Урок-беседа по рассказу М.М. Пришвина "Москва-река"

Разделы: Литература


Цель:

  • Дальнейшее знакомство с понятием “мир художественного произведения” на примере рассказа М.М.Пришвина; обучение анализу художественного произведения.
  • Развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся; навыков выразительного чтения.
  • Воспитание чувства прекрасного; бережного отношения к окружающему нас миру, к своей малой родине.

Тип урока: урок художественного восприятия.

Время: 90 мин.

Методы обучения:

  • словесные (эвристическая беседа)
  • наглядные (презентация)
  • проблемный.

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран,  раздаточный материал (отрывки из дневников Пришвина, текст рассказа «Москва-река»), приложение

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о творчестве М.М.Пришвина. Дома вы изучали его биографию и знаете, что этот  писатель обращался в своём творчестве к русской природе, её необычайным красотам. Вам уже знакома сказка-быль «Кладовая солнца», в которой показаны отношения человека и природы.  Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением М.М.Пришвина, но обо всём по порядку.  

2. Ассоциативный ряд. Творческое письмо 

  • Звенигород. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

Ассоциации ребят: город, Подмосковье, Одинцовский район, Москва-река, природа, одухотворённость, Саввино-Сторожевский монастырь, необычность, легенда, заповедный край, Россия, история, колокольный звон…  

  • Подчеркнём в записанных словах ключевые.
  • Опираясь на ассоциативный ряд, напишем небольшую зарисовку на тему «Звенигород»

Примерная работа ученицы: 

Звенигород – замечательный городок. Расположен он в Подмосковье, в Одинцовском районе, но известен всей России. И не только потому, что здесь находится знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь, но и потому, что жил когда в этих краях известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Охотник, знаток природы, необычный человек.  Он безмерно любил этот заповедный край, с его богатой  историей, легендами, с колокольным звоном над Москвой-рекой…

3. Биографическая справка.

  • Вопрос классу: почему разговор о Пришвине мы начали со Звенигорода?

      (Под Звенигородом, в селе Дунино, долгое время жил писатель)

  • Давайте вспомним из прочитанной  дома   биографии Пришвина  тот период, когда  писатель жил в нашем районе.

Справочный материал.

Дунино

После войны, пережив эвакуацию в деревне Усолье, близ Переславля-Залесского, Пришвины, привыкшие к деревенскому житью, пускаются на поиски загородной дачи. На правом берегу Москвы-реки к востоку от Звенигорода они обнаруживают деревянный дом на высоком каменном фундамента с открытой семигранной верандой. Когда-то, в конце XIX в его выстроила «жена финляндского уроженца» Мария Освальд. Полуразрушенный и сильно после войны пострадавший дом еле - еле держался на опорных столбах: зрелище было невеселое. Фруктовый сад был начисто порублен, оставались только дикие липы, ели, сосны, израненные гвоздями и колючей проволокой. Макушки некоторых были снесены снарядами. В том, что осталось от дома, победоносно возвышалась одна лишь трехгранная печь. Выходившая на все три комнаты,  она была ловко придумана для быстрого обогрева всего помещения. Веранду строил лет сто назад какой-то неизвестный финский мастер: сквозь незастеклённые проемы открывались виды на сад, лес, реку, заречье, поле.
13 мая 1946 г, пришедшие председатель сельсовета и агроном, поставили печать на заготовленные бумаги – развалины дачного дома стали владением Пришвиных. Начался ремонт, который не молодой уже писатель всецело взвалил на себя: ездил в Звенигородский райземотдел за досками, ставил ворота, занимался садом. Желанный домик рос быстро. Скоро Михаил Михайлович уже мог любоваться с веранды созвездием Большой Медведицы, и даже ночевать в доме, в котором еще не были постланы полы: «Мой дом над рекою Москвой - это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои и сны. Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику».
Осенью семья поселилась в Дунино окончательно. Пришвин вставал рано, с восходом солнца, ставил самовар и садился в столовой. Самовар шумел, а он писал. Любимая собака Жалька, с которой он ходил на охоту, лежала тут же у его ног. Сил было уже не так много, но Михаил Михайлович, как и прежде, часто уходил в лес, наблюдая за изменениями в природе, фотографировал и делал свои «маленькие записи». На столе его лежал вычерченный им самим же план леса с отметками, «где водятся белые грибы»
В свое последнее лето 1952 г, уже неизлечимо больной Пришвин записал в дневнике; «Вот бы выздороветь! Пожить еще хочется в Дунине на «Фацелии»! Так он называл свою дачу.
(Евгения Гершкович «Прекрасная Фацелия»)
"Мне кажется, будто я вернулся в любимые места своего детства, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете", - пишет Михаил Михайлович в эти дни. Ему 73 года, за оставшиеся 7 лет он создаст треть того, что позднее (после смерти) войдет в собрание его сочинений. Здесь же продолжается начатое в Усолье приведение в порядок дневников...

