Развитие творческой активности учащихся и продуктивное обучение в проектной и исследовательской деятельности

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
Адольф Фридрих Дистервег

Данная публикация содержит часть теоретического и практического материала экспериментальной работы по созданию и апробации модели продуктивного обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся и управленческого сопровождения развития проектов.

Материалы создавались в рамках Муниципальной экспериментальной площадки МОУ гимназии №11 под эгидой кафедры экспериментальной деятельности в образовании АПК и ППРО по теме эксперимента «Образовательная среда как совокупность педагогических условий, способствующих накоплению педагогами и учащимися диалогического опыта в процессе совместной деятельности». Автор данного материала является учителем-экспериментатором, работающим над темой «Технологии и формы создания диалоговой среды гимназии: метод проектов как творческий и активизирующий компонент в обучении школьников».

Сегодняшнюю ситуацию в образовании можно проиллюстрировать, обратившись к словам психолога и педагога XIX – нач. XX в. П. Ф. Каптерева. Он говорил о том, что в истории педагогики во все времена в качестве новых высказывались по существу одни и те же педагогические идеи: необходимость поддержки активности ребёнка, его самостоятельного развития, необходимость учёта его особенных способностей и склонностей. Но при этом образование часто представляет собой борьбу против этих идей, оно стремится втиснуть человека в заранее заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке в овладении океаном знаний.

Сегодняшний поток информации, который, по нашему мнению, необходимо усвоить ученику, огромен, и дети интуитивно, стремясь обезопасить себя, воздвигают плотину, которой отгораживаются и от преподносимых знаний и опыта прежних поколений, и от нас учителей, как носителей этих знаний.

Стремление разорвать этот замкнутый круг, цепочку противоречий довольно часто подталкивает педагогов, в том числе и меня, прибегать к новым педагогическим технологиям, где успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых являются творческая самореализация личности.

Обучать и воспитывать можно разными способами. Продуктивная проектная деятельность может стать не только имиджевой технологией, которую освоил учитель, но и гибким инструментом достижения различных педагогических целей, реализацией творческого потенциала учителя и его учеников.

Почему проектная деятельность, почему продуктивное обучение, почему творческая активность и интеграция предметов?

Нарастающий темп перемен – характерная черта нашего времени. Стремительно изменяется экономика всего мира, а вместе с нею и всё человеческое сообщество. Появляются новые технологии, производятся новые продукты, меняются потребности. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что одни и те же способы работы будут обеспечивать нам постоянный успех. В наше время надо быть готовым к тому, что удачный сегодня способ деятельности уже в обозримом будущем может оказаться совершенно непригодным. Продукт, который сейчас кажется безусловно ценным, уже завтра может быть вытеснен более эффективным заменителем.

Это означает, что мы всё чаще сталкиваемся с необходимостью в ограниченный период времени перестраивать нашу деятельность, а результатом такой работы становится появление принципиально новых продуктов. При этом нам приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности и ограниченных ресурсов. В выигрыше оказываются те, кто способен постоянно разрабатывать и производить значимые уникальные продукты.

Хотя само по себе знание проектной деятельности еще не гарантирует жизненный успех, но эффективное практическое применение проектирования, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Сейчас, в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами и создавать уникальные продукты закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!

Чтобы помочь ученикам добиться успеха, в нашей гимназии и осуществляется попытка превратить сотрудников гимназии в единый педагогический коллектив с единым пониманием цели и смысла собственной деятельности, как развития личности учащихся. Чтобы педагог, работая в диалоге, не подменял развитие способностей, творческой активности, мировоззрения ребенка задачей совершенствования в своей узкой предметной области, а понимал и принимал приоритет субъективно ценностных отношений и достижений.

Что же в образовательной деятельности в самых разных областях может явиться единым объединяющим моментом, и каков путь наиболее эффективного развития личности учащихся и их самореализации? На мой взгляд, таким объединяющим началом может служить проектно-исследовательская деятельность и творческая активность учащихся. При этом необходимо делать акцент на понятии «активность», т.к. одна из главнейших задач образовательного учреждения, его воспитательная функция состоит в социализации личности. Включение в деятельность предполагает развитие, самореализацию личности ученика и предполагает широкий спектр общения, а также осознание того, что ты не первый, перед кем встала эта проблема, понимание разнообразия путей, которыми эта проблема решалась предыдущими поколениями. Т. е. вокруг предметной деятельности формируется еще эмоционально и культурно насыщенная среда.

