Тренинговое занятие для учителей "Познай себя"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: дать почувствовать участникам, что они наряду с руководителем способны анализировать стоящие перед ними проблемы. Определение актуальной позиции своего развития.  Побудить их к выделению и описанию главной проблемы, описать, на что готовы участники в ее решении.

Какие впечатления остались после предыдущего занятия?

Кто пробовал что-то подобное делать сам с собой?

Какие пожелания возникли?

Что ожидаете от сегодняшней встречи?

1. Разминка. «Дело мастера боится!»

Каждый из сидящих в кругу участников представляет себя. Рассказывая о том, чему бы он мог научить своих коллег, в чем он чувствует себя специалистом.

Можно поставить вопрос по-другому: что из большого объема разнообразных дел, связанных с работой, семьей, домом, воспитанием детей, каждый участник встречи умеет делать мастерски.

Чему бы вы хотели научиться у своих коллег?

2. Работа по теме занятия.

Работая, мы часто понимаем, что сталкиваемся с трудностями. Всегда ли мы на них концентрируем внимание? Понимаем ли, почему они возникают?  Мне хотелось каждому из вас предложить сначала осознать, в чем вы в данный момент видите основные свои проблемы. Чтобы это сделать, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Что по вашему мнению является в настоящее время наиболее серьезной проблемой для вас?__________________________________________________________
  2. Когда эта проблема появилась?__________________________________________
  3. Что вы уже сделали, столкнувшись с этой проблемой?________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. В вашей семье кто-нибудь эту проблему заметил?____________________________
  5. Как на эту проблему реагируют члены вашей семьи?_____________________________________________________________________________________________________
  6. Как  вы показываете свою готовность решать эту проблему?____________________________________________________________________________________________

А сейчас поговорим о том, что вы написали. Для этого вам надо разбиться на пары. Смысл этого этапа работы состоит в том, чтобы вы могли подробно обсудить свои проблемы, уточнить их.

Решить сами, с кем вы будете работать. Имейте в виду, что в паре обсуждается только мнение того участника, который явился инициатором обсуждения.

После этого группа собирается на общее обсуждение. Каждый, кто готов, говорит в круг. Все сказанное фиксируется на доске, чтобы потом можно было вычленить общие проблемы для работы.

«Кривая моей жизни»

Предлагаю вам проанализировать свои успехи и неудачи на жизненном пути. Для этого надо под линией отложить неудачи, которые вы пережили в тот или иной год своей жизни. А над линией – успехи. У нас получится кривая  (примерно, это может выглядеть так:

Обсуждение.

Как себя почувствовали, когда кривая получилась?

А теперь давайте проанализируем ситуации успеха и неудачи.

Мои успехи Способности, которые мне помогли это достичь Мои неудачи Способности, которых недоставало
       

Обсуждение.

Что явилось причиной успеха?

Достигался успех спонтанно или вы стремились к нему?

Что явилось причиной неудач?

Что поможет вам уже в ближайшем будущем избежать неудач?

Игра «Путь к перевалу»

Давайте представим себе, что мы находимся не в классе, а в Приэльбрусье. Высокие скалистые красавицы-горы, покрытые снежными шапками, манящие и пугающие одновременно.

На полу отмечено пять уровней сложности маршрута (для этого можно наклеить цветным скотчем пирамиду разделенную горизонтально на 5 частей).

У вас 5 уровней сложности маршрута. 1-й уровень – это равнина. Спокойная, мирная,  тихая, уютная и не требующая напряжения сил. 2-й – небольшие холмы. Третий – взгорье. 4-й – это уже серьезная высота. 5-ая точка приведет нас почти к вершине. Но вершина не отмечена на нашей «карте». Настоящую вершину нужно покорять всерьез, а не понарошку, так что самые главные восхождения останутся у вас впереди. А пока – пять уровней сложности. Но вы, наверное, уже поняли, что и гора и уровни сложности – это лишь метафора, образ, который обозначает вашу готовность совершить что-либо. Чем выше взбираетесь вы – тем большую степень качества проявляете.

Определите свое место на карте в зависимости от того, насколько вы готовы:

  • Доверять себе.
  • Изменять что-либо в своем поведении.
  • Брать на себя ответственность за поступок
  • Достигать поставленных целей

А на каком бы уровне вы хотели бы быть? Займите этот уровень.

Обсуждение.

Какие уровни занимали?

Как себя чувствовали, когда оказывались на том или ином уровне?

Что вам мешало занять более высокие уровни?

Что вы почувствовали, когда заняли желаемый уровень?

Игра «Цель»

Встаньте в круг, стулья надо убрать, чтобы было пространство для движения.

Сейчас каждый из вас будет достигать свою цель. Для этого вам надо определить, кто из присутствующих здесь будет являться вашей целью. Этот человек не должен об этом ничего знать. По моей команде каждый из вас начнет «достигать» цель.  Но достичь ее надо за 10 шагов. Шаги я буду считать. На счет 10 вы должны «поймать» свою цель.  Всем ли понятна инструкция.  Начинаем игру.

Участники в произвольном порядке двигаются, ведущий считает. На счет 10 каждый старается «поймать» свою цель.

Обсуждение.

Удалось ли достичь свою цель?

Легко ли это было сделать?

Как вы достигали свою цель?

Всегда ли вы ставите перед собой легкие цели?

Что мешало раньше достигнуть цель?

Что мешало изменить цель?

Эту игру можно представить наглядно. Проанализируйте свои цели в соответствии с имеющимся алгоритмом.

  Личные цели (жизненные) профессиональные цели (карьерные)
1 Нахождение целей, их анализ.
Чего я хочу?
   
2 Ситуационный анализ.
Что я для этого могу сделать?
   
3 Рационализирование  целей.
Что мне это даст?
   

3. Подведение итогов.

Что вам дал сегодняшний день (сегодняшнее занятие)?

Какие действия вы сегодня будете принимать?

Вы начнете менять и у вас это получится. Я желаю вам успехов. Спасибо за работу.

Список используемой литературы:

  1. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. С.-Петербург, изд-во Международной академии психологических наук авторская школа практической психологии, 1994.
  2. Общение и личностный рост (сборник учебно-методических для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей). Составитель Токташева Е.К – Барнаул: учебный центр АКИПКРО, 1994 г
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999 г.
  4. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1: Супружество. – М.: «Ось - 89». 2005 г.
  5. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М: «Генезис», 2004 г.