Урок-музей по жизни и творчеству С.А. Есенина

Разделы: Литература


Цели:

  • прикоснуться к миру, в котором жил и творил поэт, узнать, что формировало личность С.Есенина;
  • развить умения эмоциональной подачи материала;
  • сформировать навыки публичного выступления;
  • развить творческие способности;
  • приобщиться к прекрасному.

Оборудование урока: на доске в центре – портрет С. Есенина. Часть кабинета поделена на 3 сектора.

1-й сектор: “Родился я с песнями в травном одеяле”.

Иллюстрации: “Село Константиново”, “Сенокос”, “Церковь”, “Учителя и ученики Спас-Клепиковской школы”.

2-й сектор: “Я снова здесь, в семье родной”.

Иллюстрации: “Дом Есениных”, “Сестры Катя и Шура”, “Есенин с матерью у самовара”, портреты З.Райх, А.Дункан, Блока, скульптуры собак. Вещи: расческа деревянная, удочка с колокольчиком, медное кольцо.

3-й сектор: “Моя биография в стихах”.

Стол, накрытый скатертью. На нем керосиновая лампа, стопка книг, тетради.

Музыкальное оформление: Запись песни на стихи С.Есенина “Над окошком месяц”.

ХОД УРОКА

С л о в о  у ч и т е л я. Сегодня у нас необыкновенный урок-встреча с удивительным русским поэтом Сергеем Есениным. И происходить она будет в музее, который создали наши учащиеся. “Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”, - писал С.Есенин в одном из стихотворений. Эти слова можно отнести и к самому поэту. Чем дальше время отделяет нас от его гибели, тем весомее и человечнее предстает перед нами облик С.Есенина.

Просто и прекрасно его лицо и в то же время так значительно, что хочется стоять и смотреть, стараясь проникнуть в то сокровенное, что скрыто в мягкой неопределенной улыбке, в задумчивом взгляде. В 15 лет Сергей Есенин написал свои первые стихи:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Мог ли кто тогда представить, что пройдут годы, и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России.

Глубинными корнями связан Есенин с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, выплеснул душу в стихах.

Наш музей открывает свои двери и приглашает вас окунуться в мир, где жил и творил поэт, познать истоки, формировавшие личность С.Есенина, питавшие его поэзию.

Здесь каждая фотография, книга, вещь связаны с поэтом. Давайте войдем в этот неповторимый мир. А знакомить нас с ним будут наши экскурсоводы. Каждый из них представит свои экспонаты.

Первый зал – родина Есенина.
Рязанский край. “Родился я с песнями в травном одеяле”

1-й э к с к у р с о в о д. Село Константиново…

О край разливов грозных.
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
И мыслил и читал я
По библии ветров,
И пас со мной Исайя
Моих златых коров, –

писал Сергей Есенин.

Константиново раскинулось на высоком, холмистом берегу Оки. Чистое, утопающее в зелени село. На этой рязанской земле отшумело озорное детство поэта, прошла его юность. На этих лугах, в зарослях озер босоногим мальчишкой Сергей вылавливал утиные выводки. Этот простор, эти березки он имел в виду, когда писал:

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Приобщал к природе ребят труд. Любимым занятием для Есенина были сенокосы. Это была самая веселая в деревне пора. Сперва на тот берег переправлялись мужики с лошадьми, запряженными в телеги: на телегах высились просторные шалаши – каждый из них был жильем для целой семьи /жили на покосе 15-29 дней/. К работе приступали чуть свет, трудились до захода солнца.

Кормились у костра, по вечерам пели, плясали. Об этой поре Есенин писал:

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Вспоминая покосное время, люди забывали о том, как ломило от тяжелого труда поясницу, как прилипала к спине рубаха.

Много позже Есенин напишет:
Нипочем мне ямы, нипочем мне кочки.
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.

