Как построить мир в семье?

Разделы: Работа с дошкольниками


Что такое семья для современного человека? Нужна ли она? Или наступило время, когда мужчина и женщина должны жить отдельно? Предназначение женщины – воспитывать детей самостоятельно, не становясь зависимой от мужчины? А современный папа – это тот, который встречается со своим ребенком один раз в неделю, не вмешивается в его воспитание, не пытается решить его проблемы, а доставляет только радость?

Уже никого не удивляет, когда жена зарабатывает больше мужа, а муж находится в отпуске по уходу за ребенком; или другая крайность – сверхобеспеченные семьи, где жене категорически запрещается работать. Папа же совсем не занимается воспитанием детей, а только оплачивает это воспитание, считая, что самые дорогие гувернантки, элитные детские сады и школы заменяют его участие в самом процессе воспитания.

Взрослые все легче переносят разводы и вступают в новые браки, считая, что детям это не причиняет никакой боли.

Каким же будет наше новое поколение, воспитанное уже не на вековых семейных традициях, а вот в такой свободной манере? Один мальчик сказал: “Самый счастливый день – это когда вся наша семья собирается вместе”. Значит, нашим детям все же нужна семья?

Мы, продиагностировав семьи воспитанников нашей группы (полные и неполные семьи, неблагополучные и малообеспеченные, многодетные и семьи, в которых один ребенок), составили социологический портрет современной семьи. Так где же она: счастливая, полноценная семья, которая может поделиться опытом, стать примером для других? Нашли лишь три семьи, близких к “идеалу”, хотя у каждой из них есть свои трудности.

Нельзя не сказать о такой проблеме, как отдаленное проживание старшего поколения. В результате чего бабушка и дедушка становятся не такими близкими и родными. Реально они лишены возможности передавать детям и внукам свой жизненный опыт. А как нашим детям не хватает ласки! Кто раньше был самым добрым? Кто мог пожалеть, дать совет, почитать или рассказать сказку? Бабушка. Тихая, стеснительная Юля сказала: “У меня самая лучшая бабушка: она добрая и, когда запле6тает мне косы, то никуда не торопится, а гладит по голове и называет меня ласковыми словами”. Как, оказывается, мало нужно ребенку. Но порой в сумасшедшем ритме современной жизни родители не могут дать ребенку и этого – минуту доброты и внимания.

Мы провели обследование наших воспитанников, чтобы определить эмоциональное самочувствие детей в семье. Для этого использовали диагностическую игру “Почта”. Ребенку отводилась роль “почтальона”, разносящего адресатам письма. “Адресаты” - это члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры).Детям предлагалось 24 письма с оценочными сообщениями о разных оттенках семейных отношений. В большинстве случаев дети считают маму добрым человеком, скучают без нее, но при этом матери не играют с детьми (заняты по хозяйству или не считают нужным). В то же время радует, что дети не адресовали матерям письма явной нелюбви и равнодушия. В отношении отцов картина другая: папы чаще сердятся на детей, применяют физические наказания. 12% мальчиков сказали, что хотят быть похожими на отца, но только в том случае, если он не пьяный. Только трое детей назвали отца добрым человеком.

Дети очень любят бабушек и дедушек, однако не хотят быть похожими на них, несмотря на то, что дарят им свою любовь. С братьями и сестрами малыши играют, считают их веселыми, но и чаще ссорятся, ревнуя к родителям. Дети из неблагополучных семей часто уходили от ситуации выбора. Например: “Мне расхотелось играть с письмами”.

Такая ситуация в семьях воспитанников заставила нас задуматься о том, как помочь детям и их родителям достичь взаимопонимания, обрести хотя бы относительный мир в семье, как вместе с родителями научить малыша гордиться своей фамилией и прошлым своей семьи. Для этого мы предприняли множество шагов, а начали с такого объявления: “Уважаемые родители! В 2008 году работа нашей группы будет вестись под девизом: “Семья!.. Как много в этом слове!” Мы разработали план мероприятий, который помог нем ближе познакомиться с семьями воспитанников, найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

Главное мероприятие – Семейный праздник, который поможет объединить детей и родителей в выходной день. На празднике работает ярмарка –распродажа ( в том числе детских вещей), выставка совместных поделок детей и взрослых. В культурной программе участвуют как дети, та к и взрослые. Семьи победителей получают сладкие призы. Заканчивается такой праздник чаепитием, на котором родители могут пообщаться друг с другом. Такие праздники можно проводить раз в месяц. На них ни один ребенок не чувствует себя одиноким, даже если его семья неполная, потому что для участия в играх приглашаются не только семьи, но и папа из одной семьи, а мама из другой. Главное же то, что все сидящие в зале становятся одной большой семьей.

Помимо семейных праздников, мы проводили в нашей группе декаду семьи. Центральным ее событием является составление семейной истории, которую пишет каждый ребенок. Это большая работа, которую дети могут выполнить только с помощью взрослых членов семьи. Дети собирали материал о своих родных и близких, среди которых фотоархив, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, ромашка имен – “Как меня называют дома”, генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребенок рассказывал о своей семье и у каждого осталась на память небольшая самодельная книжка “История моей семьи”. Сами эти книжки стали семейной реликвией, а иногда и первым более или менее полным изложением истории данной семьи. Составляя историю семьи ребенок не только пересказал все, что он знал от взрослых, но и пропустил через себя. Это развило в детях потребность в уважительном отношении к памяти своих прабабушек и прадедушек. Ребята смогли поделиться друг с другом самым запомнившимся.

Следующим шагом в работе с семьями детей стала организация работы Семейного консультационного пункта. Прием вели социальный педагог, психолог, логопед, врачи. Перед консультацией заполнялись документы, дающие общие представления о ребенке, его родителях, о возникших трудностях в воспитании ребенка. Специалисты давали рекомендации родителям и нам, воспитателям, работающим с данным ребенком. Обязателен второй и далее прием, то есть ребенок оставался под пристальным вниманием всех специалистов, работающих с ним.

Хороший результат дала специальная групповая работа с родителями. Ее основная задача –помощь в решении проблем, возникающих при воспитании ребенка, оказание поддержки родителям, столкнувшимся с трудностями в отношениях с детьми, просветительская деятельность. Проведение собраний – тренингов с различной тематикой является наиболее удачной формой такой работы. Темами таких встреч были: “Роль отца в воспитании ребенка”, “Влияние повторного брака матери на ее взаимоотношения с ребенком”, “Застенчивый ребенок. Что делать?” Такие собрания не были многочисленными (присутствовало 8-10 человек), но именно в узком кругу лучше обсудить возникшую проблему и посоветоваться не только с опытным специалистом, но и друг с другом. Родители получают возможность поделиться проблемами, увидеть сходные трудности в жизни других людей – а значит, понять, что их случай не уникален, что до них другие сталкивались с такими проблемами – и решали их. Это очень важно для родителей, испытывающих неуверенность, столкнувшихся с безвыходной, по их мнению, ситуацией.

Взаимная поддержка и помощь родителей продолжаются за пределами тренинговой работы и так же положительно влияют на отношения в семьях.