Методическая работа как ключевое звено, обеспечивающее развитие, совершенствование непрерывного образования педагогических кадров в лицее

Разделы: Администрирование школы


Образование в современном мире выступает важнейшим фактором национальной безопасности, социальной стабильности и развития. Подходы к совершенствованию отечественного образования сформулированы во многих нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня. В этих документах подчеркивается необходимость постоянного повышения уровня профессиональной квалификации и компетентности.

Неизбежность обновления методической работы обусловлена множеством причин:

  • прежде всего изменилось само общество, обратившее свои надежды на пробуждение личностного самосознания граждан, что обновило и представление о характере методического сопровождения у педагога, ориентированного на создание условий для его свободной самореализации и самосозидания;
  • стали иными в общественном сознании смыслы образования: оно начало осознаваться не как определенный уровень обученности, функциональной компетентности человека, а как его личностное преобразование, самодостраивание сообразно изменчивой действительности. Следовательно, оформилось ожидание новой системы методического обеспечения, поддерживающей личностный рост и самореализацию каждого субъекта;
  • изменились сами субъекты образования: ребенок, учитель, родители. Ребенок растет в новом мире, и поэтому востребовано новое, личностно-ориентированное образование, обеспечивающее успешное вхождение личности в социум, а это делает необходимым иное, свободосообразное включение воспитанников в педагогический процесс, а значит, и иное методическое сопровождение этого процесса. Учитель в непредсказуемо изменяющемся мире глубже осознает свое социальное предназначение, теснее связывает возможности личностного становления воспитанников с уровнем собственной личностной зрелости, профессиональной компетентности. Как следствие, он активизирует собственное само развитие, которое также требует иного качества и содержания методической работы. Словом, сами субъекты образования испытывают потребность в изменении методической работы;
  • изменяются и теоретические подходы к сущности деятельности методической работы, которая стремится уйти от технократических оснований и выявить и рассмотреть новые факторы, предпосылки, условия: внутренние и внешние, личностные и социальные – для своего самосовершествования и оказания более эффективной помощи изменившемуся образованию в изменившейся стране.

Кроме того, особенности современной образовательной ситуации, социокультурные изменения обострили противоречия методической работы и выявили ряд проблем, которые актуальны для многих школ, в том числе и для нашего лицея:

  • между осознанием большинством педагогов необходимости активизации творческих сил личности и отсутствием надлежащих социально-педагогических условий для их формирования и развития;
  • между массовым характером подготовки учителей и индивидуально-творческим типом их профессиональной деятельности;
  • между требованием активной творческой позиции учителя и преимущественно репродуктивными формами его обучения;
  • между постоянно возрастающей по объему и усложняющейся по содержанию научно-практической информации в педагогической сфере и недостаточной мобильностью учебных планов, пособий, методик, форм подготовки учителя;
  • между необходимостью использовать широкий спектр методов, форм и средств в построении педагогического процесса для комплексного решения задач подрастающего поколения имеющимися личностно-профессиональными возможностями учителей и их способностью это делать.

Для нашего лицея это стало единым “проблемным полем”, которое актуализировало потребность в создании личностно-ориентированной модели методической работы, обеспечивающей научно-методическое и информационное сопровождение развития системы образования, достижение нового качества образования через повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров.

Основными направлениями работы с педагогами в лицее являются:

  • обновление содержания методической работы в свете реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования и его научно-методическое обеспечение;
  • формирование информационной культуры педагогов через повышение уровня и качества информатизации лицейского образования;
  • научно-методическая поддержка в создании, освоении, внедрении и распространении передового педагогического опыта, нововведений среди педагогов, работающих в опытно-экспериментальном и инновационном режиме;
  • осуществление личностного, практико-ориентированного подхода в повышении квалификации педагогов;
  • осуществление экспертизы профессионально-педагогической компетентности в рамках аттестации;
  • содействие процессу профессиональной адаптации педагогов в условиях развития системы образования.

Рассматривая первое направление, мы хотели бы подчеркнуть, что личностно ориентированная методическая деятельность в лицее основывается на представлении субъектов этой модели о модернизации как процессе приведения целей, задач, содержания, методов и оценки в соответствии со сложившимися в обществе отношениями и превалирующими социальными ожиданиями.

Одним из важных подходов в концепции модернизации Российского образования является компетентностный подход.

