Мониторинг образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Школьный мониторинг - комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения в объекте.

В школе педагогический мониторинг можно определить как форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве предоставляемых образовательных услуг, обеспечивающих непрерывное наблюдение за их содержанием и прогнозирование дальнейшего развития, а также как систему накопления инновационного опыта.

Школьный мониторинг призван исследовать промежуточные состояния, позволяет корректировать задачи, стоящие перед педагогами, рассматривается как механизм управления развитием образовательного процесса.

В школе существует единая система информационно-технологического сопровождения школьного мониторинга, позволяющая выявить "слабые" и "сильные" стороны учебного процесса и включает следующие направления:

  • Оценка качества учебных программ и образовательных технологий;
  • Мониторинг степени обученности учащихся по годам обучения и учебным предметам;
  • Рейтинговая система стимулирования достижений учащихся;
  • Диагностика потенциала научно-педагогического состава;
  • Мониторинг качества знаний, умений, компетентностей, тематический, итоговый контроль.

Мониторинг качества образования

Информационное пространство школы объединяет всех взаимодействия всех участников образовательного процесса и позволяет автоматизировать выполнение привычных функций:

Директор и завуч автоматически составляют расписание, используя возможности программы "Школьный офис",

Управляют штатом сотрудников с использованием системы "Кадры",

Оперативно отслеживаются результаты образовательного процесса и принимаются управленческие решения, по итогам диагностических и тренировочных работ городской системы "Статград",

Обмениваются с вышестоящими организациями отчетной документацией, используя шаблоны, позволяющие автоматически формировать необходимые отчеты (Паспорт школы, программное и аппаратное обеспечение).

Учителя назначают задания, выставляют на сайте подготовленные материалы, проводят уроки в мультимедийных классах, проводят консультации, участвуют в работе виртуальных методических объединений, отвечают на вопросы родителей при помощи сайта школы.

Ученики могут выполнять задания в режимах on- и off-line (выполнение тренировочных заданий в системе Статград: тестов, контрольных работ), консультироваться, участвовать в совместных проектах, вести рейтинг знаний.

Родители имеют возможность следить за учебой своих детей.

Оценка качества учебных программ и образовательных технологий

База данных школы по данному направлению мониторинга наполнена следующими документами:

Устав ОУ.

Учебный план на текущий год (архивы учебных планов прошлых лет).

Отчеты данных мониторинга по предметам в таблицах и графиках за текущий учебный год и в динамике за несколько лет обучения.

Банк школьных проектов.

Мониторинг успеваемости и степени обученности учащихся (СОУ)

В практике школы используются следующие методики диагностики результативности работы учителя и образовательного учреждения, основанные на количественно-качественных показателях, выраженных в баллах

Успеваемость в % от общего количества учащихся;

Качество знаний пол количеству "4" и "5";

Средний балл;

Степень обученности учащихся (по В.П. Симонову, разработавшего систему целей обучения и соотносимые с ней уровни усвоения):

  • уровень узнавания
  • уровень запоминания
  • уровень понимания
  • деятельность в стандартной ситуации
  • деятельность в нестандартной ситуации (перенос)

Данную методику оценки эффективности учебно-образовательного процесса можно использовать при подведении итогов по различным предметам (русский язык и математика, 10-11 классы, диагностические работы). Получаем данные по степени обученности учащихся, качеству обученности учащихся, динамику усвоения материала. На основании сводной таблицы строим графики, с помощью которых можно наглядно представить данные отчета.

Рейтинговая система стимулирования достижений учащихся

Для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса составляется рейтинг учащихся на основе их учебных достижений. С помощью рейтинга всегда виден "статус - кво" данного ученика на фоне класса, школы. На основании рейтинговой системы в школе выдаются стипендии лучшим учащимся по результатам года, а также стипендии от Управы Выхино-Жулебино - принцип личной выгоды, дополняясь принципом добровольности обучения. Оценка превращается в способ рационального определения личного рейтинга - показателя учебных успехов ученика.

Рейтинг по 9-м класса, вычислен на основании подсчета среднего балла аттестата и по результатам ГИА - 9 по русскому языку и литературе.

1-е место - 9 "В" 4.76

2-е место - 9 "Б" 4.3

3-е место - 9 "А" 3.76

Рейтинг учащихся школы по результатам Всероссийского конкурса "Кенгурёнок", "Русский медвежонок". Рейтинг учащихся 11-х классов по результатам Олимпиад и "Интеллектуального марафона".

Диагностика качества потенциала научно-педагогического состава

Объектом диагностики деятельности учителя могут быть уровень его профессиональной компетентности, степень коммуникабельности, и другие, социально значимые для педагога качества, уровень рефлексии, степень технологической грамотности.

Базовыми данными внутришкольного мониторинга педагогической деятельности служат:

Оперативные данные результатов мониторинга;

Сравнительный анализ показателей образовательного процесса по контрольным точкам и их динамика (по предмету, по результатам ГИА-9, ЕГЭ):

Самоанализ педагогической деятельности работника по итогам года или к аттестации;

"Портфолио" педагогического работника;

Анализ результатов итоговых, аттестационных, срезовых работ по предмету;

Анализ результативности участия в конкурсах для учителей и активности работы в городском методическом объединении или в творческих группах учителей.

Отчеты методических объединений.

Мониторинг качества знаний, умений, компетентностей, тематический, итоговый контроль.

Подходами к качественному анализу результатов обучения являются общие представления о требованиях к контрольно-измерительному материалу:

Содержание предмета должно быть представлено материалом содержательных линий: основной материал, ознакомительный, дополнительный;

При отборе заданий для контроля использовать принцип пропорциональности представленного содержания учебного предмета (темы);

Усвоение материала может быть на разных уровнях: базовом, повышенном, высоком.

Компетентностный подход в обучении сосредотачивается на том, чтобы не увеличить объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям), по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.

Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей - стали основной задачей педагогического коллектива.

Формирование у учащихся основных компетенций:

  • самостоятельность,
  • предприимчивость,
  • ответственность,
  • коммуникабельность,
  • толерантность,
  • способность видеть и решать проблемы автономно, а также в группах,
  • готовность и способность постоянно учиться новому в жизни самостоятельно и при помощи других,
  • находить и применять нужную информацию,
  • работать в команде.

Современными контрольно-измерительными материалами включаются задания, позволяющие выявить не только предметные знания, но и умения более высокого порядка:

Общеучебные умения - умения, связанные с освоением приемов общей (внешней) организации учебной деятельности (умение использовать учебную литературу, справочники)

Общепредметные умения - специфические умения, формируемые для обучения по конкретному предмету

Деятельностные умения - умения управлять учебной деятельностью (мотивация, целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекции)

Интеллектуальные умения - овладение и оперирование представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез)

Результаты сдачи ГИА - 9, подсчет баллов и выставление оценок.