Использование компьютера на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Экология


Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет,
с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно старевшими учебниками,
письменными работами,
зубрежками и оттарабаниванием уроков.

С. Френе

Эти слова американский педагог произнес в начале XX века. Но разве не актуальны они и для школы XXI века? Сегодня перед учителями-словесниками стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой – развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся.
Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается:

  • не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенка;
  • как источник дополнительной информации по предмету;
  • как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся;
  • как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.

Обучающие программы и их роль в формировании умений, знаний и навыков

Следует отметить, что в настоящее время созданы программы по русскому языку, которые учителя-словесники могут использовать как на различных этапах урока, так и во внеурочное время. В них содержатся задания по орфографии, пунктуации, а также исторический комментарий, дополнительный материал об ученых-языковедах.
Компьютер фиксирует процент верных ответов и оценивает словами «правильно», «гениально», «неверно» и т.д. Можно написать и диктант. Ученику предлагается текст с пропущенными буквами и знаками препинания. Необходимо заполнить пропуски, после чего выполнение задания оценивается. К сожалению, это программа рассчитана в большей степени на старшеклассников, хотя отдельные разделы могут быть использованы для работы с учащимися 7–8 классов.
Контроль со стороны учителя русского языка состоит в просмотре специально выделенной тетради, где ученик фиксирует результаты работы и выписывает правила на допущенные ошибки.
Учитель может создать необходимые программы своими силами, которые будут не менее действенными.

Виды упражнений

Многие характеристики компьютера позволяют превратить любой тип упражнений в индивидуализированную работу, персонально адресованную учащемуся.
Во-первых, компьютер может общаться с пользователем «дружелюбно», поскольку появление слов на экране полностью зависит от замыслов программиста и учителя.
Во-вторых, при введении в машину необходимой информации общение ее с учеником может принять личностную окраску. В-третьих, компьютер в качестве приза даже может сыграть, например, электронную мелодию – она будет вознаграждением учащемуся за правильное выполнение задания.

Упражнения на зрительное восприятие

Одна из важных задач, стоящих перед учителем, – отработка грамотного написания словарных слов.
На экране дисплея появляется словарное слово и исчезает. Учащийся должен прочитать его, запомнить и затем набрать на клавиатуре заданное слово.
Если слово было набрано правильно, то машина подтверждает это, счетчик фиксирует его и данное слово выбывает из дальнейшего предъявления этому ученику на данном занятии.
Если же ответ был неверным, то это подтверждается, счетчик фиксирует его и дается правильное написание данного слова. Через три – четыре других слова слово, в котором была допущена ошибка, появится вновь, и так до тех пор, пока учащийся не наберет его правильно.
Когда учащийся набрал заданное количество слов, ему выставляется оценка в соответствии с нормами оценок ,высвечиваются слова, в которых именно этот ученик допустил ошибки.
Использование упражнений на зрительное восприятие эффективно также на этапе первоначального знакомства с новым правилом.
Именно на этом этапе очень важно, чтобы учащиеся: 1) видели орфографически правильно написанные слова на изучаемое правило (списывание с образцов);
2) умели бы сравнивать и классифицировать различные слова, имеющие нечто общее в написании, чтобы выбор правила был осознанным. Например, низвергаться – низкорослый. Если учащийся подходит к написанию слова формально, то, увидев -низ-, т.е. тот элемент, что был в слове низвергаться, он примет этот элемент за приставку и может написать С, так как далее идет глухой согласный К.
Чтобы эта неправильная аналогия не закрепилась, на первом же уроке сразу предлагается недеформированный текст и задания: сначала подчеркнуть в этом тексте все слова, в которых есть одинаковые элементы (воз-, низ-), затем сгруппировать данные слова в зависимости от применяемого правила.

