"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ")

Разделы: Литература


Цель:

  1. Приобщение учащихся к чтению художественной литературы; учить давать полные, развернутые ответы на поставленные вопросы; учить делать выводы на основе прочитанного, обучение составлению простого плана.
  2. Развивать навыки быстрого и выразительного чтения; мыслительную деятельность, речь, умение пересказывать текст.
  3. Воспитание чувства дружбы, коллективизма, взаимопомощи, уметь отличать хорошее и плохое.

Оборудование: нарисованная и вырезанная шхуна; карта острова, волны вырезанные, пальмы, портреты главных героев, подзорная труба, частокол, словарные слова на карточках (роман, юнга, шхуна, сквайр, блокгауз), сундук, английский флаг, на учащихся – матросские воротники, песня М.Дунаевского “ А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!”, костюмы Джима и доктора Ливси.

Парты стоят в виде корабля, портрет Стивенсона, выставка книг.

Доска: на доске крепится вырезанная шхуна (с левой стороны), в центре пишется тема, словарные слова( с правой стороны доски).

На обороте пишется домашнее задание:

  1. Письменно ответить на вопрос: “ Кто из героев особенно понравился и чем?”
  2. К 19.01.08 прочитать роман Д.Дефо “Робинзон Крузо”.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня необычный урок. Мы отправимся вместе с героями книги Роберта Стивенсона на поиски сокровищ. В пути нас ждут опасные приключения, встречи с пиратами, Поэтому нам пригодится и знание текста, и умение давать полные, развернутые ответы на поставленные вопросы, смелость, находчивость, смекалка. Запишите число, тему урока.

Но прежде, чем отправиться в опасное путешествие, давайте познакомимся с автором. Что за человек написал такую удивительную книгу?

Справка (биография)

Роберт Стивенсон родился 13.11.1850 года. Он английский писатель, шотландец по происхождению, юрист. Автор таких приключенческих романов: “Остров сокровищ”, “ Черная стрела”, “ Похищенный”.

Выходит автор и рассказывает (о создании романа): А вы знаете, ребята, этот роман? Кстати, кто может сказать, что называется “ романом”?

(Один ученик отвечает).

Автор хвалит и продолжает дальше: запишите и выучите, в будущем вам пригодится: “роман” - эпический жанр, раскрывающий историю нескольких, а иногда многих людей на протяжении длительного времени. А в моей книге много героев, долго они путешествовали? Значит, это роман?

Ответ ученика

Так вот, однажды на каникулы приехал школьник, который очень хотел найти себе какое-нибудь занятие, он живо обратил одну из комнат в выставочный зал со множеством своих “картин”. Иногда мне позволялось стоять рядом с художником и рисовать. Так однажды я начертил карту острова. Она была красиво раскрашена, изгибы ее необычайно увлекли мое воображение. С бездумностью обреченного я нарек свое творение “ Островом сокровищ”. И когда я уронил задумчивый взгляд на карту своего острова, то средь придуманных лесов зашевелились герои моей будущей книги. Они были тут и там, сражались и искали сокровища. А сейчас я покидаю вас, мои друзья, и желаю вам удачного путешествия.

Учитель: Давайте посмотрим, как это было. Ну, что “ Испаньола” готова, паруса подняты! А вы готовы? (ответ) Тогда вперед! (звучит песня: “А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…”). Ребята, скажите, кого называют юнгой?

Ответ ученика

Учитель: запомнили? Значит. Теперь вы стали юнгами. Хорошо. Так вот, мои дорогие юнги, сегодня на правах капитана шхуны, отправившейся на поиски сокровищ, я посмотрю, насколько внимательно вы прочитали столь интересную книгу. Кто знает, что обозначает слово “ шхуна”?

Ответ ученика

Учитель: молодец, юнга. И еще в течение путешествия вы будете вести судовой журнал, в котором должны отражать все события, свидетелями которых мы станем, а я после возвращения домой обязательно их посмотрю.

С какой истории все началось?

Ответ ученика: пересказ начинается с того, что в трактире, который принадлежит отцу Джима Хокинса “ Адмирал Бенбоу” поселился старый морской волк с сабельным шрамом на щеке…

Учитель: все сделали в журнале первую запись(учитель диктует: “В трактире “Адмирал Бенбоу” поселился старый морской волк”).

Учитель: кто такой мистер Трелони?

Ответ ученика: сквайр.

Учитель: ответьте, что обозначает это слово?

