Конспект интегрированного урока по граждановедению и психологии на тему "Мой разумный выбор"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

1. Формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, ответственности за свой выбор при решении жизненных проблем, корректировке и реализации своих профессиональных интересов.

2. Развитие социальной компетентности, коммуникативной культуры.

3. Исследование себя, своих ресурсов, проектирование своей жизни.

Подготовительный этап:

1.Анкетирование с целью определения ценностей учащихся, интересов, мечты, профессий, которые выбрали.

2.Коллаж “Моя будущая жизнь”.

3.Презентация учащихся 11 класса “Мой разумный выбор”, (“Наши ценности”, “Наши интересы”, “Наши мечты”, “Профессии, которые мы выбираем”).

Цитаты для оформления

1). “Самое трудное для нас - это обладать чувством собственного отношения к другим людям, иметь свою точку зрения и мыслить по-своему”.

Н.Берьдяев

2) “На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели”.

Ларошфуко

3). “Делать то, что нам нравится – это естественная свобода, без вреда другим – это гражданская свобода”.

Б. Авербах

4). “Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться”.

Х. Маккей

5). “Пессимист, оказавшись перед выбором, из двух зол, выбирает оба”.

О. Уайльд

6). “Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нём ответственность за все несчастья Земли и что ему же принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни”

Р. Роллан

7). Выбор – предпочтение кого-либо или чего-либо, система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности. (Из словаря).

Ход урока

1.Психолог.

Упражнение “Аплодисменты”.

Психолог хлопает в ладоши и говорит, называя имя: “Я приветствую…”. Тот, кого назвали, встаёт, хлопает следующему. Последний говорит: “Я приветствую всех”. Все аплодируют друг другу стоя, затем садятся на свои места.

Жизнь-это выбор. Его приходится делать каждый день, даже не замечая.

Человек каждую минуту стоит перед выбором: что надеть, что съесть, куда пойти, с кем общаться, как ответить, как поступить, какую цель поставить. Сегодня мы обсудим важность разумного выбора. Мы всё время что-то выбираем, по большей части даже не задумываясь, делаем это. Но бывают ситуации, от которых зависит твоё будущее.

Как научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во всё усложняющемся мире? Наш выбор определяет, насколько здоровой и успешной будет наша жизнь. Существует множество способов, которые мы можем использовать, делая наш выбор. Но всегда ли они являются разумными?

2.Голосование фишками.

С помощью фишек проголосуйте, используете ли вы названные способы выбора. Если хотите ответить “да”, покажите зелёную фишку; если хотите ответить “нет” - красную фишку; если хотите ответить “иногда”, покажите жёлтую фишку.

1. Игнорирование проблемы – пытаешься игнорировать проблему так долго, насколько это возможно.

2. Надежда на чудо- надежда на то, что всё само собой, чудесным образом произойдёт или изменится.

3.Бегство от проблемы - попытка избежать необходимости делать выбор.

4.Бездумное поведение - делать что-либо, не подумав.

5.Подчинение чужому мнению - делать то, чего хотят от нас другие.

6.Откладывание на “потом”- откладывание принятия или исполнения решения.

Каждый человек время от времени этими способами пользуется, но самое главное – отдавать себе в этом отчёт – это типы неэффективных выборов, большая часть выше перечисленных решений могут создать серьёзные проблемы и даже нанести вред, как нам самим, так и окружающим нас людям. Однако все мы можем научиться делать разумный выбор. Существуют три основных этапа его осуществления.

1).Решай, какие жизненные ценности наиболее важны для тебя. Твои ценности, т.е. что ты считаешь самым важным в жизни, являются основанием для твоего выбора.

2).Решай, что делать.

3).Научись говорить “нет”, если ты на самом деле не хочешь этого делать [1].

3. Игра “Калоши счастья”.

Для принятия правильного решения необходимо в первую очередь определить, что для тебя ценно, и что важно. Ценности чрезвычайно сильно влияют на наш выбор.