Упражнения на вставку букв

Вставляя ту или иную букву, учащийся как бы статически конструирует ответ, т.е. его мыслительная деятельность направлена на выбор одного из возможных вариантов написания.
Теоретический материал дается учащемуся дважды: перед началом работы над данной темой и в ходе его работы перед каждым из примеров, в которых допущена ошибка. Информация должна быть краткой, но емкой, четкой и понимаемой учащимися.
Приведем пример: «Правописание Ь после шипящих на конце слов». В двух разных кадрах на экране дисплея появится следующая информация:

Буква Ь после шипящих на конце слов пишется:

1. В именах сущ. женского рода 3 скл. (рожь, ночь).
2. В глаголах неопределенной формы (стричь, беречься).
3. В глаголах 2-го л. ед. числа (читаешь, купаешься).
4. В глаголах повелител.наклонения (отрежь, спрячься, умножьте).
5. В наречиях (вскачь, настежь).

 

Буква Ь после шипящих на конце слов не пишется:

1. В именах сущ. мужского рода 2-го скл. (плащ, грач).
2. В именах сущ. мн числа род. п. (с крыш, из-за туч).
3. В кратких именах прилагательных (колюч, свеж).
4. В наречиях-исключениях (невтерпеж, замуж).

После повторения теории учащийся приступает к выполнению практического задания на вставку мягкого знака. Если будет допущена ошибка, то на дисплее появится верное написание данного слова и правило, регулирующее написание этого слова.
Если ученик сомневается в написании и хочет проверить, то ли правило он применяет в данном случае, ученик нажимает специальную клавишу, и ему высвечивается правильное написание данного слова и правило, согласно которому нужно писать ту или иную букву.
Слабым учащимся на первом занятии по новой теме желательно, как можно лучше запомнить и осознать правильное написание каждого из предложенных слов, поэтому им предлагается проверить написание этих слов.

Упражнения на постановку знаков препинания

Суть данного упражнения заключается в том, что перемещая курсор в требуемое место, учащийся вводит динамически конструируемый ответ.
Ученик, нажимая предложенную клавишу, перемещает курсор от слова к слову и там, где считает нужным, ставит знак препинания. Компьютер анализирует выполненное задание и в том месте, где учеником допущена ошибка, ставит правильный знак препинания; на экране также появляется правило, регулирующее постановку знака. Та же работа продолжается и далее. Компьютер продолжает анализировать ответы. После окончания работы на экране вновь появляется данное предложение с правильно расставленными знаками препинания. Таким образом, ученик еще раз сможет увидеть и осмыслить, как нужно было расставить знаки препинания в данном предложении.
Если ученик не знает, какие знаки препинания и где нужно ставить, то, нажав специальную клавишу, он увидит на экране дисплея нужный в том или ином месте знак препинания и правило, согласно которому этот знак препинания ставится.

Упражнения на графическое обозначение единиц языка разных уровней

Учащийся должен путем указания номера изображенных на экране условных графических обозначений единиц языка разных уровней сконструировать ответ.
При работе над синтаксисом компьютер подчеркивает члены предложения, составляет схемы сложных предложений или выделяет обособленные определения, обращения и т.п.
Особенно эффективно использование компьютера при работе учащихся над темами, требующими динамического показа, раскрытия языковых процессов, так как это позволяет смонтировать своеобразную подвижную таблицу, создать иллюзию движения.
Например, при работе по теме «Словообразование», предлагается задание: построить словообразовательный ряд для появившегося на экране для появившегося на экране слова, используя нужные слова из тех, что помещены в правой части экрана:

Словообразовательные ряды

Преподнести 1. Занести
2. Носить
3. Поднести
4. Подношение
5. Нести

Учащийся нажимает клавишу с цифрой 3, и на экране появляется слово поднести,
компьютер обозначает морфему пре- , подчеркивает основу в слове преподнести и фиксирует правильный ответ.
Затем учащийся нажимает цифру 5, на экране появляется слово нести, обозначается приставка под-, подчеркивается основа. Таким образом, ученик выстраивает словообразовательный ряд для какого-либо слова: преподнести – поднести – нести.

