Урок русского языка во 2-м классе по теме "Согласные перед ь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить умение обозначать на письме мягкие согласные звуки мягким знаком, проводить звуко - буквенный анализ слов, сравнивать слова.
  2. Продолжить работу по развитию интереса к предмету, развитию речи и мышления.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока

- Прочитаем название изучаемой темы на доске. Работать будем под девизом «Мало уметь писать, надо уметь думать». Значит, продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать.

- Сегодня должны встретиться три команды. Дадим командам названия. Отгадайте, какие.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым  снегом тут как тут. (Снегирь)

В воде купался -
Сухим  остался. (Гусь)

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Ходит по болотам грязным. (Журавль)

- Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, что их объединяет?

(Все слова на конце  произносятся мягко. Эти согласные на письме обозначаются ь. Это названия птиц.)

- Запишем предложение в тетрадях: Снегирь, гусь, журавль-это птицы.

1 этап. «Домашнее задание»

Надо рассказать командам что-то интересное о птицах.

Снегирь

Летом снегири живут на севере, а осенью улетают на юг. Питаются снегири рябиной и другими ягодами.

Дикие гуси

Дикие гуси очень любопытны.Это хорошо знают охотники. Нет птицы осторожнее гуся. Вон большое стадо! Завернули голову под крыло и спят спокойно. А чего им бояться? У них сторожа.С каждого края стада стоит старый гусь, не спит -зорко следит по сторонам.

Журавль

Красивые танцы устраивают журавли на болоте! Соберутся в кружок, один или двое выходят на середину и начинают приплясывать. А те, которые стоят, хлопают крыльями.

Вопросы:

- Чем питаются снегири?

- Почему дикие гуси могут спать спокойно?

- Что делают все журавли, когда двое танцуют в середине?

2 этап. «Найди друзей»

Слова: т. традь, учит.ль, п.ртфель (записывают в тетрадях)

Проверка: Учитель читает слова, а дети показывают нужную сигнальную карточку –букву.

Учитель:

- Посчитайте, сколько в каждом слове букв, сколько звуков.

- Почему букв больше, чем звуков?

- Подберите к данным словам «друзей» из правого столбика (Новый, школьная, любимые).

(Дети составляют словосочетания).

3 этап. «Спешите видеть»

Разгадывание кроссворда. (Лось, лошадь, морковь.)

- Произносите мягкий согласный звук.

- Как на письме обозначается мягкость согласного звука? А теперь послушайте стихотворение:

Мягкий знак - хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но часто в слове просится.

4 этап. «Отгадай-ка»

- Я читаю загадки, а вы в тетрадях записываете отгадки.

1. Какое дерево зимой и летом одним цветом?

2.

Я копытами стучу,
Я скачу, скачу.
Грива вьется по ветру.
Кто это?

3.

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

5этап. «Это все мы проходили»

- У всех на карточках вопросы, вы должны дать правильный ответ. Играть начинает тот, кому досталась карточка с №1, дальше вопрос-ответ. 

Вопросы на карточках:

1. Какие знаки ставятся в конце предложения?   

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении?

3. Как пишутся имена людей и клички животных?  

4. На какие две группы делятся все звуки и буквы?

5. Сколько гласных букв в русском языке?

6. Что ты знаешь о звуках ж, ш ?

7. Как узнать, сколько в слове слогов?

8. Как нужно переносить слова?

9. Какие предметы отвечают на вопрос кто? что?

10. Какими гласными обозначается мягкость согласных звуков на письме?

Итог урока