2-й э к с к у р с о в о д. А сейчас взгляните на эту церковь. Она являлась украшением села. С ней, с колокольным звоном была тесно связана вся жизнь Константиново. Зимой, в сильную метель раздавались удары большого колокола. Сильные порывы ветра разбрасывали его мощные звуки. Колокол извещал и о пожаре в соседнем селе. Медленным, грустным перебором всех колоколов провожали человека в последний путь.

За церковью /на картине этого не видно/ - старое кладбище, в углу которого находилась маленькая часовня. Сестра Есенина Шура вспоминает: Бабы стали бояться ходить рано утром доить коров, так как около часовни бегает колдун в белом”.

- Это интересно, – сказал Сергей, - сегодня же ночью просижу у часовни, ну и намну бока, если кого поймаю.

- Что ты, в уме! – перепугалась мать. – Разве можно связываться с нечистой силой?

Вечером Сергей пошел к часовне. Мать упросила его взять с собой большой колбасный нож, на всякий случай.

На рассвете бабы-коровницы разбудили его у часовни. Он проспал всех колдунов. Зато прослыл смельчаком.

3-й э к с к у р с о в о д. На краю села располагалось двухэтажное кирпичное здание Спас-Клепиковской церковно-учительской школы. Она готовила преподавателей для сельских начальных училищ и церковно-приходских школ. Сергей сдал экзамены и поселился в интернате при школе. Уходить из школы было нельзя. Днем – классные занятия, вечером – подготовка уроков, по воскресным дням и праздникам – церковная служба.

Именно здесь Есенин почувствовал себя поэтом. Все обычно сидят в классе и зубрят уроки, а Сережа где-либо в уголочке сядет и строчит себе карандашом стихи. А потом читает их друзьям. В мае 1912 года Есенин закончил школу с аттестатом “учителя школы грамматики”.

И началась для поэта взрослая жизнь, где основным для него всегда оставалось поэтическое творчество.

С л о в о у ч и т е л я. Москва, Петербург, Закавказье, заграница. Новые связи, новые знакомства. Но Сергей Есенин всегда тосковал по дому. Он и стал настоящим поэтом потому, что не порывал родных корней.

К близким людям поэт всегда обращался в своих стихах, и мы слышим то, что считается самым сокровенным: сыновнее чувство к матери, братская привязанность к сестрам, радость дружбы, тоска разлуки.

Во 2-м зале размещено то, о чем поэт писал:

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный.
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

4-й э к с к у р с о в о д (указывая на иллюстрацию дома Есениных). В этот дом возвращался Сергей и наяву, и в своих стихах. Здесь всегда оставалось его сердце. Он писал:

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

В этом доме, из этого самовара /показывается фотография матери и настоящий самовар/ в 1925 г. семья Есениных пила чай, так как у них не было большого чайника. Этот снимок был сделан в марте 1925 года. Сергей читал своей маме поэму “Анна Снегина”, над которой работал. Мама, как всегда, слушала чтение сына с затаенным дыханием, не перебивая. Неграмотная, она отлично понимала стихи сына и многое запоминала во время его чтения:

Смотрит, а очи слезятся, слезятся,
Тихо, безмолвно, как будто без мук.
Хочет за чайную ложечку взяться –
Чайная ложка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная.
С думами грустными ты не дружись.
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.

5-й э к с к у р с о в о д. А вот взгляните на эту расческу. Она в своем роде уникальна. Посмотрите на портрет Есенина: “Эти волосы взял он у ржи, если хочешь, на палец вяжи”.

В детстве никакой гребень не мог расчесать их, по этой причине поэт надолго невзлюбил субботу – банный день., когда мокрую, вымытую голову пытались причесать. Но этот, последний в его жизни гребень, справлялся с его волосами.

Сергей с какой-то трогательностью относился к зверью, особенно к собакам. Любопытна история, связанная с этим песиком /указывается на собаку/.

