Программа развития толерантных способов поведения у первоклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


ЗАНЯТИЕ 1

Знакомство. Узнаем друг друга

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.

Задачи:

  • Продемонстрировать варианты знакомства.
  • Выработать приветствие в группе.
  • Способствовать психологическому раскрепощению участников в группе.

Методическое оснащение: игра «Круг знакомства». Беседа «Как можно знакомиться».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

– Тема нашего занятия: «Знакомство». На этом занятии познакомимся поближе мы с вами и вы друг с другом. Скажите, а как можно познакомиться? Какие еще способы знакомства можно использовать? Следует ли учитывать ситуацию при осуществлении знакомства? Какие способы знакомства можно использовать с людьми разного возраста: маленький ребенок, взрослый человек, сверстник, старый человек.

Совместная разработка приветствия.

II. Основная часть

Игра «Круг знакомств»

«Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «Паровозик чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым «паровозиком», а первый «паровозик» – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с «вагоном» продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «Паровозик чух-чух-чух» и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети. Если «паровозик» ломается, т.е. кто-то из детей забывает имя своего «вагончика», то игру лучше начать сначала».

Игра «Пропой свое имя»

Инструкция: «Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас «споет» свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети».

III. Заключительная часть

Осознание важности безопасного общения. Подведение итогов, выражение признательности всем за участие в задании.

ЗАНЯТИЕ 2

Учимся сотрудничать

Цель: развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству.

Задачи:

  • Оптимизация внутригруппового сотрудничества.
  • Приобретение позитивного опыта сотрудничества.

Методическая оснащенность: карточки со словами: «Дом», «Стул», «Мел», «Кот», игра «Живые буквы», игра «Дирижер оркестра», игра «Чувствуем друг друга», игра «Правила ведения беседы».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Дирижер оркестра». Ведущий поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) учащиеся хлопают в ладоши.

II. Основная часть

Игра «Живые буквы»

Разделите класс на малые группы, по четыре-пять человек. Выдайте каждой группе по несколько карточек, предупредив детей, что они не должны говорить другим, какие слова им достались. Группы, рассредоточившись по всему помещению (или в нескольких помещениях), тренируются в изображении букв, так чтобы другие могли «прочесть» их слова. Затем все собираются и «пишут» свои слова «живыми буквами». Если дети пожелают, они могут сами придумывать и изображать слова.

Игра «Правила ведения беседы»

Класс или отдельная группа получает задание, исходя из опыта предыдущих игр и упражнений, разработать правила ведения беседы и дискуссий в классе. Затем эти правила обсуждаются всем классом, и окончательный вариант их вывешивается в виде стенной газеты.

III. Заключительная часть

Игра «Чувствуем друг друга»

«Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом – к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней – руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеек. В виде чего этот ручеек? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга или чего-нибудь еще? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его до следующего занятия».
В этих играх дети действуют сообща, в непринужденной обстановке. Игра должна доставлять им удовольствие и в то же время помогать в приобретении навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса.

ЗАНЯТИЕ 3

Мои возможности

Цель: Развивать представление о своих потенциальных возможностях.

Задачи:

  • Активизировать творческий потенциал детей.
  • Способствовать гармонизации претензий и возможностей.
  • Развивать навыки самопрезентации.

Методическое оснащение: игра «Я умею», игра «Сказка – ложь, да в ней намек».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Тема нашего задания «Мои возможности». Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я похожий на других, я не похожий на других». Дети берут в руки мяч, высказывают мнение о себе и передают другому. Учитель подводит итог, подчеркивая идею о наличии разных возможностей.

II. Основная часть

Игра «Я умею»

«Давайте поиграем в игру «Я умею». По кругу, по очереди каждый будет называть и, если захочет, показывать какое-нибудь свое умение, например, «быстро бегать», «забивать гвозди», «выращивать цветы» и т.п. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца».
После окончания игры можно вместе вспомнить те сферы умений, которые будут забыты детьми.

Игра «Сказка – ложь, да в ней намек»

Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых вам хотелось бы быть похожим. Конечно, это может быть и герой из мультфильма. Попробуем превратиться в наших сказочных героев и по очереди представиться от имени героя. Например, «Я – Золушка», «Я – гонщик», а потом войти в круг и подвигаться, как двигается ваш герой, немного пожить его жизнью.
В процессе игры дети могут задавать необычные и творческие вопросы и так же на них отвечать, например, спросить ребенка в роли Золушки: «Золушка, какие цветы ты больше всего любишь? Что ты ешь на завтрак? Что часто видишь во сне?». Такую творческую инициативу надо всегда поощрять. После того как все дети «покажут своих героев», можно предложить, посмотрев внимательно на каждого, попытаться найти сходство детей со своими героями. Если дети будут затрудняться это сделать, ведущий может помочь.

III. Заключительная часть

Закрепление представлений о своих возможностях, формирование позитивного самовосприятия.
Упражнение: Каким ты себя видишь взрослым?

ЗАНЯТИЕ 4

Уважая себя, уважай других

Цель: развивать толерантное отношение к другим людям.

Задачи:

  • Формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.
  • Формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других.
  • Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Методическое оснащение: рассказ В. Осеевой «Просто старушка», игра «Встреча».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Вы слышали, наверное, такую пословицу: «Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими также». Как вы понимаете эту пословицу? В чем секрет этих отношений?
Я не буду делать в отношении других то, что не позволил бы в отношении себя.

II. Основная часть

Дети прослушивают рассказ «Просто старушка» и разыгрывают по ролям. После этого предлагается второй вариант инсценирования: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация, в которой мальчик и девочка вместе помогают старушке.

Отрывок из рассказа В. Осеевой «Просто старушка»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

  • Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
  • Это твоя бабушка?
  • Нет, – ответил мальчик.
  • Мама? – удивилась подружка.
  • Нет.
  • Ну, тетя? Или знакомая?
  • Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

Игра «Встреча»

Для этой игры нужно разделиться на 2 равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовались два концентрических круга – внешний и внутренний. Все, кто стоит во внешнем круге, поворачиваются лицом к своему партнеру во внутреннем круге.

После этого предлагаются ситуации:

  • Представьте себе, что девочка или мальчик, с которым ты встретился, рассказал твою тайну другим детям. Вырази словами чувства к нему. Что бы ты ему сказал? (Сначала говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем).
  • Сегодня этому ребенку незаслуженно поставили двойку, учитель не стал слушать его объяснений. Он очень переживает, старается не подавать вида, но ты его друг: постарайся ему высказать свою поддержку. Что вы чувствовали, когда выражали добрые чувства к человеку и когда высказывали свое недовольство к другому? Как быть с чувствами, как их лучше выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому? (Договориться, решить мирным путем)

III. Заключительная часть

Обсудить проблему, когда нужно оказывать поддержку человеку и как принимать помощь от других.