4. Знакомство с писателем.

Чтобы попытаться  понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги. Но не только. Очень многое могут дать дневники, где, как правило, записывается всё самое сокровенное. Попробуем приблизиться к пониманию личности человека, писателя  Михаила Пришвина. Обратимся к отрывкам из его дневников.

Справочный материал. Отрывки из дневников

У вас, наверное, было счастливое детство? - спросила одна женщина.
- Без обиды не обошлось, - ответил я, - но счастье мне было не в детстве, а в том, что я обиду свою обошел. Мы все должны зализать свою рану.Заживил - и счастлив. Мы должны сделать свое счастье.

Из дневников М. Пришвина

  • Мост от поэзии в жизнь - это благоговейный ритм, и отсюда возникает удивление
  • ... Меня куда-то вело по пути страданий и блаженства... Природа откликнулась на этом пути: я стал записывать эти сказки и тем удостоверять других в действительности существования страны непуганых птиц.  - Есть такая страна! - вот и вся тема моего писательства ...
  • Я встал на рассвете, мелочи бросились на меня и стали грызть, но, посмотрев на утренние звезды, я овладел собою и унес в комнату свет звезд... Я овладел собою, и мне ясно представилось, что я в жизни был счастлив и мне надо за нее благодарить. Так при всяком приступе отчаяния нужно вспомнить, что был счастлив,  и стоило помучиться из-за этого, а если чувства не хватит для этого, то поможет рассудок; состояние отчаяния, значит, или конец, - но конец неизбежен, или же оно временное и за ним последует радость...
  • Быть русским, любить Россию - это духовное состояние. Боже мой! Как нелегко жилось, как удалось уцелеть! И я хочу все-таки в автобиографии представить жизнь как счастливую. И сделаю это, потому что касался в творчестве природы и знал, что жизнь есть счастье.
  • Такая милостивая осень стоит, такой живет со мной верный друг, ожидающий от меня подвигов и терпеливо, искусно скрывающий это, если подвигов нет (о жене) "Милый мой, - шепчет она, - ты довольно в жизни потрудился, можно и отдохнуть"И еще: "Она меня спасла. Я без нее так бы и остался скитальцем по грязной воде без калош.
  • В.(жена) открыла в дневниках нового Пришвина. Это произошло так неожиданно. Она остановила трещотку машинки и вдруг сказала: - А вы, оказывается, вовсе не такой глупый, как я думала. И принялась читать, и я дивился, узнавая в ее словах нового писателя. Как же это странно, что я, не зная ее, только обращаясь к неведомому другу, писал ее мыслями, ее словами, ее чувствами. Как будто есть мир, в котором люди живут общей мыслью.
  • Утром в полумраке я увидел на столе в порядке уложенные книги, и стало мне хорошо на душе. Я подумал: сколько чугуна пошло на Днепрострой, на Донбасс, и все взорвано, страна пуста, как во время татар или в "Слове о полку Игореве". И вот оно, Слово, и я знаю: по слову все встанет, заживет. Я так давно был занят словом, и так недавно понял это вполне ясно; не чугуном, а словом все делается.
  • Русские цари были заняты завоеваниями, расширением границ русской земли. Им некогда было думать о самом человеке. Русская литература взяла на себя это дело: напоминать о человеке. И через это стала великой литературой...
  • Позвонил дирижер Мравинский и, совсем не знакомый мне, выражал свое признание меня как писателя, сказал даже, что "Лесная капель" его "подподушечная книга". Такие читатели являются моим золотым фондом и ложатся на душу, как сама правда природы. Каким счастьем является для меня не полное признание моего творчества, не премии, не большой орден, не даже полноценная статья, а вот такое медленное стекание моих читателей куда-то в большую воду вечности. Вот этот огонек радостной надежды на будущее воскресение из мертвых и приносит мне в душу каждый большой мой читатель, сокровище моего золотого фонда.
  • Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови "Незабудки".