Как-то раз Сергей с сестрой Шурой возвращались из издательства “Красная новь” и увидели в руках молодого человека рыжего щенка. Он дрожал всем телом, а парень предлагал всем: “ Купите породистую собачку”. Есенин остановился. В его глазах показалась какая-то грусть. Он погладил щенка, тот заскулил.

Выражение лица у Сергея моментально переменилось. Вместо грусти на лице сияла озорная улыбка. “Давай возьмем щенка”, - обратился он к сестре.

И, уплатив 5 рублей, Сергей расстегнул шубу и прижал щенка к груди.

Он понимал, что живя вчетвером в одной комнате, трудно держать собаку, но щенка встретили хорошо. Все понимали, что принес его Сергей не потому, что он породистый, а просто ему было жаль щенка. А тот оказался чистокровной дворняжкой.

Родина, дом, детство, юность… Все это доброе, ясное, светлое, желанное. Обычно в письмах домой передаются приветы родным, знакомым. А Есенин? Он пишет стихи. В письме сестре Шуре есть удивительные строки:

Я красивых таких не видел,
Только знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде –
Повторяешь ты юность мою

Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под нашим окном.

Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю – багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.

Сентябрь, 1925 г.

6-й э к c к у р с о в о д (обращаясь к фотографиям сестер С.Есенина). Вот они, любимые сестры Сергея Есенина.

Спустя много лет, вспоминая о Сергее, сестра Александра удивлялась выдержке, которую проявлял брат, воспитывая их. Он сам был так молод. Но не было случая, чтобы он их обидел.

Правда, был один эпизод… Изредка среди работы Есенин устраивал себе отдых, ходил ловить рыбу на Оку. У него было множество удочек с колокольчиками. Вот одна из них /указывает на удочку/. Сергей привязывал к самому кончику колокольчик, при малейшем прикосновении он издавал мелодичный звон. И вот однажды на рыбалку он взял сестер. Им повезло – попался большой голавль – граммов пятьсот. Шура побежала за садком, а Сергей стал снимать голавля с крючка. Прибежав с садком, Шура не успела его раскрыть, а брат уже выпустил рыбу. Она стремительно ушла в глубину реки. Сергей был страшно огорчен и рассержен на сестру. Это был единственный раз.

Если взаимоотношения Есенина с родными были крепкими и чистыми, то этого нельзя сказать о личной жизни поэта. Была в ней какая-то неустроенность, недосказанность.

Перед вами Зинаида Николаевна Райх, жена поэта, прошедшая путь от секретаря-машинистки до артистки. В редакции газеты “Дело народа”, где печатался Есенин, они и познакомились. Со дня знакомства до венчания прошло 3 месяца. Это очень романтическая история.

В июле 1917 года Есенин совершил поездку к Белому морю. Его спутниками были двое приятелей и Зинаида Николаевна. На обратном пути, в поезде Сергей сделал ей предложение. Было решено венчаться немедленно.

Сошли в Вологде. Купили обручальные кольца, нарядили невесту. На букет денег уже не хватило. Есенин нарвал букет полевых цветов. Обвенчались.

Но не суждено им было долго прожить вместе. Они расстались. От этого брака у Есенина было двое детей – Таня и Костя. Он их часто посещал, любил разговаривать с ними, слушал, как дочь читает стихи.

Зинаиде Райх С. Есенин посвятил стихотворение:

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Успокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух:
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

7-й э к с к у р с о в о д. А теперь посмотрите на эту великолепную женщину. Это французская танцовщица Айседора Дункан. В 1921 году она приезжает в Россию по приглашению советского правительства. Есенина она поразила сразу. Несмотря на то, что она была намного старше поэта, Айседора безумно полюбила Сергея. Однако жизнь в стране Советов для нее стала невозможной, а увезти с собой Есенина ей не удалось. Без своей Родины он ни в каких, даже самых сказочных краях, жить он бы не смог.

Они расстались.

