Урок русского языка по теме "Повторим правописание частей слова"

Разделы: Начальная школа


Цель: проверить сформированность навыка правописания по темам: “Безударные гласные в корне слова”, “Написание гласных в приставках и суффиксах”.

Задачи урока:

  • отрабатывание способов проверки орфограмм в частях слова (корне, суффиксе, приставке);
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие умения определять способ образования слова;
  • развитие умений работать самостоятельно;
  • развитие внимания и логического мышление;
  • воспитание уважения к родному языку.

Организационный момент

Учитель. В начале урока ответьте на мои вопросы.

- У вас хорошее настроение?

Дети. Да!

- Вы с желанием шли сегодня в школу?

Дети. Да!

- Вы готовы работать на уроке?

Дети. Да!

Тогда приступим к выполнению заданий.

1. Минутка чистописания

На доске:

5 7 1 14 16
Д Ё ? М ?

Учитель. Расшифруйте эту запись.

Дети. Это алфавит. Под цифрой 1 зашифрована буква А, под цифрой 16 – буква О. Мы будем писать эти буквы, самостоятельно определяя закономерность написания.

2. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Пригласим буквы А,О на помощь, чтобы выполнить следующее задание. У каждого на парте лист со словами.

К..рзина б…льной
К…пуста ст….рик
Пл…ток тр…пинка
…дежда хол…д

Учитель. Посмотрите на слова, сформулируйте задание и выполните его.

Дети. Будем ставить вместо точек буквы А, О.

Дети работают самостоятельно.

Учитель. Проверяем правописание слов в левом столбике. Что общего у данных слов?

Дети. Это словарные слова. Из них можно составить смысловые пары (корзина-капуста, платок-одежда).

Учитель. Проверяем правописание слов в правом столбике. Что скажете о пропущенных буквах?

Дети. Это буквы безударных гласных звуков в корне слова.

Учитель. Обозначьте корень в словах и объясните написание пропущенных букв.

Говорят.

3. Образование новых слов

Учитель. Можно ли из слов на карточке образовать новые слова?

Дети. Да.

Учитель. Каким способом?

Дети. Суффиксальным.

Учитель. Подумайте, какие суффиксы на добавить к словам: капуста, платок, корзина, чтобы получились слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите вновь образованные слова в тетради, выделите суффикс.

Дети записали слова: капустка / капусточка, платочек, корзинка / корзиночка; выделили суффикс, объяснили правописание гласных звуков в суффиксах –очк-, -ек-, -ик-.

Учитель. Вставьте гласную букву в суффиксы –ик-, -ек-. Не забываете проверять написание .

Пенёч…к Кружоч…к
Луч…к Рыж…к
Цветоч…к Звоноч…к

Дети записали слова и объяснили правописание.

Учитель. Чтобы выполнить следующее задание надо отдохнуть. Физкульт.пауза.

4. Работа в парах

Учитель. На каждой парте набор слов. Найдите среди них только родственные слову осина. (на доске)

осы подосиновик ослица
осинка осиновый ослиный
ослёнок осень

Учитель. Докажите, что эти слова родственные. Выделите основу слова.

Дети. Слова осинка, осиновый, подосиновик являются родственными слову осина, т.к. близки по значению и имеют один корень – ОСИН-.

Учитель. Какое из выбранных слов подходит к схеме? (на доске)

Дети. К схеме подходит слово подосиновик.

Учитель. Что вы скажите о способе образования этого слова?

Дети. Слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Работа в тетради (Кузнецова М.И. Пишем грамотно, Рабочая тетрадь №2 для учащихся 2класса общеобразовательных учреждений)

Учитель. Откройте страницу 4 упражнение №5.

У обезъянки Яшки забалел живод. Врач праписал Яшке грелку. Грелку привезали кживоту, но Яшка ее сбрасывал.

Учитель. Почему в некоторых словах подчеркнуты буквы?

Дети. Потому что данные слова написаны с ошибками.

Учитель. Выполните работу над ошибками, объясните правописание и выделите ту часть слова в которой допущена ошибка.

Дети записывают слова правильно – обезьянки, заболел, живот, прописал, привязали, к животу.

Учитель. Теперь найдите и подчеркните слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Дети. Приставочно-суффиксальным способом образованы слова: заболел, прописал, привязали, сбрасывал.

6. Итог урока

Учитель. Работа на уроке показала что вы умеете проверить орфограмму в корне, приставке, суффиксе, образовывать новые слова и определить способ их образования. Можете работать самостоятельно.

Таким образом, вы легко выполните последнее задание и узнаете оценку как я оценила вашу работу сегодня.

Составьте предложение из двух слов.

1-е слово это приставка слова выглянула

2-е слово это корень слова молоденький + последний слог слова бубенцы.

Что получилось?

Дети. Вы молодцы!

7. Рефлексия

Учитель. На доске ёлка без украшений, нарядим ее.

Если вам всё было понятно и вы не допускали ошибок, крепите зелёный фонарик.

Если были затруднения и ошибки, крепите жёлтый фонарик.

Если ничего не понял – красный фонарик.