Иногда мы осуществляем наш выбор только потому, что не можем сказать уверенно “нет”, боимся обидеть или не знаем, сомневаемся, хотя чувствуем, что что-то не так, что-то неправильно. В игре “Калоши счастья” вам предоставляется возможность сделать свой правильный выбор. Это не так просто, как кажется. На столе разложены карточки. Выбрав наугад карточку, вы обнаружите то, что может сделать вас счастливым.

Вы надеваете волшебные калоши и мгновенно становитесь счастливым человеком, если остаётесь в них, сказав “да”. Вы можете снять их, если хотите ответить “нет”. Два короля будут набирать себе в королевство подданных. Королевство “да” и королевство “нет”. Вы должны хорошенько подумать, как ответить, нужно ли вам такое счастье, справитесь ли вы, сможете ли быть счастливыми? Два короля уговаривают аргументированно, эмоционально, почему нужно ответить в его пользу. Выслушав все доводы, вы должны принять решение, в какое царство идёте. Думайте, взвешивайте, выбирайте. В карточках может быть:

1. “Ты будешь самым красивым человеком на планете”

2. “Ты будешь очень богат”

3. “Сможешь полететь на другую планету”

4. “Тебя полюбит самый красивый парень (девушка)”

5. “У тебя будет неограниченная власть над людьми”

6. “ Ты будешь читать чужие мысли”

7. “ Ты проснёшься знаменитым”…

Легко или трудно было делать выбор? Почему?

В чём вы сомневались?

4.Рефлексия.

Помогали или мешали сделать выбор те, кто вас уговаривал? Вы живёте в такое время, когда выбор сделать трудно, сложно, потому что так много возможностей, вариантов выбора. Известно такое выражение: “Жизнь есть кладбище захороненных возможностей”. Когда вариантов мало, легче сделать выбор, чего бы это ни касалось. Почему же неограниченные возможности затрудняют выбор?

5.Упражнение Джеффа.

Вы знаете, что это упражнение глубокое и серьёзное, поэтому настройтесь на вдумчивое отношение к услышанным вопросам. Готовятся три плаката с надписями “да”, “нет”, “может быть”, развешиваются в разных концах помещения. Ведущий стоит в середине и задаёт вопросы. Участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал тот или иной ответ. Желающий поднимает руку, ведущий кидает ему мяч. Важное правило: участники не имеют права критиковать других и спорить. Они выражают только своё мнение.

Вопросы:

1.Хотели бы вы изменить свой возраст?

2.Верите ли вы в любовь с первого взгляда?

3.Считаете ли вы, что семья важнее друзей?

4.Смогли бы вы жить в одиночестве?

5.Я считаю, что смертная казнь – это правильно.

6.Интересуют ли вас политические события в стране?

7.Возможен ли рай в шалаше?

8.Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?

9.Есть ли у тебя комплексы?

10.Ты веришь в судьбу?

11.Лучше быть умным, чем богатым?

12.Я знаю, для чего живу.

6.Рефлексия.

Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?

Были ли вопросы, над которыми хотелось подольше подумать?

Что вы чувствовали к тем, кто давал противоположный ответ?

Менялось при этом ваше мнение?

Что нового для себя открыли?

7.Заключение. В вашей жизни наступил сложный и ответственный период, когда нужно окончательно расставить приоритеты, определиться, начать осуществлять свой собственный сценарий жизни, ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач, брать на себя ответственность за свои поступки. И хочется, чтобы вы сделали разумный выбор, потому что от этого зависит ваша судьба.

Упражнение “ Аплодисменты”.

Психолог заканчивает урок со словами: “Спасибо за урок! Спасибо…”, называет имя участника. Тот, кого назвали, встаёт, называет следующего… Последний участник: “Спасибо всем! До свидания!”. Все аплодируют стоя.

Использованная литература

  1. Тимина Н.В. Программа занятий по развитию мотивации к успеху у учащихся выпускных классов с элементами психологического тренинга “Поверь в себя”.
  2. Под редакцией Левановой Е.А. Питер, 2006. Игра в тренинге.
  3. Панкратов В.Н. Психология успеха. М.,Роспедагенство, 1997.
  4. Практическая психология образования под редакцией Дубровиной И.В., М,2000.