Ответ ученика: низший титул английского дворянства.

Учитель: обратите внимание на его написание. С чем пришел Джим Хокинс в дом мистера Трелони и кого он там встретил?

Ответ ученика: с картой, встретил доктора Ливси.

Учитель (подходит к доске и показывает, рядом на столе стоит сундук): вот она. Чем карта заитересовала сквайра?

Ответ ученика.

Учитель: в судовых журналах ставим цифру 2 и делаем следующую запись: “Вечером в доме мистера Трелони. Карта. Что же они решили делать?

Ответ ученика: искать сокровища.

Учитель: таким образом, мистер Трелони решает снарядить корабль и выйти в море. И в судовых журналах появляется новая запись: “Снаряжение корабля. Выход в море”. Скажите, юнги, опасное путешествие ждало героев романа? Почему?

Ответ ученика. (Да, конечно, так как команду шхуны составляли пираты, на море мог бы быть шторм, на них могли напасть).

Учитель: действительно, это так, но кто стал капитаном шхуны “Испаньола”?

Ответ ученика: (капитан Смоллет).

Учитель: какой это был человек и моряк?

Ответ ученика: (честный, благородный, человек, решительный, опытный моряк).

Учитель: значит, это предусмотрительный, очень порядочный, честный человек, хорошо знающий свое дело моряк. Да, вы правы.

Один из юнг смотрит в подзорную трубу, видит землю и кричит: “Земля! Я вижу землю!”

(Все смотрят налево, где к шторам прикреплены пальмы, рисунок острова).

Учитель: действительно, мы подошли к острову сокровищ. Какую запись можно сделать в судовых журналах?

Ученики пишут: “У острова капитана Флинта”.

Учитель: что услышал Джим, сидя в бочке из-под яблок?

Ответ ученика: пересказ отрывка.

Учитель: что произошло после этого?

Ответ ученика: (был собран Военный Совет, решено не показывать вида, что капитану Смоллету известно о заговоре, иначе команда перестала бы его слушать, подчиняться).

Учитель: и тогда Джим Хокинс совершил свой первый из тех поступков, которые впоследствии спасли жизнь и ему, и его товарищам: он сбежал на берег. С кем встретился Джим, убегая от пиратов?

Ответ ученика: (с островитянином Бен Ганном).

Учитель: что островитянин рассказал мальчику о себе?

Ответ ученика…

Учитель: все сделали запись в журнале: “Встреча с островитянином”. Пока Джим был на берегу, его товарищи тоже покинули шхуну и, приплыв на остров, расположились в блокгаузе. (учитель: “Блокгауз-это сооружение, в данном случае наподобие небольшой крепости). Их преследовали пираты, Вскоре они даже атаковали Смоллетта и всех, кто с ним был.

И в журнале появляется еще одна запись: “В блокгаузе, бой с пиратами”.

Что делает Джим, когда пираты отступили?

Ответ ученика: (убегает из крепости, находит челнок Бена Ганна и направляется к шхуне.)

Учитель: значит, что-то опять задумал этот смелый Джим! Как вы думаете, что?

Ответ ученика.

Учитель: верно, рискуя своей жизнью, он хотел узнать, что происходит на шхуне. Чем закончилось это приключение юноши?

Ответ ученика.

Учитель: что мы должны записать в журнале?

(В журнале делается запись: “Джим покидает блокгауз, попадает на шхуну”.)

Учитель: А в это время на острове ……(продолжите мою мысль). Доктор Ливси возвращается после разговора с Бен Ганном.

Ответ ученика: возвращаясь после разговора с Бен Ганном доктор Ливси принимает решение вместе с капитаном Смоллеттом покинуть крепость, оставив карту острова пиратам.

Учитель: когда пираты зашли в крепость, они ничего не поняли, найдя там карту, а вы? О чем Бен Ганн рассказал доктору Ливси, как вы думаете?

Ответ ученика

Учитель: верно, Бен Ганн рассказал о том, что сокровища находятся в другом месте, а точнее в его пещере, куда он их перенес). И вновь мы пишем в судовом журнале:

“Друзья Джима оставляют крепость и карту пиратам.

А что делал в это время Джим?

Ответ ученика: он сумел захватить “Испаньолу”, заключить перемирие с раненым пиратом, который помог ему отвести шхуну в другое место, но потом Израель Хендс напал на юношу, и тот, защищаясь, убивает его, Джим остаётся один на корабле.

Учитель: А мы с вами записываем: “Борьба за шхуну и победа”. Оставшись один, что собрался сделать Хокинс?

Ответ ученика: сойти на остров и отправиться к друзьям, чтобы сообщить им хорошую новость о шхуне.

Учитель: но что с ним случилось?

Ответ ученика: он попадает в плен к пиратам, потому что не знал о том, что произошло после его побега из крепости.

Учитель: А в журнале появляется следующая запись: “В плену у пиратов”. Что узнал и что понял Джим, находясь у пиратов?

Ответ ученика: “Джим понял, что у них есть больные, что пираты не хотят слушать Сильвера, так как сокровища не нашли, люди погибли, а другие заболели лихорадкой, угрожают лишить звания капитана за нарушение законов пиратов, вручают ему черную метку”.

Учитель: но в это время, как спасательный круг, появляется доктор Ливси, которому капитан Сильвер предложил поговорить с Джимом.

Инсценировка:

Д. Ливси: “Итак, Джим, ты у пиратов. Что посеешь, то и пожнешь, мой мальчик. Ты поступил бесчестно, ты ушел, когда капитан был болен”.

Джим (плача): “Доктор, пожалуйста, не ругайте меня. Я сам себя достаточно ругал. Моя жизнь на волоске. Если меня начнут пытать…”.

Д. Ливси: “Джим,…Я не могу этого допустить. Перелезай через забор, и бежим”.

Джим: “Доктор, я дал “честное слово”.

Д. Ливси: “Знаю, знаю. Уж возьму я этот грех на себя. Прыгай! Один прыжок – и ты на свободе”.

Джим: “Нет. Ведь вы сами не поступили бы так. Ни вы, ни сквайр, ни капитан”.

Учитель: скажите, юнги, правильно ли поступил юноша?

Ответ ученика: “Да, потому что он дал “честное слово”.

Учитель: верно. Он дал слово чести. А еще почему? Кого он назвал в качестве примера?

Ответ ученика: (Ливси, сквайра, капитана).

Учитель: что мы можем о них сказать?

Ответ ученика: “Это мужественные, благородные, решительные, смелые люди. И Джим берет с них пример, старается быть таким же, как они”.

Учитель: и вот мы подошли к концу нашего путешествия. Мы уже знаем, что сокровища пираты не найдут. Что же стало с оставшимися в живых пиратами? С другими героями?

Ответ ученика: “Пиратов оставили на острове, отдав им запасы продуктов. Каждый из друзей Джима получил свою долю сокровищ. Капитан Смоллетт оставил морскую службу; Бен Ганн через три недели вернулся нищим, и сквайр взял его к себе в привратники; Джим доволен, что капитан Сильвер ушел из его жизни навсегда, сбежав на одной из стоянок со шхуны”.

Учитель: а в судовом журнале делаем запись: “Возвращение героев домой, их дальнейшая судьба”.

Выходит автор: “Вот, дорогие мои юные друзья, закончилась удивительная история (закрывая книгу), полная приключений и опасностей. Мне бы очень хотелось узнать, кто из героев вам понравился или не понравился, и чем? Напишите об этом, я буду ждать, а пока прощайте, и до новых встреч”.

Учитель: ребята, вам понравился роман Роберта Стивенсона? Интересно было его читать? Как вы думаете, что еще, кроме сокровищ, нашли герои? Чему научился Джим Хокинс?

Ответ ученика: “Верных друзей, дружбу, отличать добро от зла, оставаться порядочным человеком при любых обстоятельствах”.

Учитель: как вы думаете, каким человеком вырастет Джим Хокинс?

Ответ ученика.

Учитель: почему?

Ответ ученика: “Потому что у него был хороший пример для подражания”.

Учитель: значит, чтобы вырасти, честным, порядочным, воспитанным, уважающим себя и других, надо брать пример именно с таких людей, и выбирать именно таких друзей. И тогда у вас в жизни сложится все хорошо.

Оценки за урок.

Д/З: открыть доску (на обороте запись д/з):

  1. Письменно ответить на вопрос: “Кто из героев особенно понравился и чем?”
  2. К 26.01.08 прочитать роман Д.Дефо “Робинзон Крузо”.

Я благодарю всех за помощь в проведении урока, за иллюстрации, которые вы сделали.

Большое вам спасибо, ребята.

А вы знаете, кроме денег и карты в сундучке Билли Бонса было еще кое-что. Джим, посмотри, что там? В сундуке лежат конфеты, и Джим угощает ими гостей и ребят.