Тема урока: "Значение куклы на Руси"

Разделы: Технология


Задачи урока:

  • Образовательная –формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать детали кроя куклы, используя глазомер, рассчитывать количество ткани.
  • Развивающая – развить познавательный интерес, восприятие геометрических форм и объединение части в целое, мышление , самостоятельность, инициативу, мелкую моторику.
  • Воспитательная – воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, технологическую дисциплину, эстетический вкус.

Средства обучения:

  1. Учебные:
  • лоскуты тканей для изготовления куклы,
  • образцы русских народных кукол.
  1. Наглядные:
  • обрядовые куклы, готовые изделия народных кукол;
  • образцы тканей (большие) для фронтального показа.
  1. Раздаточный материал:
  • лоскуты тканей (по 2 шт. на каждого ученика)
  • инструкционные карты “Изготовление русской народной куклы”
  • нитки “ирис”
  • ножницы
  • русские народные куклы (по 1 разных видов на стол)

ТСО: Видеоряд “Славянская кукла”.

Литература к уроку:

  1. И.Н.Котова, А.С.Котова “Русские обряды и традиции. Народная кукла”, С-Пб, “Паритет”,2003г
  2. Зимина З.И. “Текстильные обрядовые куклы”, С-Пб, “Ладога”,2007г , стр. 64-70.
  3. Дайн Г., Дайн М. “Русская тряпичная кукла”, С-Пб, “Паритет”,2003г

Межпредметные связи: литература, история, геометрия, искусство.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Приветствие;
  2. Подготовка к уроку;
  3. Знакомство;
  1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности.

Беседа.

  • Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем уроке? (О куклах)
  • Вспомните свою первую куклу, какая она была? (Из магазина, пластмассовая).

Сегодня мы совершим путешествие во времени и попадем в Российскую глубинку, в деревню, где возможно жили наши прабабушки и прадедушки. Туда, откуда начинаются наши истоки. Мы узнаем, чем занимались жители на Руси, во что играли их дети, как и из чего делались куклы.

Каждый стол – жители 1-го дома. У вас большие семьи. Все вы очень любите друг –друга, заботитесь друг о друге. Главное правило в ваших семьях – помощь и понимание. В семьях денег хватает только на необходимое.

Представьте, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом.

Презентация. (Просмотр слайдов)

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Такая кукла, теплая, мягкая, тканевая, практически полностью забыта современными людьми.

  1. Формирование знаний и умений. Объяснение + показ практических приемов.

Сегодня на уроке мы изготовим куклу – оберег.

Изготовление куклы. Подробный показ.

  • Почему эта кукла – ОБЕРЕГ? (Форма – крест, нити – крест, цвет нити – красный)
  • ТКАНЬ – полотно судьбы. НЕ РЕЖЕМ, а рвем: поговорка “резать судьбу”.
  • Наметить на ткани величину ладони, сделать надрез, оторвать прямоугольник.
  • Из прямоугольника сделать квадрат.
  • На другой ткани отметить ладонь без пальцев, надрезать, оторвать прямоугольник, затем квадрат.
  • Складывание краев первой ткани к середине, сгибов к середине, перегнуть середину.
  • Получили длинную дорожку.
  • Перегнули пополам, зажали в левой руке.
  • Вторую ткань перегнули также.
  • Проложили ткани крестом.
  • Завязали красными нитками туго (запутывание недоброго взгляда) так, чтобы спереди получился двойной крест, а сзади – 2 параллельные нити. Завязали 2 узла.
  • Оформили манжеты.
  • Продели нитку для одевания на шею.
  1. Закрепление знаний, умений.

Беседа.

  • Что такое кукла – оберег? (Охраняет от дурного глаза, отводит беду)
  • Почему играли в самодельные куклы? (Делались из маминой рубахи, хранили мамино тепло)
  • Из каких деталей делалась кукла?
  • Как получить из прямоугольника – квадрат?
  • Почему главная форма – прямоугольник? (Ткать с ткацкого станка – прямоугольник)
  • Почему берем красные нитки? (Цвет любви, который дает силу жизни)
  • Как закручиваем куклу? (Туго, крест - спереди, дорожка - сзади)
  1. Продолжение формирования знаний и умений.

Практическая работа: “Изготовление русской народной куклы” (по инструкционной карте).

Сейчас мы сделаем куклу так, как делали на Руси, т.е. без ножниц и иголки. Сделаем аккуратно, с любовью! В каждом доме скопились лоскутки. Из них вы и сделаете эту куклу! Подумайте, от чего оберегает ваша кукла! Помните, что вы – большая семья, где все помогают друг другу, не ссорятся, делятся тем, что имеют. Удачи!

Инструкционная карта “ИЗГОТОВЛЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ”

  1. Наметить на ткани величину ладони, сделать надрез, оторвать прямоугольник.
  2. Из прямоугольника сделать квадрат.
  3. На другой ткани отметить ладонь без пальцев, надрезать, оторвать прямоугольник, затем квадрат.
  4. Складывание краев первой ткани к середине, сгибов к середине, перегнуть середину. Полученную дорожку перегнуть пополам. Зажали в левой руке.
  5. Вторую ткань перегнули также.
  6. Проложили ткани крестом.
  7. Завязали красными нитками туго (запутывание недоброго взгляда) так, чтобы спереди получился двойной крест, а сзади – 2 параллельные нити. Завязали 2 узла.
  8. Оформили манжеты. (По желанию)

Продели нитку для одевания на шею.

     

      

    

     

       

  1. Контроль и самоконтроль.

Устный контроль.

  • Рассмотрите куклы друг друга.
  • Какой характер у кукол?
  • Похожи ли на своих хозяек? (является отражением внутреннего мира хозяйки)
  • Исправьте, подтяните.
  • Часто бывает так, что подружки нет, а мама еще не пришла, не с кем поговорить. С этой куклой можно поделиться всеми своими проблемами, она обязательно выслушает и поймет вас.
  1. Итог урока.

В начале урока мы хотели переместиться в Российскую глубинку XVIII – XIX вв, почувствовать ее колорит. Удалось ли нам это? На уроке вы многое узнали, многому научились. Как вы поняли, почувствовали, какие должны быть куклы для детей?

Как вы думаете, захотели бы русские женщины своим доченькам дать такую игрушку как Барби? Популярность Барби – рекламный трюк. Это всего лишь холодные безжизненные игрушки, одетые в красивую одежду. Сейчас каждые 8 секунд выпускается кукла Барби. Их необходимо продавать, создавать рекламу.

Теперь вы понимаете, что куклы должны быть душевно теплыми, воспитывать девочку как будущую маму, приучать вести хозяйство, заботиться о близких, оберегать в трудную минуту.

На память о сегодняшнем уроке вам останется эта кукла - оберег.

Дома вы сможете самостоятельно сделать такую же куклу, это будет замечательным подарком для родителей, сестренки, братишки на Новый Год. Ведь для мамы или бабушки нет ничего приятнее, чем держать в руках изделие, согретое теплотой родных детских рук.