Кислоты, их классификация и свойства

Разделы: Химия


Цель: изучить классификацию кислот, их химические свойства, применение и нахождение в природе.

Образовательные задачи: сформировать понятие кислота, показать место кислот в классификации неорганических веществ, сформировать знания классификации кислот и их свойств.

Развивающие задачи: совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, усвоить правила работы в химическом кабинете.

Воспитательные задачи: вырабатывать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия познаваемости в природе.

Методические задачи: формирование навыков исследовательской деятельности через работу с технологическими картами и компьютером.

Форма работы: групповая.

Оборудование: пробирки, стакан, штатив, держатель, азотная, соляная, серная кислоты, вода, термометр, оксид меди (II), цинк, медь, гидроксид натрия, карбонат кальция, индикаторы; технологическая карта (Приложение №1), карточки с формулами веществ.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Догадайтесь, о чем идет речь?

Они представляют собой жидкости или твердые вещества. Растворы их имеют кислый вкус, разъедают растительные и животные ткани. Большинство из них имеют в своем составе кислород. Она бывает яблочная, уксусная, лимонная, муравьиная. Правильно, это кислоты. И тема сегодняшнего урока “Кислоты” (слайд № 1).

Эпиграфом к нашему уроку будут слова А. С. Пушкина (слайд №1).

Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова для урока?

Для того, чтобы приступить к исследованию, нам нужно определить какие знания мы имеем.

Исследовательской группе было дано собрать информацию по теме “Кислоты вокруг нас”. Предоставим им слово. (Приложение №2, презентация к работе).

Для того, чтобы приступить к исследованию, нам нужно определить какие знания мы имеем.

Слайд №2 “Разминка эрудитов”.

  1. Какие два класса соединений мы изучили?
  2. Что называют оксидами?
  3. Какие оксиды встречаются в природе?
  4. Что называют основаниями?
  5. Какие вы знаете основания?

В технологической карте есть таблица с формулами кислот, посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все перечисленные кислоты? Определите общие признаки в их составе.

Запишите определение в технологической карте. Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Найдите в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водород и определите его степень окисления.

Слайд №3. Правило для определения степени окисления кислотного остатка. Определить степень окисления для кислот на слайде. Запишите в технологической карте правило и примеры.
Слайд №4. “Классификация кислот”. Вспомним, на какие группы делятся кислоты, и приведем примеры. Заполните схему в технологической карте.
Слайд №5. “Тайна имени”. А сейчас давайте поработаем методом анализа и разгадаем тайну имени кислот, которые записаны на карточках. (Приложение №3). Попытайтесь объяснить, почему кислоты так называются. (Обсуждение происходит в группах по четыре человека, сидящих за партами, стоящими рядом).

Учащиеся объясняют, приходят к выводу, что кислоту, в которой есть атом кислорода, называют по центральному атому, а название бескислородных кислот, образуют от атома, соединенного с атомом водорода путем добавления слова “водородная”.

2. Изучение нового материала о химических свойствах кислот.

Слайд №6. “Правила техники безопасности”. Перед тем, как перейти к практическим исследованиям давайте повторим правила техники безопасности.
Слайд №7. “Разбавление серной кислоты”. Проведем демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной серной кислоты. Термометр показывает, что наблюдается сильное разогревание раствора.

Обратите внимание на правило разбавления серной кислоты на слайде. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть ее водой и 5% раствором соды.

Перед вами на столах необходимые реактивы, исследуйте действие кислот на индикаторы, а результаты занесите в таблицу.

У каждой группы различные кислоты: азотная, серная, соляная.

Обсуждение результатов опытов, заполнение таблицы в технологической карте. Слайд №8.

Слайд №9. “Химические свойства” (1 часть). Кислоты взаимодействуют с металлами, а вот как они это делают – мы сейчас увидим, умение наблюдать и записывать результаты наблюдений – это один из методов исследования. Проведите реакцию цинка и меди с соляной кислотой. Запишите уравнения реакции в технологической карте.

По-разному металлы реагируют с кислотами из-за разной активности металлов, а их активность определяется положением в ряду напряжений. Посмотрите на него, те металлы, которые находятся в этом ряду до водорода, вытесняют его из кислот, а те, которые после водорода – не вытесняют. Именно поэтому цистерны для кислот, в которых перевозят по железной дороге, изнутри покрывают именно малоактивными металлами.

Слайд №9. “Химические свойства” (часть 2). Кислоты взаимодействуют с оксидами. Какие именно оксиды реагируют с кислотами? Дайте им названия и определите тип. Назовите продукты реакции, определите их класс. Записи сделайте в технологической карте. Проведите реакцию взаимодействия оксида меди (II ) с соляной кислотой при нагревании, не забывая правила техники безопасности.

А сейчас я предлагаю вам выстроить предположения по поводу такого “волшебного” эксперимента. Опыты проводит учитель. В пробирке на дне несколько капель фенолфталеина, приливаем основание, затем кислоту и раствор обесцвечивается. К карбонату кальция приливаем соляную кислоту.

Подумайте в группах, объясните наблюдения. Запишите уравнение реакции в технологической карте. Итак, кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды. Кислоты реагируют с солями, в большинстве реакции продуктами являются новая соль и новая кислота.

Обращаю ваше внимание на ряд активности кислот и правило: каждая предыдущая кислота может вытеснять из соли последующую кислоту.

(Слайд №10. “Химические свойства, продолжение”).

3. Закрепление изученного материала.

Слайд №11. “Ромашка”. По ромашке часто гадают, любит, не любит, а мы сейчас узнаем, какие металлы любят кислоту, а какие нет. Выберите металлы, которые будут реагировать с кислотой, и объясните причину. Запишите реакции в технологической карте.

А теперь задание группам. В институт лаборантом устроился студент, который плохо знает химию, ему поручили рассортировать этикетки для пузырьков с реактивами, а он все перепутали, потом разложил в конверты как придется. Эти конверты лежат у вас на столах. Проверьте работу студента и прикрепите формулы на доску в нужном отсеке. Слайд №12. “Химический ералаш” (Приложение №4 ) Все проверяют работу.

Выберите из веществ те, которые будут взаимодействовать с соляной кислотой. Запишите уравнения реакции в технологической карте. За это задание каждый получит оценку.

4. Рефлексия.

Слайд №13. “Закончите предложения”. Закончите, пожалуйста, предложения, представленные на слайде. Сделайте записи в технологической карте.
Слайд №14. Закончить урок хотелось бы словами Лапласа “То, что мы знаем – ограничено, а то, что мы не знаем - бесконечно”.

5. Домашнее задание.

Слайд №15.
Слайд №16.

Литература:

  1. Я познаю мир: Химия: Дет. энциклопедия. / Автор - составитель Л. А. Савина – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”, 2002. – 442 с.

Приложение 6.