Учебно-игровые программы

Учебно-игровые программы предназначены для «проигрывания учебных ситуаций».
Интерес к обучающим программам и их эффективность во много раз возрастает, если ввести в программу даже незначительный игровой элемент или элемент занимательности, что и является средством мотивации учебной деятельности. Происходящие в игре события должны иметь связь с выполнением заданий: успешному выполнению заданий должен сопутствовать результат в игре, вызывающий активизацию учебной деятельности, положительные эмоции, желание добиться новых успехов.
К достоинству компьютерных дидактических игр можно отнести возможность при повторении игры использовать новое ее наполнение. В этом случае происходит перенос акцента с освоения правил работы с программой на ее содержание. Таким образом, компьютерные дидактические игры превращаются в тренажер путем постоянного обновления и наполнения. Примером такой дидактической игры может служить учебно-игровая программа «Орфографический футбол».
Работа с программой начинается тогда, когда в воротах загорается слово с пропущенной буквой. Учащийся должен ввести в компьютер недостающую букву. Если ответ правильный, то мяч летит в ворота и игрок забивает гол. После этого в воротах загорается новое слово. В случае неправильного ответа компьютер сообщает об этом учащемуся, и слово появляется в правильном написании в штрафной колонке.

Еще одним примером является игра «Цветок орфографии», в которой учащемуся необходимо защитить цветок от неблагоприятных климатических явлений – «грозовых туч с градом» (слова с ошибками). Суть игры в том, что на экране компьютера на короткое время появляется слово. Учащийся должен прочитать, запомнить, а затем набрать на клавиатуре. Если слово набрано правильно, то туча проплывает над цветком, и он начинает расти, распускаться. Если допущена ошибка, цветок начинает уменьшаться в размере и может совсем исчезнуть.

Компьютерный контроль за качеством знаний

Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ: во-первых, экономит время на выявления ошибок учеников; во-вторых, ведется с учетом индивидуальных возможностей и способностей, в индивидуальном темпе; в-третьих, обработка результатов работы дает учителю возможность оценить качество усвоения материала и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.
Также компьютерный контроль может определить индивидуальные уровни относительной орфографической и пунктуационной грамотности (т.е. показатели, в процентах выражающие усвоение учащимися программных требований для данного класса) и качество усвоения всех тем, изученных за контрольный период.
На первом уроке по теме «Имя существительное» для выявления западающих тем предлагается выполнить небольшое текстовое задание. Результаты учащиеся записывают сами, так как компьютер «говорит», что необходимо повторить.
Тест по теме «Словообразование» проводился на заключительном уроке. Компьютер на неверный ответ показывает правило и предлагает еще одну попытку ответить правильно. (Приложение 1)
Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку к регулярной работе.

Мультимедийные презентации на уроках

Презентация – набор слайдов, содержащих информацию на определенную тему, сопровождаемый необходимыми комментариями в устной или печатной форме.
Такая работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета.
Правильно подготовленная и хорошо оформленная презентация с использованием спецэффектов позволяет сделать доклад интересным и увлекательным, что обеспечит внимание аудитории к докладу на протяжении всего времени выступления. Еще одним необходимым условием хорошей презентации является тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).
Мультимедийный проект может подготовить как учитель, так и ученики. Но в любом случаи план работы будет одним:

  • сбор материала и систематизация материала;
  • подбор иллюстраций;
  • создание отдельных слайдов;
  • оформление чистового варианта.

Самостоятельная деятельность учащихся по созданию презентаций может быть индивидуальной, парной, групповой, важно учитывать и пристрастия ребят, их желания. Учитель может подсказать новые источники информации, может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Мультимедийная презентация учителя используется при первом знакомстве с новой темой, а ученическая оправдает себя на обобщающих уроках.
Для оценивания работы можно предложить таблицу. (Приложение 2).