Здесь нет портрета Софьи Андреевны Толстой, внучки Льва Николаевича Толстого, последней жены Сергея Есенина, с которой он обвенчался за несколько месяцев до смерти. Но сохранилось кольцо, о котором говорится в стихотворении “Видно так заведено навеки…”.

Милая, мне скоро стукнет тридцать.
И земля милей мне с каждым днем.
Оттого и сердцу стало сниться,
Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,
И недаром в липовую цветь
Вынул я кольцо у попугая –
Знак того, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка.
Сняв с руки, я дал его тебе.
И теперь, когда грустит шарманка,
Не могу не думать, не гореть.

Кольцо это действительно Сергею на счастье вынул попугай незадолго до его женитьбы на Софье Андреевне. Оно было большого размера, носить его было трудно. Но Софья А. сжала его и надела. Красоты в этом кольце не было никакой, однако она проносила его много лет.

Среди всех этих людей, столь близких Есенину, есть человек, который тоже был очень дорог ему. Это Александр Блок.

Приехав в Петроград, Есенин приходит к поэту, который любил, страдал, жил одним – Россией. Сергей сильно волновался, потому что он в первый раз видел живого поэта. Блок посвятил его в секреты поэтического мастерства, высоко оценив стихи Есенина. “Стихи свежие, чистые, голосистые”, - сказал он.

Есенин пришел к Блоку со своей Россией, со стихами, рожденными любовью к чудесной стране березового ситца, где отшумела его юность.

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О, Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.

С л о в о п р е п о д а в а т е л я: Вы, наверное, заметили, что все, что окружало поэта, нашло отражение в его стихах.

Это муза не прошлого дня,
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
Так легко ли писалось Есенину?

8-й э к с к у р с о в о д (садится за стол в 3-м секторе и рассказывает):

Работа. Работа. Работа…Домой Сергей приезжал не отдыхать, а работать. Чемоданы его всегда были полны книгами и ворохами рукописей. Сидя за этим столом, с керосиновой лампой, он читал целыми ночами до рассвета и , конечно, работал над стихами.

Наверное, такую именно книжку держал в руках Ярослав Смеляков:

Средь почты медленной и малой,
Когда дороги замело,
Однажды книжица попала
К нам в белорусское село.

Там на обложечке весенней
Лицом прекрасен и влюблен,
Поэт страны Сергей Есенин
Был бережно изображен.

Лишь я один во всей округе,
Уйдя от мира, тих и мал,
Под зимний свист последней вьюги
Ее пред печкою читал.

Поленья, красные вначале,
Нагревши пламенем жилье,
Чудесным блеском освещали
Страницы белые ее.

Жизнь Есенина была строго распределена. Однажды в один день он написал восемь стихотворений. Но это было не часто. Есенин. Был очень требователен к себе. Целыми часами просиживал над отделкою поэмы “Анна Снегина” и циклом “Персидские мотивы”. Переписывал их, проверял на слух каждую строфу. Поэму “Черный человек” писал 2 года.

Однажды друзья Есенина, поэты, сидели в редакции “Красной нови” и пели народные песни. Зашел Есенин, послушал, а позже прочитал стихи:

Гори, звезда моя, не падай,
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.

Поэт Василий Наседкин спросил, чего это он запел о смерти. Есенин ответил, что поэте необходимо чаще думать о смерти и что только памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь

И каждое стихотворение С. Есенина – это выстраданная песня.

(Звучит песня и с ней голос преподавателя). И из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, наполняет слезами и горьким восторгом.

Отчего так мало поют Есенина-то? Самого певучего поэта? Нет его. Лишь душа светлая встает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная и обласканная русским певцом Россия.

Смолкни, военная труба! Уймись, оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны. Шапки долой, Россия!

Есенина поют!

Заключительное слово преподавателя

Большое спасибо всем, кто создал для нас творческую атмосферу музея. И у каждого из нас в душе остался “свой” Есенин. Какой? Пожалуйста, напишите дома сочинение-размышление “Я открыл для себя…”.