пел её, а шёл в сраженье,
И пересохших губ движенье,
Как ветер боя, лиц касалось. 

***

Мы шли с концерта с ним, усталым,
Обнявшись как солдат с солдатом,
По тем разрушенным кварталам,
Где я шёл в мае сорок пятом.
Я с этим немцем шёл, как с братом,
Шёл длинным каменным кладбищем,
Недавно взятым и проклятым,
Сегодня-просто пепелищем.
И я скорбел с ним, с немцем этим,
Что в тюрьмы загнан и поборот,
Давно когда-то, в тридцать третьем
Он не сумел спасти свой город…

В большой и трудной жизни Эрнста Буша было всё: блистательные сценические успехи, мировое признание и слава одного из крупнейших актёров современности, повседневный труд певца свободы, любовь миллионов к его песне. Но было и другое: преследования, аресты, концентрационные лагеря, тюрьмы, смертный приговор, американская бомба…

Все испытания судьбы Буш встретил как мужественный солдат, не поддаваясь унынию и страху, не склоняя голову перед смертельной опасностью. Через всю свою героическую жизнь Буш пронёс веру в настоящего человека, большую и требовательную любовь к людям.

Его жизнь и творчество не разделимы.

Много лет прошло с момента кончины певца, многое в мировой истории сегодня переосмыслено и рассматривается иначе. Однако и в наше время можно утверждать, что Эрнст Буш - человек, не знавший компромиссов в жизни, в борьбе и в творчестве, он - человек, вошедший в число лучших художников мира, поставивших своей целью служение правде, свободе и счастью человечества.

Голос Буша по-прежнему свеж и молод. Его пение ни в чём не утратило свою боевую и лирическую силу.

Использованнные источники информации:

1. Грампластинка “Поёт Эрнст Буш”:

  • “Песня рабочих” (Г. Эйслер-С.Хермлин);
  • “Красное знамя” (боевая песня итальянских рабочих);
  • “Дороги” (А.Новиков-Л.Ошанин);
  • “Песня единого фронта” (Г.Эйслер-Б.Брехт)

2. Г.Шнеерсон “Эрнст Буш и его время”, М., “Советский композитиор”, 1971

3. Г.Шнеерсон “Эрнст Буш”, М., “Музыка”, 1964

4. С.Болотин, Т.Сикорская “Песня-подвиг”, журнал “Музыкальная жизнь”, 1960 г., № 3