Урок по географии в 8-м классе на тему "Кавказ – крупный природный комплекс"

Разделы: География


Цель урока: сформировать знания о природно-территориальном комплексе Кавказа, геологическом строении, полезных ископаемых, климате, растительности, влиянии человека на ПТК Кавказа.

Оборудование: физическая карта Кавказа, таблицы, плакаты, мин.вода, ноутбук, мультимедийный проектор.

 

ХОД УРОКА

На доске эпиграф к уроку.

Великолепные картины,
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.

М.Ю.Лермонтов

Учитель начинает урок так: ”Урок сегодня у нас необычный, т.к. мы находимся с вами на съёмке передачи ”Вокруг света”, где речь пойдёт о Кавказе, а это очень важно, т.к. мы с вами живём тоже на Кавказе.

Цель этой передачи, а значит и нашего урока – осветить все особенности рельефа, климата, растительности, природных ресурсов Кавказа, познакомиться с уникальными уголками этой горной страны.

- Вам, зрителям, необходимо будет записать у себя в тетрадях всё то важное и интересное, что вы услышите на уроке. Как вы и могли предположить, что ведущей программы буду я, кроме этого к нам на передачу приглашены участники экспедиций по Кавказу, которые поделятся с нами своими знаниями и впечатлениями о грандиозной горной стране России”.

Итак, мы начинаем нашу передачу.

- География свидетельствует, что за рубежом только немногие горные системы могут быть сопоставлены по красоте и величию с нашим Кавказом.

Швейцарский альпинист Андреас Фишер, посетивший Кавказ писал: ”Кавказ напоминает Западные Альпы, но красотой, богатством ледников, роскошью лесов и растительности превосходит всё, что можно видеть в Альпах”.

О красоте Кавказа ещё в XIX веке писал М.Ю.Лермонтов (эпиграф).

Чрезвычайная расчленённость рельефа, буйная, разнообразная растительность, обилие влаги в атмосфере, реках, озёрах, ледниках – вот те составляющие, которые привлекают людей всего света на Кавказ.

Кавказ состоит из нескольких частей.

  1. Предкавказье.
  2. Большой Кавказ.
  3. Колхидская и Куринская низменность.
  4. Малый Кавказ и Армянское нагорье (на экране схема Кавказа).

- О геологическом строении и формах рельефа Кавказа нам расскажет участник экспедиций (ученик рассказывает, используя схему).

Особое внимание, конечно, принадлежит самой высокой вершине не только Кавказа, но и всей России – Эльбрусу.

Эта вершина известна нам ещё с детства, т.к. именно с её склонов берёт начало река Кубань, которая течёт около нашего города. Эта громада привлекает всех туристов и альпинистов своей чарующей красотой, мощностью ледников и дикой природой.

(Ученица рассказывает об Эльбрусе)

Кроме Большого Кавказа в ПТК входят и другие части – Предкавказье (Северный Кавказ – где мы с вами живём) и Малый Кавказ, который находится за пределами нашей страны.

Об этих частях Кавказа расскажет участница экспедиций

(Ученица рассказывает об особенностях Предкавказья и Малого Кавказа, используя карту)

Разнообразны минеральные ресурсы Кавказа. Такие как железная руда, гипс, глина, уголь, известняк начали использоваться человеком много тысяч лет назад, а такие как природный газ, каменная соль – используются сравнительно недавно.

О полезных ископаемых Кавказа расскажет нам участник экспедиции, который некоторые минералы привёз с собой

(Ученик рассказывает о полезных ископаемых и показывает из коллекции минералы, характерные для Кавказа)

Минеральные ресурсы относятся к разряду невозобновимых природных ресурсов. Поэтому очень важно использовать их бережно и экономно. Но очень много примеров на Кавказе, где полезные ископаемые используются нерационально. Карьеры некоторых полезных ископаемых маломощны, слабо механизированы. Иногда половина сырья, а то и больше, идёт в отвалы, которые загрязняют почву, воду.

Типичным примером может служить Передовский гипсовый карьер Отрадненской камнерезной фабрики. Добываемый гипс используется на 7–10%, остальное идёт в отвалы, в которых накопилось около 300 тыс.м3 отходов. В отвалах ценное сырьё выщелачивается и разлагается, загрязняя почву и ближайшую речку.

Поэтому, прежде чем разрабатывать новое месторождение необходимо думать не только о прибыли, но и об экологическом ущербе, который наносится природе (плакат).

Ещё одним богатством Кавказа являются минеральные источники, которые встречаются как в западной, так и в восточной частях Кавказа. Всем известны такие названия как Боржоми, Нарзан, Ессентуки, Горячий Ключ и т.д. О минеральных источниках Кавказа нам расскажет участник экспедиций. (ученица рассказывает о мин.источниках и показывает бутылки с разной водой).

Уникальны климатические особенности Кавказа. Температура изменяется не только с высотой, но и от экспозиции склона, т.е. к какой части света обращён этот склон. Те склоны, которые обращены к морю получают больше влаги, а противоположные склоны испытывают недостаток влаги.

(Учащийся рассказывает о климатических особенностях Кавказа)

Понижение t и атмосферного давления, а также изменения количества атмосферных осадков, кислорода и ультрафиолетовых лучей с поднятием в горы обуславливает высотную поясность ландшафтов.

(Ученик, используя ”Схему высотной поясности Кавказа”, рассказывает, как изменяется растительность с высотой)

Хочется отдельно сказать о лесах. Леса представляют громаднейшую ценность для хозяйства, для общества, для человека. К сожалению, на протяжении многих лет здесь допускаются перерубы древесины сверх естественного прироста, а лесовосстановительные работы ведутся медленно.

Горные леса сокращаются, ухудшаются. Это результат некомплексного подхода к лесопользованию. Ведь лес – охранитель рек, почвы, производитель кислорода и богатейшие охотничьи угодья, и прекрасное место отдыха, и кладовая многих других ценностей, где древесина занимает далеко не первое место. И видя лесоразработки в горах, очень хочется сказать:

Не рубите, мужики, не рубите
Берегите дерева, берегите.

На территории Большого Кавказа очень много уникальных уголков, отличающихся своеобразием природы, истории происхождения, рельефом.

Одним из чудеснейших творений природы является плато Лаго-Наки, которое находится на территории нашего края.

Сегодня участники экспедиций принесли с собой фильм, который рассказывает о плато Лаго-Наки.

(Учащиеся смотрят фильм и делают небольшие записи в тетрадях)

- После того, как мы увидели уникальность природы плато Лаго-Наки, что нового вы узнали о Кавказе?

(Учащиеся отвечают, что они успели записать в тетрадях)

И в заключении хочется сказать, что главная задача человека не только преумножать, но и сохранять то, что создано природой.

И всё же нужно признать, что Кавказ – это горная страна гордой красоты и бесценных сокровищ. Здесь есть что изучать, есть что по-хозяйски использовать и улучшать, и есть что охранять в интересах самого же человека.

Щедрая природа дала всё необходимое для ускоренного развития экономики, культуры, лечения и отдыха людей.

(Выставляются оценки)

Домашнее задание: подготовить рассказ о Кавказе.