Уроки нравственности "Нет ничего тяжелее тайны"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Обучение хранению тайны, как важному условию нравственности

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка учебной задачи. (Проверяется в группах)

- Древние говорили, что “умеющий хранить тайны (секреты) – умный человек”. Что же такое тайна? И почему умение хранить тайну считается важным качеством умного человека, то есть признаком ума?

Человек, умеющий хранить тайны (секреты) – надежный человек, он никогда ни продаст, ни страны, ни своего народа, ни друзей и т.п. Предположим, что врач, нарушив клятву Гиппократа, сказал больному, что он скоро умрет… - что произойдет в этом случае?

- Конечно же, трагедия.
- Значит, о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Чему будем учиться?
- Мы будем говорить о тайне. Будем учиться тайнам его хранения!

III. Решение учебной задачи.

Методические указания. В начале или в конце урока можно провести игру. Каждый учащийся на ухо рядом сидящему говорит одно слово по секрету. Если обучаемые сидят кругом, то это секретное слово передается от уха к уху, по кругу.

1-е задание. (Проверяется в группах)

В каком из этих случаев (слово, сказанное на ухо рядом сидящему или слово, переданное по кругу) вы считаете словом “тайным”? И почему? Как, в каком случае можно сохранить тайну? Когда тайна перестает быть тайной?

Самооценка.

2-е задание. (Работайте в группах)

- Какие вы знаете пословицы и поговорки, связанные с хранением тайны?

- Неспособный хранить тайны – не способен и на дружбу. Друзей у тайны много, но хранитель тайны – один.

То, что знают трое – известно и тридцати людям (немецкая). Молчание сохраняет тайну (непальская). Тайну открывай лишь сердцу своему (африканская). Нет ничего тяжелее тайны! (французская). Болтливый рот – врата несчастья (японская) и другие.

3-е задание. (Проверяйте в группах)

- Какие бывают тайны?
- Семейная тайна, государственная тайна, врачебная тайна, военные секреты, коммерческие тайны, тайны переписки, тайны мастерства, речные тайны и т.д.

- Какие знаете произведения и кинофильмы, связанные со словом “тайна”?
- “Таинственный остров”, “Тайна двух океанов”, “Тайный кардинал”, “Парижские тайны”, “Военная тайна”, “Тайна любви” и т.п.

- Умение хранить тайну, в конце концов, должно превратиться в привычку. Почему?

Можно ли считать умным человека, не умеющего хранить тайны?

К чему может привести неумение хранить тайны? Привести примеры.
- К трагедиям, различным неприятностям, к беде и т.п. Например, выдача государственной тайны – к измене Родине…

- Как называют тех, кто не умеет хранить тайну?
- Изменник, сплетник, сплетница, предатель и т.п.

- Как вы представляете себе “Дачу клятвы” и “Принятие присяги”? Имеют ли они отношение к хранению тайна?

Ответы.

- Тайну умеют хранить и мальчики, и девочки. Как вы думаете, с одинаковой ли ответственностью относятся они к хранению тайны?
- Нет, конечно.
- А почему?

Ответы.

Дополнения учителя.

В психологии известно, что дружба между представительницами женского пола менее надежна, чем между представителями мужского пола. Детская дружба среди мужчин сохраняется на долгие годы. Женщины очень быстро и легко поддаются различным эмоциям, тем самым подрываются гарантии надежности дружбы. Стараясь усилить доверие друг к другу, стремясь укрепить дружеские связи, они выкладывают своим подругам все сокровенные тайны, не пытаясь утаить даже самые интимные… При этом, если одна из подружек хитрее другой, то последняя из них как бы абсолютно “оголяется” перед первой.

В этом смысле мужчины намного воздержанней. Задавая вопросы, они не допытываются до тонкостей (если, конечно, дело не касается лично их самих). Разговоры между мужчинами, в основном, проходят на чисто деловой основе.

Мальчики обычно дружат большими группами (например, всей футбольной или волейбольной командой) и при разговорах разбирают жизненно важные вопросы, а дружеский круг девочек обычно ограничивается двумя-тремя подружками. Их разговоры большей частью касаются личных взаимоотношений. Исходя из этого, хочется посоветовать девочкам: прежде чем раскрыть свои секреты перед кем–либо, очень основательно подумайте “семь раз отмерь, один раз отрежь!” - только так сможете избежать лишних ссор и разладов с подругами. Среди татарских народных поговорок есть очень подходящие на этот случай: “Не рассказывай подружке задушевных тайн, потому что у нее тоже есть закадычная подруга, которой она их перескажет”. Как говорится, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь… Так что, в конце концов, необдуманно рассказанное тобой может быть против тебя же и обращено. Поэтому, не стоит об этом забывать, даже с подружками.

Самооценка.

4 задание. (Самостоятельная работа)

Напишите план самовоспитания по умению хранить тайну.

Пример ожидаемого плана:

  1. Постоянно читать художественные произведения и уметь их самостоятельно анализировать.
  2. Привести примеры того, что неумение хранить тайны – характерная черта поведения непорядочных людей. Привести примеры.
  3. Составить список литературы, связанной с тематикой “сохранения тайн”.
  4. Никогда нельзя доводить до третьего лица тайну своего друга.
  5. Подготовиться к спору (полемике) на тему: “Как научиться дружить?”.

IV. Рефлексия.

О чем шел разговор на сегодняшнем уроке? Как научиться хранить тайны и как вы этому научились? Что полезного для себя получили вы в ходе урока? Понравился ли вам урок? Что нового дал вам этот урок?

V. Домашнее задание.

“Умеют ли хранить тайну в нашей семье?” - Тема для семейного разговора, которой вы должны привести.