Внеклассное мероприятие: проект "Контрольная закупка"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Изучение влияния жевательной резинки, чипсов, кока-колы на здоровье человека.

Задачи:

Образовательные:

  1. выяснить влияние жевательной резинки на кислотно-щелочной баланс ротовой полости;
  2. доказать наличие красителей, фосфорной кислоты, углекислого газа в составе кока-колы;
  3. исследовать чипсы на наличие масла, рассчитать их калорийность.

Развивающая: Формирование у участников проекта коммуникативных умений и навыков:
работать в группе, излагать информацию, убеждать, доказывать, приводить аргументы, выделять главное, анализировать и оценивать полученные в результате исследования факты.

Воспитательная: Формирование здорового образа жизни.

Этапы проекта:

  1. подготовительный этап;
  2. этап реализации;
  3. рефлексивный этап.

Приложение: рефлексии участников; реклама.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

1. Подготовительный этап:

  • изучение литературы;
  • составление инструкций;
  • закупка чипсов, кока-колы, жевательной резинки;
  • оформление кабинета.

Оформление аудитории: аудитория разделена на 3 сектора для групп: «Чипсы», «Кока-кола», «Жевательная резинка» (на столах инструкции для работы в группах).

2. Этап реализации.

Учащиеся делятся на три группы по интересам:

  1. «Чипсы»;
  2. «Кока-кола»;
  3. «Жевательная резинка». 

Работают в группе под руководством консультантов, согласно инструкциям №1, №2, № 3.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы, рады приветствовать вас в нашей лаборатории «Контрольная закупка». Сегодня мы попытаемся выяснить влияние жевательной резинки на кислотно-щелочной баланс ротовой полости, исследовать чипсы на наличие масла, рассчитать их калорийность, изучить состав кока-колы и ответить на вопрос, полезны ли данные продукты? Наши консультанты помогут вам провести необходимые исследования.

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности.

3. Рефлексивный этап.

Учащиеся составляют заметки для газеты, каждая группа готовит презентацию.

Инструкция № 1. Физико-химический анализ чипсов

А. Масло.

  1. Положите большой чипс на фильтровальную бумагу.
  2. Согните фильтровальную бумагу пополам и раздавить в сгибе чипс.
  3. Удалить кусочки чипса с фильтровальной бумаги.
  4. Посмотрите бумагу на свет. Видите ли вы на бумаге какие-либо следы? Они лучше пропускают свет? Это анализ на масло. Количество масла может быть оценено по размеру пропускающего свет пятна.

Подпишите эту бумагу и прикрепите её к вашей тетради.

Б. Крахмал.

  1. Капните раствором йода на большой чипс. Отметьте, какая часть чипса стала чёрно – синей.
  2. Раскрошите другой чипс в стакан.
  3. Добавьте воду до половины стакана, нагрейте стакан на горелке Бунзена.
  4. Отфильтруйте воду от чипсов.
  5. Добавьте к фильтрату несколько каплей йода.

В. Хлорид натрия.

  1. Раскрошите большой чипс и положите крошки в пробирку.
  2. Налейте туда же воду, до половины пробирки. Нагрейте пробирку на горелке Бунзена.
  3. Отфильтруйте воду от чипсов.
  4. Разделите фильтрат на две части.
  5. Выпарите одну часть досуха в чашке для выпаривания. Погрузите проволочку в остаток, затем внесите ее в несветящееся пламя горелки.
  6. Ко второй части фильтрата добавьте по несколько миллилитров раствора нитрата серебра и разбавленной азотной кислоты. Отметьте, образуется ли остаток.

Г. Калорийность.

  1. Мерным цилиндром налейте 5 мл. воды в широкую пробирку. Измерьте температуру воды.
  2. Зажмите пробирку с водой в штативе под углом.
  3. Взвесьте большой чипс.
  4. Держа чипс щипцами, подожгите его и держите под пробиркой с водой. Если чипс потухнет, зажгите его снова.
  5. Измерьте температуру воды.
  6. Вычислите калорийность 25 – граммового пакета чипсов по вашим результатам.  

