Подготовка к ЕГЭ по английскому языку

Разделы: Иностранные языки


И вот мы стоим у дверей, за которыми ожидает ЕГЭ. И тут хочется оглянуться на пройденный путь. Оглянуться и вспомнить каждую его ступеньку.

Введение в нашей школе тестовых технологий помогло ребятам перейти на новый формат экзамена без страха. Они были знакомы с тестами, и психологически к ним готовы. Работа в этом направлении и её анализ, позволили создать методы и приёмы работы по подготовки к ЕГЭ.

Раздел экзамена грамматика и лексика ориентирован на проверку уровня владения лексическими и грамматическими навыками. Там есть задания на множественный выбор, в решении которых нельзя действовать наугад. На уроках учащимися предлагалось комментировать ответ, причем объяснять не только причину выбора, но и причины, по которым отвергать три оставшихся ответа. Решая задания на преобразование слов для грамматического соответствия с текстом, учащиеся перевоплощаются в аналитиков. Первый вопрос, который они себе ставят - это какая часть речи им необходима. Они анализируют препозиционные и постпозиционные слова. Учащиеся должны помнить и о порядке слов в предложении и о функции служебных частей речи. Подготовительный этап этой работы может заключаться в составлении цепочек однокоренных слов: active, activist, activity, inactive. В рамках контроля орфографического навыка обязательна работа с лексическим значением слова, необходимо выработать навык формировки лексического смысла и подбора синонимов и антонимов к слову. При закреплении новой лексики урока возможны задания типа: Объясни значение слова путем подбора синонимов или антонимов. Сравнения, анализ, применение нужных правил, вывод-это всё этапы научного исследования, проходя их, ученики становятся исследователями-аналитиками.

Умение анализировать необходимо и на этапе аудирования. Эта ступень в подготовке к ЕГЭ комплексная, требующая кропотливой работы. С начальной школы учащиеся слушают аудиозаписи, как на уроках, так и дома. Необходимо максимально разнообразить материал: диалоги и монологи, смешанные тексты с разными дикторами, песни и стихи. Так же надо расширить аудиоматериал и лексически, ведь часто УМК одного автора содержит единую лексику. Уместно подключить записи разных УМК. Приучив ученика слушать, мы делаем большой шаг к облегчению выполнения заданий ЕГЭ. Следующая ступень- это прослушивание с параллельным конспектированием и установлением соответствий между высказываниями. Учащиеся ориентируются на изучение затребованной информации и вычленение её в аудиозаписи. Подготовительную работу можно начать уже в 5–7-х классах, давая задания на мультивыбор и минисочинения о том, как может закончиться прослушанная история. Это задание перекидывает мостик к разделу ЕГЭ - письмо. Учащимся предлагается написать сочинение, ограничивая количество знаков в нем или написать письмо другу, описав прослушанный текст. Писать письма ребята учатся еще в начальной школе, а в дальнейшем задание расширяется до написания писем-ответов, где учащиеся пишут письмо в ответ на письмо друга, в котором дается тема и сообщаются новости. В письме-ответе нужно раскрыть тему, задать вопросы и сообщить новости о себе. Такими письмами ребята могут обмениваться, поддерживая лексику урока или тематику домашнего чтения.

Раздел ЕГЭ чтение то же имеет раннюю подготовку. Именно включение домашнего чтения с начального курса изучения языка, позволило снять трудности в выполнении текстовых заданий в формате ЕГЭ. Еще в начальной школе ребята озаглавливали текст, а на дальнейшем этапе им предлагались задания по реорганизации абзацев в смысловом порядке. Текстовое разнообразие здесь то же очень важно: проза и стихи классиков, публицистика, биографические статьи, научно-популярные очерки и современные рассказы. Процент незнакомых слов необходимо варьировать, приучая к работе со словарем и языковой догадке.

Источником проблем может явиться лимит времени. В учащихся нужно развивать навык изучить само задание - правильно понятая задача - наполовину решенная, а так же уловить ключ в самом условии. Необходимо изучить структуру ЕГЭ, ориентироваться в заданиях. Ну и, конечно, проводить тренинг в компьютерном классе. Учащиеся выполняют задания, которые сразу оцениваются, это позволяет им анализировать свои ошибки и отрабатывать материал тут же на уроке. В программе так же заложен временной лимит, что помогает ребятам оценить свои силы, в дальнейшем рационально используя время.

Успех на экзамене невозможно ожидать за год – два подготовки. Её этапы должны начинаться с начальной школы – от простого к сложному, от типового к уникальному. Тогда, стоя у парадного подъезда, ученик сможет смело открыть дверь ЕГЭ, где его ждет успех.