Урок литературного чтения в 4-м классе. А.Погорельский. "Черная курица"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • раскрыть нравственный смысл прочитанного произведения;
  • совершенствовать навык выразительного чтения, пересказа текста, выборочного чтения;
  • учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, чувства, настроение;
  • учить четко, отвечать на поставленные вопросы;
  • закреплять умение самостоятельно работать с книгой;
  • способствовать развитию читательской самостоятельности;
  • способствовать развитию нравственных качеств: доброта, взаимоуважение.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали сказку Антония Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”.

А. С. Пушкин говорил: “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Какой же урок мы вынесли - для себя после прочтения этой сказки.

2. Развитие мелкой моторики.

Отгадайте загадку.

Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за горой –
День и ночь со мной:
Целый десяток
Верных ребяток!

(Пальцы)

Упражнения для пальцев рук.

  • Упражнение “Пересчет пальцев”. Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагается поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сделать тоже самое, но начиная с большого пальца Упражнение выполняется обеими руками одновременно.
  • Упражнение “Пальчики здороваются”.

3. Беседа о книге и об авторе.

Учитель: Кто написал сказку “Черная курица”?
Дети: Антоний Погорельский.
Учитель: А кто скажет, как звали главного героя произведения?
Дети: Алеша.

4. Беседа по сказке.

Учитель: Чем занимался Алеша в выходные дни?
Дети: Читал книги, кормил курочек.
Учитель: Как вы думаете, почему он спас Чернушку?
Дети: Он любил Чернушку больше всех.
Учитель: А как Чернушка отблагодарила Алешу?
Дети: Чернушка решила отвести его в подземелье к своему королю.

Учитель: Когда в первую ночь Чернушка повела Алешу, он не послушался ее и попросил у серой кошки лапку, и Чернушке пришлось сражаться с рыцарями. Зачем же Чернушка на вторую ночь согласилась отвести Алешу?

Дети: Алеша спас ей жизнь, и Чернушка хотела его отблагодарить.
Учитель: А что вы можете рассказать об Алеше до того, как он попал в подземелье?

Дети: Он был добрым, послушным мальчиком. Он очень старательный, трудолюбивый, воспитанный, ведь он поклонился куклам в комнате, а потом королю в знак уважения и приветствия.

5. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре улетела.

6. Чтение по ролям.

Учитель: Что же произошло с Алешей у короля?

Дети находят ответ в учебнике на странице 111 (2 абзац).

Читают по ролям от слов “…мне давно было известно… до слов “ …множество хлопот и неприятностей”.

7. Беседа по прочитанному тексту.

Учитель: Как король отнесся к желанию Алеши?
Дети: “Не думал, я, что ты такой ленивый, - покачал головой король”

Учитель: У Алеши появилось конопляное семечко, и он постоянно был готов к любому уроку. Почему же он сначала не принимал похвалу учителя “с тем удовольствием, которое прежде чувствовал”?

Дети: Когда он сам готовил уроки, он прикладывал усилия, переживал, волновался, а теперь ему даже нечего было беспокоиться – он все знал, ничего не уча.

А еще он сначала был хорошим, ему было стыдно принимать незаслуженную похвалу.

Учитель: Как вы думаете? Изменился ли Алеша после того, как получил зернышко?

Ответы детей.

Учитель: Каким же стал Алеша?
Дети: Заносчивым, самолюбивым, гордым, и т. д.

Учитель: Игра “Подберите слова”. (К словам из первого столбика “добрые слова”, подберите слова из второго столбика противоположные по значению.) Слова записаны на доске.

нежно злой
деликатный грубый
дружба вражда
отзывчивый равнодушный
добрый грубо

Учитель: Сказка обрывается многоточием.

  • Как вы думаете, каким будет ее конец?
  • Встретится ли Алеше когда-нибудь со своей Чернушкой?
  • При каком условии это может произойти?

Вывод:

В сказке речь идет о самом важном в жизни для всех людей: все на свете человеку дается трудом. Только то, что дается трудом, идет на пользу.

- Прочитайте слова, которые записаны на доске.

- Какое слово спряталось? (Доброта)
- Все эти слова несут доброту, и если их часто произносит человек, значит, в нем есть – это важное качество.

8. Домашнее задание.

- Кто из героев вам больше всего понравился?
- Напишите небольшое сочинение “Мой любимый герой сказки А. Погорельского “Черная курица”

9. Итог урока.

Мы многое с вами обсудили, и каждый вынес для себя что-то важное.

- Ответы детей.

Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Спасибо за урок.