Виды чипсов

«Pringles»

«Lays»

«Хомка»

а) Масло

 

 

 

б) Крахмал

 

 

 

в) Хлорид Na

 

 

 

г) Калорийность
-Масса чипса
-Масса воды
-Температура воды перед нагреванием
-После нагревания
-Изменение температуры воды
-1г чипсов образует
-100г чипсов образует……..Дж

 

 

 

Примечание: чтобы температура 10г. воды изменилась на 1°С необходимо 42 Джоуля теплоты.

Инструкция № 2. Физико-химический анализ газированного напитка «Кока-колы»

1. Изучить состав кока-колы по надписи на этикетках.

По справочнику: «Пищевые добавки» узнать, какое действие на организм оказывают компоненты, содержащиеся в них.

2. Провести физико-химический анализ напитка

а. Анализ на диоксид углерода (углекислый газ)

  1. С помощью мерного цилиндра налейте 10 мл напитка в широкую пробирку. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.
  2. Зажмите пробирку в штативе.
  3. Наполовину заполните пробирку известковой водой и погрузите конец газоотводной трубки в известковую воду.
  4. Осторожно нагрейте широкую пробирку, пропуская образующийся газ через известковую воду.

 б. Обесцвечивание

  1. С помощью мерного цилиндра налейте 25 мл напитка в стакан. Добавьте туда же 25 мл воды для разбавления.
  2. Добавьте два шпателя активированного угля. Перемешайте уголь стеклянной палочкой.
  3. Поставьте стакан на треножник с металлической сеткой.
  4. На маленьком огне горелки нагрейте стакан в течение 10 мин.
  5. Отфильтруйте уголь. Напиток должен быть теперь обесцвечен.

в. Анализ на кислоту

  1. Погрузите кусочек бумаги рН в раствор. Запишите цвет и рН.
  2. Добавьте в пробирку шпатель карбоната кальция.
  3. Добавьте шпатель гидрокарбоната натрия к обесцвеченному раствору, находящемуся в другой пробирке.
  4. Положите кусочек магниевой ленты (2 см) в пробирку с обесцвеченным раствором напитка.

Результаты.

  1. Содержание углекислого газа
  2. Содержание красителей
  3. Значение рН

Инструкция № 3. Влияние жевательной резинки на кислотно-щелочной баланс ротовой полости

1. Изучить состав жевательных резинок «Орбит» и «Дирол» по надписи на этикетках.

По справочнику: «Пищевые добавки» узнать, какое действие на организм оказывают компоненты, содержащиеся в них.

2. Участники проекта, получают конфеты карамель «Мечта», «Кислинка», после их употребления, замеряют с помощью индикаторов кислотность слюны, консультанты выдают участникам проекта жевательные резинки и замеряют время восстановления кислотности слюны до нейтральной среды.

Жевательная резинка

Кислотность пищевых продуктов

Кислотность слюны во время жевания

Время восстановления кислотности слюны до нейтральной

Выводы

«Орбит»

 

 

 

 

«Стиморол»

 

 

 

 

«Дирол»

 

 

 

 

Литература.

  1. Булдаков А.С. Пищевые добавки: Справочник. Издательство: ДеЛи – Москва, 2003г
  2. Васильев В.П. Аналитическая химия. – М.: Высшая школа, 1989. – Ч. 1. 320 с.
  3. Воспитание школьников//Жевательная резинка: приятно, но полезно ли?- 2004г. №8
  4. Жевать или не жевать//.- Аргументы и факты 2008.- № 4.-с.10
  5. Краузер Б., Фримантл М., Химия. Лабораторный практикум: Уч. пособие: перевод с англ. М.:Химия, 1995.- 320с.