Реализация компетентностного подхода предполагает формирование и развитие ключевых компетентностей учащихся лицея в процессе воспитания и обучения дисциплинам стандарта. Это сложная многоплановая проблема, стоящая перед лицеем. Ее решение невозможно без разработки научно-обоснованных моделей надпредметной компетентности учащихся как некоторого комплекса их ключевых компетентностей.

Анализ предложенного текста в Стандарте образования показывает, что далеко не все важные качественные характеристики учащихся предъявлены с достаточной степенью точности, чтобы можно было легко проверить их наличие или отсутствие у учащихся. В определенной степени подробно представлены познавательная, коммуникативная, общеучебная и информационная деятельности учащихся. Слабо представлены такие очень важные качественные характеристики учащихся как толерантность; умение работать в команде; прогнозировать свою деятельность, взаимоотношения и их результаты; организационные умения.

В рамках работы по этой теме учителя лицейских методических объединений под научным руководством Шкериной Л.В. доктора педагогических наук, работали по созданию моделей предметной и надпредметной компетентности учащихся (выделяя все три компонента компетентности: когнитивный, праксеологический и аксиологический). В результате этой работы был создан материал “Реализация компетентностного подхода в лицее № 4”, который служит критериальным материалом для работы учителей и администрации лицея. Работа по этой теме включает большинство педагогов лицея и направлена на развитие профессиональной компетентности учителя.

Говоря о втором направлении особо отмечаем проект учителя информатики Ивановой Н.А. “Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса”, который реализуется уже несколько лет в лицее, и вышел уже за рамки только обучения учителей пользоваться необходимым технологическим арсеналом, позволил возникновению новых форм работы с педагогами и учащимися на уроке и во внеурочной деятельности, изменился технический уровень всех мероприятий. Ни одно мероприятие не проходит без использования аудио-видеомонтажного оборудования. Многие учителя успешно создают и применяют в своей деятельности презентации, проекты, видеоролики, создают раздаточные материалы, и не только создают сами, но и привлекают к этому учащихся, что, несомненно, говорит о профессиональном движении педагогов.

Подход к организации методической работы с педагогами основывается в лицее на понимании педагогического сообщества социальной организацией, которая рассматривается как объединение людей, совместно действующих для достижения целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил.

Из свойств, характеризующих социальную организацию, важными для нас являются следующие:

  • организации способны к самодостройке, самообучению, самосовершенствованию;
  • организации могут подчиняться внешнему управлению и диктату обстоятельств, но истинный источник их развития в них самих;
  • организации способны добиваться большей производительности в своей деятельности за счет интеграций действий своих членов;
  • интеграцию людей обеспечивает комплекс ценностей и норм, с помощью которого регулируется жизнедеятельность.

Поэтому возникла идея создания модели организации деятельности педагогов в рамках проблемно-поисковых групп, где организуется совместная профессиональная деятельность членов педагогического сообщества, удерживаются возможности обнаруживать и нарабатывать личностно-ориентированную педагогическую культуру, обобщить педагогический опыт, выработать и применить новые способы педагогического действия. Группы в рамках проектов работают над темами:

“Разнообразие форм и методов, внедрение инноваций в учебный процесс как средство повышения качества лицейского образования”, “Непрерывное математическое образование как средство повышения качества лицейского образования”, “Воспитательная программа лицея “Путь к успеху” на 2005-2009 уч.г.”, “Создание образовательного пространства начальной школы, как пространства развития успешной личности, Развитие иноязычной культуры, как средство повышения качества лицейского образования”

Одним из результатов этой деятельности стали: публикации творческих работ учителей в методических изданиях; участие в научно-практических мероприятиях (конференциях, семинарах), участие в проводимых конкурсах научно-исследовательских работ по проблематике школьного образования.

Наряду с достигнутыми положительными результатами существуют проблемы, которые необходимо решить с целью повышения эффективности научно-методической работы:

  • продолжить поэтапный переход к новому уровню образования на основе информационных и телекоммуникационных технологий;
  • повышение уровня личностно-профессиональной готовности педагогов к использованию нетрадиционных форм непрерывного образования в межкурсовой период, позволяющих оптимизировать педагогическую деятельность.

Говоря о новых способах подготовки педагогов, мы предполагаем участие в новых способах организации и программ переподготовки кадров, ориентированные на изменение требований к качеству образования: дистанционное образование педагогов, сетевое взаимодействие, проведение педагогических Интернет-форумов, виртуальный методический кабинет.