Условия формирования орфографического навыка

Разделы: Начальная школа


В области орфографии школьники овладевают умениям и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более или менее сложных умственных действий. Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (письменная речь).

С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы:

1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корня, приставки и суффикса).

2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе.

Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

  • навык письма;
  • умение анализировать слово с фонетической стороны;
  • умение устанавливать морфемный состав слова;
  • умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
  • умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило;
  • умение подобрать проверочные слова и др.

Каждое из указанных умений само по себе создает предпосылку для формирования орфографического навыка. Важно взаимодействие между ними.

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действий по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно.

5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным “свертыванием” алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:

1) развитие речевого (фонематического) слуха;

2) развитие орфографической зоркости;

3) понимание языковых значений;

4) овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык;

5) умения выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения;

6) выполнение достаточного количества практических упражнений;

7) систематическая работа над ошибками.

Фонематический слух – это “способность человека к анализу и синтезу речевых звуков”. С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляется новый аспект и новая функция: способность “слышать” в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах.

Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности, в процессе речевых упражнений, таких, как:

1) аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях;

2) синтетические упражнения на этих же уровнях;

3) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;

4) специальные упражнения в словоизменении: лил, лила, лили;

5) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;

6) выразительное чтение, декламация;

7) специальные упражнения в проговаривании;

8) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.

Проговаривание – это упражнение, которое положительно сказывается на развитие фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Проговаривание с ясным произнесением букв (ммм-ооо-ррр-ооо-ззз), с особенным выделением орфограмм вырабатывает у детей внимание к буквенному составу слова, умения замечать несовпадение произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.

Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.

Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а так же определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической или ее слабая сформированность является одной из главной причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями и др. При систематической отработке зоркости автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознование орфограммы.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способность видеть допущенные ошибки. Стимулирование самоконтроля является то, что самостоятельно сделанные исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопроверки должны поощряться.

В современной методике обучения правописанию главным, решающим фактором признается фактор сознательной работы учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом учитываются:

1) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;

2) грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;

3) словообразовательная структура слова, его морфемный состав, словообразовательная модель;

4) законы фонетики и графики;

5) правила орфографии и традиция.

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обучении. Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание – один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор: навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы.

Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор. Практикуется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое проговаривание, что приучает школьников во время письма анализировать звукобуквенный состав слов. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

Работа над ошибками – это актуализация цепи правильных знаний и заторможение неверных.

 

Памятка

Как работать над ошибками

1. Если пропущена, недописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.

2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой части слова находится. Для этого разбери слово по составу.

3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.

4. Если ошибка в корне, узнай, на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.

5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.

6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово с тем словом, с которым оно связано. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.

7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.

8. Если ошибка в окончании глагола, выпиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.н Если ошибка в корне, узнай на какое правило.ни ике, как она пишется, и напиши слово правильно. ма анализировать звукобуквенны

 

Виды упражнений, которые способствуют воспитания внимания учащихся и предупреждению ошибок

1. Записать слова река, вода, подчеркнуть в первом слоге гласные. Дописать 3 слова, в которых первый слог был бы ударным.

2. Написать 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. Подчеркнуть гласные.

3. В словах поставить ударение. Подчеркнуть буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

4. Дописать слоги так, чтобы первый слог был бы ударным.

Например: сос…, ре…, ря…, тра…, гри…

5. Выписать из текста слова с безударными гласными. Поставить ударение, проверить безударную гласную.

6. Выписать из текста слова с безударной гласной в первом слоге. Напиши проверочное слово.

7. Подобрать родственные слова к словам мир и мера, лизать и лезть, менять и мина, сидеть и седеть, спешу и спишу.

8. К каждому из данных слов подобрать только родственные.

а) Лето, летать: летчик, полет, летний, летом, пролететь.

б) Вода, водитель: водичка, подводный, проводить, водяной, проводник, подводить.

в) Горе, горький, гористый: горчить, горка, горевать, пригорюнился, горчица, горюшко, гора.

г) Пахнет, пахать: пахота, пахучий, вспахать, запахи, перепахать.

8. Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные, подчеркнуть корень.

1) Менять, сменить, заменить, мина. 2) Волны, вол, волнистый, волноваться. 3) Изба, избушка, избаловаться, избенка. 4) Польза, ползти, полезный, пользоваться. 5) Давка, давить, давно, сдавить, раздавить. 6) Плата, плотный, платить, сплотить. 7) Лепка, лепить, налепить, слепок, слепой, прилепить.

9. Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?

Силач – сёла, кроить – край, пороть – пара, катать – кот, волна – вол, травить – травка, махать – мох.

Подобрать такое слово, чтобы оно было проверочным.

10. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова: определить, родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные и проверить их.

Кидать, швырять, бросать.

Боялся, пугался, робел.

Упал, свалился.

11. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные они или нет?

Доктор (врачи), кони (лошадь), рыть (копать), плакать (реветь).

12. Прочитать, назвать пропущенные буквы; списать, вставляя их.

Кр..евой, м..нёр, м..нять, м..сной, к..тать, к..ты, к..ток, л..нивый, д..лина, с..ло и др.

13. Записать под диктовку или списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Сп..шу в кино, св..ла гн..здо, резиновые м..чи, сп..шу упражнение и т.д.

14. Прочитать слова на доске, назвать пропущенную букву; устно подобрать проверочные слова; списать, вставляя пропущенные буквы.

1) Ж..ры, ж..лток, ж..ра, ж..вой, ж..леть.

2) Ч..сы, ч..рвяк, ч..тать, ч..тать, ч..ртить.

3) Ш..сты, ш..рина, ш..ры, ш..лить, ш..пот, ш..стой.

15. Выписать пары слов: в одну колонку – с проверяемыми безударными гласными, а в другую – с непроверяемыми.

Водный, малина, возила, водила, баран, калина, чистота, травяной и др.

16. Образовать новые слова, заменяя первый согласный каким-либо другим согласным по образцу: кот, вот, рот, пот. Проверяемые безударные подчеркнуть.

Шары (дары, пары), гора (пора, кора, нора, Лора , лила (пила, мила, жила).

17. Прочитать записанные слова. Определить, какие это части речи. Указать, сколько в каждом слове гласных и согласных звуков. Списать, вставляя пропущенные буквы.

Разб..вал, зап..х, в..здушный, др..знил, м..лчанка, вст..вной, гр..ница, ст..ит, л..систый и т.д.

18. Списать, обозначив корень. Назвать звуки, написание которых расходится с произношением.

Холодильник, ткачиха, хвастун, мясной, звериный, повстречать.

19. записать под диктовку слова (1 вариант – с безударной гласной, 2 вариант – с сомнительной согласным), подчеркните те гласные и согласные корня, написание которых надо проверять.

Робкий, мотки, качалка, ловкий, низкий, обновка, правдивый, тропка, тростинка, уронил, повозка.

20. Списать слова ( 1 вариант – с непроверяемыми, 2 вариант – с проверяемыми безударными гласными в корне); слова 2 варианта зачитать в алфавитном порядке.

Комната, засвистеть, балкон, потолок, второй, запасать, абажур, длина, скворец, доярка, гардероб, борода, борозда, диван.

21. Прочитать. Определить, какой частью речи являются данные слова. Указать спряжение глаголов. Назвать пропущенные буквы и проверить их написание. Списать в алфавитном порядке, ставя глаголы во 2 лице единственного числа.

Захв..тить, ч..тать, пл..тить, б..роться, д..ржать, г..нять, т..нуть, просл..влять, т..рпеть.

22. Записать под диктовку слова, подчеркивая орфограммы корня. Указать, где нарушен алфавитный порядок в записи слов. Назвать в каждом слове орфограммы и устно проверить или объяснить их написание.

Дождливый, зернистый, костлявый, низина, минер, площадка, ползти, прелестный, тростник, селедка, смягчать, хотеть, шептать.

23. Подобрать однокоренные слова с ласкательным суффиксом –очк- или –ечк- : тележка, салазки, тетрадка, лепешка. Определить проверяемые или непроверяемые безударные гласные в корнях этих слов.

Литература

1. В.П.Шульгина. Методическая копилка.

2. В.В.Лайло. Повышение грамотности и развитие мышления,

3. Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей,

4. Е.В.Юрова. 200 упражнений для развития письменной речи.

5. Л.М.Железная. Организация индивидуальной работы над ошибками.// Начальная школа. 2005 г. № 4.

6. О.В.Ковалева, Памятка работы над ошибками. // Начальная школа, 2005 г. № 1.

7. Н.Ф.Ефимова. Изучение безударных гласных в средней школе.

8. Т.П.Сальникова. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи.