Урок по экологии "Типы взаимодействия организмов"

Разделы: Экология


Цели урока:

  1. образовательная – изучить типы взаимодействия организмов;
  2. воспитательная – формирование научного мировоззрения;
  3. развивающая – развитие познавательного интереса, логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи урока: обратить внимание учащихся на сложные проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов.

Форма урока: урок развивающего обучения.

Методы и педагогические приемы: словесные: рассказ, беседа; работа с книгой (задачником); наглядные: демонстрация; метод контроля – устный и письменный.

Оборудование: живые растения и гербарные материалы полыни, пижмы, тюльпана, нарцисса, черемухи, чеснока, грецкого ореха, табака, резеды, петрова креста; насекомоядных растений; муляжи грибов; коллекции насекомых (саранча, колорадский жук, тля, божья коровка, бабочка-капустница, непарный шелкопряд, пчела, шмель, муравей).

Раздаточный материал:

  • набор корней бобовых растений с клубеньками;
  • гербарий насекомоопыляемых растений;
  • набор плодов растений, распространяющихся с помощью животных: череда, чертополох.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • приветствие
  • фиксация отсутствующих
  • проверка внешнего состояния классного помещения
  • проверка подготовленности учащихся к уроку
  • организация внимания и внутренней готовности.

II. План урока.

  • определить цели и задачи урока.

III. Изучение нового материала.

1. Формулируем проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством кошек и величиной удоя у коров в данной местности?»

Ответы детей: Предположим:

  1. Увеличится количество кошек.
  2. Уменьшится количество мышей.
  3. Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.
  4. Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.
  5. Увеличивается удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

2. Вводим определение «биотические факторы» - самостоятельная работа учащихся.

3. Типология биотических взаимодействий (по Э. Хескилу) – рассказ с элементами беседы и демонстрацией наглядных материалов.

Тип взаимодействия Организм 1 Организм 2 Общий характер взаимодействия
Нейтрализм 0 0 Организмы не влияют друг на друга
Конкуренция - - Взаимное подавление организмов
Аменсализм - 0 Один организм подавляет другой, не испытывая воздействия
Комменсализм + 0 Один организм получает пользу от взаимодействия, другому – безразлично
Эксплуатация + - Паразит – хозяин, хищник – жертва.
Мутуализм:

А) протокооперация;

Б) симбиоз

+ + Взаимновыгодное взаимодействие; необязательные отношения;

Организмы не могут существовать друг без друга.

(0) – отсутствие значимых воздействий;
(+) – организм получает выгоду от взаимодействия;
(-) – взаимодействие угнетает организм.

IV. Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.

  1. Основные типы взаимодействия, их суть?
  2. По каким критериям отличаются хищники от паразитов?
  3. Как сказывается конкуренция на интенсивности жизнедеятельности соперничающих видов?
  4. Каким образом паразитизм и хищничество влияют на интенсивность естественного отбора?
  5. Какое значение имеет нейтрализм?

V. Дифференцированные задания. (работа в группах, последующее обсуждение) – работа с учебником.

1 группа.

Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с березой.

2 группа.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать большой пестрый дятел.

3 группа.

Составьте список организмов, с которыми может взаимодействовать заяц- беляк.

4 группа.

Составьте список организмов, с которыми может иметь разного рода экологические связи клевер луговой

5 группа ( более сложное задание)

Составьте схему, на которой отразите взаимные связи следующих организмов: береза, дождевой червь, личинка майского жука, тля, имаго майского жука, гусеница бабочки- пяденицы, взрослая бабочка – пяденица, сова, муравей, большая синица, подберезовик, слизень, летучая мышь.

VI. Внутреннее повторение и применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

(выполнение заданий в задачнике: И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ. –М.:Дрофа,2001.)

№ 127, 128, 129,130,131.

VII. Итоги урока.

Рефлексия – самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

VIII. Задание на дом.

  • теория в учебнике – читать;
  • индивидуальные задания для наблюдений:
    1. «Положительное и отрицательное влияние растений друг на друга»: составить букеты: в первую вазу поместить только розы; во вторую – только гвоздики; в третью вазу поместить гвоздики и розы вместе. Понаблюдать, какой из букетов дольше сохранит свою свежесть. Если нет такой возможности понаблюдать, предложить школьникам вспомнить подобный факт из собственного опыта.
    2. Демонстрационный опыт «Роль мух в распространении бактерий». В чашку Петри залить свежесваренный питательный студень – раствор желатина. Субстрат сверху накрыть и дать остыть. Затем на студень в чашку Петри поместить муху и оставить ее на несколько дней (неделю).

Проверочные работы по теме урока:

  1. Грибники знают, что рыжики следует искать в молодом ельнике или под соснами, подосиновики и подберезовики – в лиственных лесах. Почему?
  2. Для нейтрализма характерно отсутствие непосредственной связи между видами в сообществе. Однако в любом сообществе опосредованно все виды связаны. Объясните, как нейтральные виды, например лось и белка, опосредованно влияют друг на друга.
  3. Дайте определения понятиям: мутуализм, нейтрализм, конкуренция, аменсализм, комменсализм, паразитизм, хищничество.