Урок окружающего мира по теме "Наши помощники – органы чувств" с применением здоровьесберегающей технологии профессора В.Ф. Базарного. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: проверка развития у учащихся разных ощущений, формирование правил охраны органов чувств, развитие внимания, логического мышления, творческих способностей учащихся; формирование навыка самоконтроля; воспитание самооценки учащихся, заботливого отношения к птицам.

Формы: индивидуальные, парные, фронтальные.

Оборудование: стрелка – указатель, аудиозапись спокойной мелодии, рисунок Айболита, карточка с буквами на СУС, карточки с заданиями для учащихся, аудиозапись с криками животных, карточки со словами и ребусом на кресты, 2 банки с сахаром и солью, карточки на дидактическую дорожку, иллюстрация оленя, вата, разрезанные части картинок: совы и орла, карточки со слогами на зрительные метки, сундучок Айболита с предметами для игр, картинка дятла, квадраты красного и зеленого цветов.

Ход урока

1. Организационный момент (учащиеся стоят у схемы универсальных символов).

- Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадем –
Узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем
Помощников нам нужных.

- Итак, отправляемся в путь по нашим полосам за стрелкой – указателем (дети «бегают» глазами по заданному направлению: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке под звучание спокойной мелодии. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.)

Схема универсальных символов – СУС

- Закройте глаза (учитель в это время прикрепляет на схему карточку с буквами: ЛОБЙТИА).

- Переставьте буквы и вы узнаете героя сказки.

- Какое слово получилось? (Айболит)

- Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский)

- Какая профессия была у Айболита? (доктор, врач)

- Что делает врач?

- Какую страну приглашает нас посетить доктор Айболит, мы узнаем, пройдя на свои места, кроме тех, кто сидит во втором ряду.

2. Сообщение темы, цели урока.

Дифференцированная работа.

Экологическое панно. (С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется «Экологический букварь» (картина – панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это дает возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, что исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения. Экологическое панно меняется с наступлением каждого времени года и может иметь название типа «В зимнем лесу», «Весна пришла», «Осенний лес»).

- Ребята, которые стоят у панно, найдите лишнее слово и прикрепите эту карточку у зайчика:

Сенсорно – моторный тренаж с помощью меняющихся зрительно- сигнальных сюжетов. (Использование сенсорно- моторного тренажа (свободно вращающиеся кресты) с помощью меняющихся зрительно – сигнальных сюжетов.)

1-й ряд - Найдите на «крестах» лишнее слово.

3-й ряд – зачеркните одинаковые буквы в ряду на карточке. Из оставшихся букв прочитайте слово: оергеаные

Проверка дифференцированной работы учащихся:

2-й ряд (работа у панно) - Назовите лишнее слово у зайчика (органы).

- Какое слово было зашифровано в ребусе? (волк)

3-й ряд (работа на карточке) - Какое слово получилось из оставшихся букв? (органы)

1-й ряд (работа с «крестами») - Назовите лишнее на «крестах». (чувств)

- Каким одним словом можно объединить все остальные слова? (животные)

- Какую пользу приносит олень человеку тундры, северного леса?

- Сегодня мы посетим страну, которая называется «Органы чувств»

(появляется запись на доске:

- Как вы думаете, есть ли у животных органы чувств?

-Давайте выясним: какие органы чувств помогают воспринимать окружающий мир?

3. Изучение нового материала.

- Айболит принес с собой 2 банки, в которых находятся вещества. Что это за вещества? Возьмите карточку №1. Найдите и подчеркните слово среди букв:

  • для девочек: фирсахардж (сахар)
  • для мальчиков: сольпащуе (соль)

- Все эти вещества белого цвета. Помогите Айболиту определить, что находится в каждой банке?

- Итак, какой орган чувств помог определить нам эти вещества?

Появляется запись на доске:

- Язык, орган осязания, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка.

- Про этот орган чувств немало сложено поговорок, пословиц. Прочитаем на дидактической дорожке: когда так говорят?

Дидактическая дорожка. (Дидактическая дорожка предполагает чтение предложения, разбитого на слоги, с правой и с левой стороны классной комнаты на уровне глаз учащихся.)

Прог ло
тить я
зык.

Динамическая смена поз. (Приложение)

- Объясните смысл выражения: проглотить язык (перестать говорить).

- Айболит услышал разговор двух людей.

Инсценировка. Анализ ситуации.

- Здравствуйте, тетя Катя.

- У меня яиц корзина.

- Как у вас здоровье?

- Яйца свежие, вчерашние!

- Ничего себе вышла беседа!

- Хоть бы продать до обеда.

- Почему два человека не поняли друг друга?

Опыт.

- Заткните уши ватой. Что произошло? (сразу исчезли все звуки).

- Речь, звуки помогают нам слышать уши.

На доске появляется запись:

- Проверим, как у вас развит слух.

Работа в паре.

- Взяли карточку №2. Прочитайте слова (носорог, воробей, овцы, лягушки, соловей, петух).

- Кто из перечисленных животных обитает в нашем северном крае? (воробей)

- Ребята, как вы думаете, почему воробьи не улетают в теплые страны? (они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы).

- И все–таки тяжело птицам зимой. Вот тут - то на помощь птицам должен прийти человек.

- Подумайте, как мы можем помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время?

- На карточке зачеркните одной линией названия животных, крики (голоса), которых вы услышите (носорог, , овцы, , соловей, ).

- По первым буквам в том порядке, в котором даны оставшиеся (незачеркнутые) слова, составьте и запишите на строке слово.

- Если вы правильно зачеркнули названия животных, то у вас должно было получиться слово.

- Какое слово записали на строке? (нос)

На доске появляется запись:

- Нос нам поможет только тогда, когда он чистый, когда в нем не скапливается слизь, грязь. Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

- Руки за спину положим
И легко – легко подышим.
Вдох через нос, выдох через рот.
Дышим правою ноздрей…
Дышим левою ноздрей…
Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,
Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть, поменявшись местами.

Динамическая смена поз.

- Кроме дыхания, для чего еще нужен нос человеку?

- Нос – орган обоняния помогает нам различать запахи, ароматы (приятные запахи) цветов, духов…

Игра «Ароматы и запахи».

- Отгадайте, что вы нюхали (ученику завязываются глаза и дают понюхать: духи, дольку чеснока).

- Айболит советует вам никогда не нюхать незнакомые предметы. Как вы думаете, почему нельзя их нюхать? (они могут быть вредными и опасными для здоровья).

- Знаете ли вы, что животным носы помогают жить. Ими они чувствуют запахи еды и своих врагов.

- Зачем нужен нос птице, картинку которой покажу на держалке (картинка дятла)?

Специальная держалка (позволяет переключать зрение детей с ближнего на дальнее. Учитель, держа в руках держалку, демонстрирует учебный материал, плавно ее передвигая справа – налево, сверху – вниз… Тем самым оказывается дополнительная активность для всех групп глазных мышц и привлекается внимание учащихся.)

- А вот попугай, цепляясь своим крючковатым клювом, лазает по веткам. А есть дикие куры, у которых нос – это… термометр. Им они измеряют температуру песка, в котором закопали яйца.

- Отгадайте загадку Айболита:

Два братца через дорогу живут, друг друга не видят (глаза).

На доске появляется запись:

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (ясные, чистые, прекрасные, веселые…)

- Почему глаза являются главными помощниками человека? (они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину).

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Работа в паре:

- Чтобы проверить вашу догадку, соберите из частей картинку.

- Кто изображен ни этих картинках? (орел, сова)

- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

- А сможете ли вы найти на зрительных метках слово среди слогов?

Зрительные метки. (Тренаж со «зрительными метками» предполагает организацию работы в условиях расширения зрительно – пространственной активности. Карточки с числами или словами располагаются на «зрительных метках» на всех стенах классной комнаты.)

- Какое слово спряталось среди слогов? (кожа)

На доске появляется запись:

Опыт.

- Слегка ущипните себя. Что вы почувствовали? (боль)

- Саша, закрой глаза. Я положу тебе на руку один предмет (металлические ножницы). Что ты почувствовал? (холод)

- Кожа очень важна для нашего организма.

- Что она помогает почувствовать человеку? (тепло, холод, жару, мороз, боль)

- Кожа, в какой – то мере заменяет глаза.

- У Айболита в сундуке находятся предметы. Определите их с закрытыми глазами.

Игра «Определи на ощупь» (мыло, яблоко, лимон).

- Какое из угаданных предметов лишнее? (мыло) Почему?

- Какую пользу приносят человеку фрукты? (в них содержатся витамины)

- Доктор Айболит предлагает вам несколько советов. Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.

Игра «Полезно – вредно».

  1. Читать лежа (вредно).
  2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
  3. Смотреть близко телевизор (вредно).
  4. Читать при хорошем освещении (полезно).
  5. Ковырять в ушах (вредно).
  6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
  7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).
  8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

4. Закрепление изученного материала.

- Чтобы помочь Айболиту вернуться домой, соедините на карточке стрелкой слова зеленого цвета с подходящими по смыслу словами синего цвета.

- Проверьте, правильно соединил Айболит слова на доске. Если нет ошибок, поднимите зеленый квадрат, если неправильно, то красный.

- А теперь на карточке оцени себя, как ты выполнил это задание:

  • Быстро, правильно и самостоятельно раскрасьте первый цветок.
  • Правильно, но медленно – второй.
  • Правильно, но с помощью других – третий.
  • Быстро, но неправильно – четвертый.

5. Итог урока.

- Наше путешествие в страну органов чувств подошло к концу. С какими помощниками познакомил нас доктор Айболит в этой стране?

- Как вы работали на этом уроке? Если считаете, что работали в полную силу, отвечали всегда верно, поднимите зеленый квадрат. Если вы могли работать лучше, то поднимите красный.