Программа "Одаренные дети"

Разделы: Администрирование школы


Одаренные дети - наше достояние. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых детей является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в учреждении дополнительного образования. Талант - это дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в ДЮЦ г. Шарыпово.

Задачи программы:

  • Создание условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и их личностного роста.
  • Создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей.
  • Раннее раскрытие интересов и склонностей воспитанников к творческой и научно-исследовательской деятельности.
  • Информационно-методическое обеспечение участников Программы.
  • Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, в работе с одарёнными детьми.
  • Развитие познавательной активности обучающихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.
  • Расширение пространства повышения квалификации педагогов ДЮЦ, как условия методического поиска и творчества в работе с одаренными воспитанниками.

Концепция работы с одаренными детьми

Такие особенности воспитанников, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что эти дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем опираемся на "рабочее" определение одаренных детей.

К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся ДЮЦ г. Шарыпово, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные, творческие и физические способности, и их проявления,
  • имеют доминирующую, активную познавательную потребность,
  • испытывают радость от умственного или творческого труда, занятий спортом.

Для реализации цели программы необходимы следующие действия:

  • знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;
  • проведение целенаправленных наблюдений образовательной деятельностью воспитанников для выявления детей, показывающих высокую результативность в разных или одной областях деятельности;
  • подбор и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
  • отбор тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию интеллектуальных, творческих и физических способностей, самостоятельности мышления и инициативности детей;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с педагогом;
  • разработка гибких индивидуальных программ обучения воспитанников, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
  • проявление уважения к индивидуальности воспитанника.

Этапы реализации программы.

1 этап: диагностико-прогностический, методологический (2009-2010 уч.г.)

Обучение педагогического коллектива методам и формам работы с одаренными детьми. Мониторинг одаренности.

2 этап: деятельностный (2010-2011 уч.г.)

Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на ранних этапах обучения. Апробация индивидуальных программ для воспитанников повышенного образовательного уровня.

3 этап: итоговый (2011-2012 уч.г.)

Создание банка данных "Одаренные дети", включающий информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе. Рефлексия, обобщение опыта и подведение итогов реализации программы.

Ожидаемый результат.

Создана система выявления, поддержки и развития одаренных детей в МОУ ДОД ДЮЦ г.Шарыпово.

Расширено пространство повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

Создан банк данных "Одаренные дети", включающий информацию о педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе.

В результате реализации программы воспитанники творческих объединений, студий, спортивной секции повысят свой уровень достижений в разных областях деятельности, получат наивысшую степень удовлетворенности от обучения.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

Количественные и качественные показатели участия воспитанников в городских, краевых, всероссийских творческих конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятиях.

Положительная динамика проявления интереса воспитанников к исследовательской деятельности.

Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

Рост профессионального мастерства педагогов, отраженный в "портфолио" .

Уровень социальной успешности выпускников.

Создание условий для развития детской одаренности в ДЮЦ.

Развитие одаренности воспитанников возможно при реализации следующих условий:

1. Выявление, развитие, поддержка одаренных и талантливых детей:

  • поиск технологий, методик по выявлению одаренных детей.

2. Ресурсы:

  • психолого-методическая служба ИМЦ г. Шарыпово;
  • методический совет ДЮЦ г. Шарыпово;
  • профессиональная компетентность педагогов.

3. Управленческие решения:

  • стимулирование и поощрение одаренных воспитанников;
  • стимулирование педагогов.

4. Пути реализации:

  • реализация индивидуальных развивающих программ для воспитанников;
  • выбор технологий по развитию детской одаренности;
  • планирование траектории развития одаренных воспитанников;
  • повышение квалификации педагогов по данному направлению деятельности;
  • побудительно-интенсифицирующая деятельность педагога.

5. Система поощрительных мер, повышающих мотивацию педагогов к деятельности по выявлению и развитию детской одаренности в ДЮЦ г. Шарыпово:

  • награждение подарками и денежными премиями за победу воспитанников в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и т.д. разных уровней;
  • информация об успехах и достижениях педагогов ДЮЦ г. Шарыпово в СМИ;
  • информация об успехах и достижениях воспитанников ДЮЦ г. Шарыпово в СМИ;
  • выдвижение педагогов на награждение Почетными грамотами, благодарственными письмами и отраслевыми наградами разного уровня;
  • устное поощрение на производственных совещаниях, собраниях.

6. Система поощрительных мер, повышающих мотивацию воспитанников ДЮЦ г. Шарыпово к обучению:

  • награждение дипломами, грамотами, благодарственными письмами за высокие достижения в творческой, исследовательской, проектной, спортивной деятельности;
  • занесение в Книгу почета;
  • информация об успехах и достижениях воспитанников ДЮЦ г. Шарыпово в СМИ;
  • обеспечение участия в конкурсах, фестивалях, соревнования разных уровней.

7. Мотивационное обеспечение педагогического сопровождения одаренных и способных детей:

  • постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение воспитанников к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья детей;
  • стимулировать мотивацию обучения через удовлетворение потребностей воспитанников в общении и деловом сотрудничестве с педагогами и студийцами;
  • способствовать развитию творческого потенциала воспитанников, сохранять их эмоциональное благополучие, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию и самореализации;
  • стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

8. Организация индивидуально-групповых занятий для талантливых воспитанников.

9. Проведение научно-практических конференций воспитанников, конкурсов, фестивалей, соревнований и т.д.

10. Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях, конференциях, соревнованиях и т.д. разных уровней.

Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей и подростков

Содержание деятельности Сроки Ответственный
Разработка нормативно - правовых документов. 2010-2011г. Методический совет, зам. директора по УВР.
Проведение семинара с приглашением специалистов. Февраль 2010 г. Методический совет, зам. директора по УВР.
Ознакомление с приемами целенаправленного педагогического наблюдения. Февраль 2010 г. Методический совет, зам. директора по УВР.
Ознакомление с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению деятельности. 2009-2012г. Методический совет
Ознакомление с рекомендациями по работе с одаренными детьми. 2009-2012г. Методический совет
Организация для педагогов обзоров научно-методической литературы по данному направлению. 2 раза в полугодие Методический совет
Подбор и накопление литературы, необходимой для самообразования. Постоянно Зам. директора по УВР, педагоги.
Создание банка материалов и специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности. 2009-2010г. Методический совет, специалисты ИМЦ г.Шарыпово
Организация психолого-педагогического просвещения родителей способных и одарённых воспитанников. 2009-2012г. Зам. директора по УВР, педагоги, педагог-психолог ИМЦ г. Шарыпово.
Прохождение курсов повышения квалификации по данному направлению. 2009-2012г. Зам. директора по УВР, педагоги.

Заключение.

Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей.

Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей. Дети, превосходящие сверстников, проявляющие особые умственные, творческие, спортивные возможности, могли бы своевременно получать более углубленное образование, раньше включаться в творческую жизнь.

Дополнительное образование - составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.

Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.

Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в МОУ ДОД ДЮЦ г. Шарыпово является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы воспитанников.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей.

Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.

Литература

  1. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // "Завуч".- 2001.- №4.- 39-45 с.
  2. Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии с одаренными детьми // "Завуч".- 2000.- №1.- 107-116 с.
  3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.- Ярославль: Академия развития, 2004.- 304 с.
  4. Панютина Н.И., Рагинская В.Н. и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. - Волгоград: Учитель, 2007. - 204 с.
  5. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // "Дополнительное образование детей".- 2001.- № 24.- 37-39 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-576 с.
  7. Савельева Е.А. О художественных способностях детей. // "Завуч".- 2000.- № 6.- 132-137 с.