Он будет писать дневник до конца своих дней, последнюю запись сделает 15 января 1954 года (за полусуток до смерти, как вспоминает Валерия Дмитриевна, жена). Вот эта запись: "Деньки вчера и сегодня (на солнце 15о) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым".
Попробуем воссоздать образ Пришвина: каким он вам представляется на основе прочитанного?

Пример работы ученицы:

Пришвин - необыкновенный человек. Не каждый  умеет радоваться тому, что есть: весенней капели, травам и цветам, листопаду, просто окружающему миру. Любой свой  день он принимает как подарок Господа, находит в нём что-то особенное, доброе и делает это основой. Я увидела человека очень искреннего, глубоко порядочного. Кажется, что написанное им – сама мудрость, которая приходит к человеку с годами. Спокойствием, умиротворённостью веет от Михаила Пришвина. Хочется остановиться в нашей бешеной суете, задуматься, вспомнить о близких…

5. Работа с текстом.

Сегодня для работы мы возьмём рассказ «Москва-река», в котором описываются заповедные места нашего района, звенигородский край, река Москва в селе Дунино.

  • Чтение рассказа М.Пришвина «Москва-река» (Приложение 1)
  • Беседа по рассказу:

- Какова тема рассказа? (повествование о реке Москве в Дунино)  Основная мысль? («Краше нашего Дунина я нигде не видал!»
- Главный образ рассказа? (река Москва) Микрообразы?
- На какие части можно разделить рассказ? (1) Легенда о Звенигороде 2) Как ловят рыбу в Москве-реке 3) Половодье на Москве-реке в Дунино 4) «Краше нашего Дунина я нигде не видал»)
- Какой изобразительный приём лежит в основе рассказа? (антитеза) Приведите примеры. (зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня)

  • Работа в группах.

Класс делится на две (четыре, в зависимости от количества учеников в классе) группы.

Задание 1 группе. Прочитайте  описание ледохода. Проанализируйте отрывок, используя опорные вопросы:

- на какие части можно разделит отрывок? Озаглавьте их.
- какие художественные средства использует автор в каждой части? Их роль.
- как Пришвин передаёт состояние природы во время половодья?  А состояние человека?
- какие чувства испытывают герои?
- Ограничено ли описание только воссозданием картины разлива Москвы-реки?
- каким вам видится образ рассказчика? Опишите его.
- что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?

Подготовьте художественный   пересказ отрывка. 

Задание 2 группе. Прочитайте ту часть рассказа, в которой говорится о рыбалке на Москве-реке. Сгруппируйте все детали, рассказывающие о рыбалке. Подготовьте пересказ, близкий к тексту «Рыбалка на Москве-реке». Проанализируйте отрывок, используя опорные вопросы:

- какие художественные средства использует автор в  этом описании? Их роль.
- как Пришвин передаёт состояние человека во время рыбалки? Какие  чувства испытывают герои?
- Ограничен ли отрывок только воссозданием картины рыбалки?
- каким вам видится образ рассказчика? Опишите его.
- что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?

  • Чтение  легенды, представленной  в начале рассказа. Обращение с истории своего города. Что знают ребята?

6. Домашнее задание.   Напишите небольшой рассказ о самом замечательном, на ваш взгляд, месте нашего города Одинцово.