А.В. Леонтович (директор «Донской гимназии» г. Москвы), выступая на методическом семинаре: Методология учебного проекта Московского института открытого образования в статье «К вопросу о развитии творческой активности учащихся» [1] выстраивает такую схему творческого процесса:

1-й этап характеризуется включением ребенка в некую культурно деятельностную среду. Этот этап формирует мотивацию – главную предпосылку активности, вызывает стремление к творчеству. На 2-м этапе происходит собственно акт творчества. И третий этап характеризуется приведением нового видения исследуемого явления, результата творчества к общепонятным формам (продукту).

Из этой схемы вытекает две задачи образовательного учреждения при развитии творческой активности.

Первая – в проектировании и реализации культурно-образовательной среды, внутри которой происходит выход на творчество (независимо от конкретного предмета).

Вторая – в обучении общим технологическим навыкам представления нового сущностного видения и представления в виде понятных и общепринятых продуктов.

Задача воспитания творческой активности как культурного качества личности, таким образом, сводится к:

  • проектированию образовательной среды, задачи которой стояли бы в зоне ближайшего развития учащегося;
  • обучению техникам работы с материалом;
  • высвечиванию предмета деятельности с исторических, предметных, культурологических и др. позиций;
  • к индивидуальной работе с учащимися по наиболее адекватной фиксации и представлению продуктов творчества.

Рассмотрим это на примере проектной деятельности учащихся и реализации технологического подхода к организации интегрированного урока (литература, информатика).

В данном случае образовательный процесс происходит на основе разработки и осуществления проекта «Серебряные страницы» в рамках школьной программы (11 класс). Литература – тема «Поэзия серебряного века». Информатика – тема «Информационные технологии».

Проект предполагает социальную направленность и сотрудничество с Центральной библиотечной системой города. Ведущей культурной традицией является традиция русской библиотечной среды. Работающие в библиотечной системе сотрудники несут в себе определенную ауру принадлежности к культурной среде – в стиле отношения к собеседнику, особенностях речи, рассказах и т. д. Они заражают ребят значимостью своей деятельности. Не нужно забывать, что для большинства ребят такое общение может явиться единственным окном в “культурный мир”, возможностью равного общения с профессионалами. Значимость приобретает и проектный продукт, (видение которого создается еще на этапе инициации проектной идеи), в нашем случае это создание мультимедийной образовательной коллекции и создание Интернет-страниц, посвященных поэзии и поэтам Серебряного века. В процессе работы происходит проектирование и реализация творческой среды. Одновременно формируются навыки работы с проектными и исследовательскими методиками – важными инструментами современного ученика.

Основной замысел данного проекта представлен на Рис. 1 (приложение 4) как «Дерево целей».

На рисунке вершине данного варианта «Дерева целей» соответствует так называемое видение. Видение (предвидение) – наиболее желанный итог реализации проекта. Это внушающий доверие образ будущего, которое наступит в случае успешного завершения проекта. Видение выполняет роль путеводной звезды, придавая смысл настоящему и стимулируя команду проекта к преодолению трудностей в их работе. Далее следует миссия – предназначение проекта. Миссию можно описать как ответы на вопросы: «Зачем проект нужен тем, кому предназначены результаты его реализации; зачем он нужен людям, которые его выполняют?». Таким образом, учащиеся уже на этапе инициации и планирования находят и формулируют собственные смыслы и цели в общем проекте. Затем следуют стратегические цели, задачи и отдельные задания.

Направляющие вопросы проекта.

Так получилось, что в первой трети ушедшего века в России была группа гениальных поэтов. Эти люди совершили такой переворот в поэзии, и за 20 лет изменили ее так, что многие историки русской литературы думают – русская поэзия и сейчас, видимо, катится по этим рельсам. Что такое Серебряный век русской поэзии? Серебряный век – сиреневая заря начала ХХ столетия, магическое словосочетание для всякого любителя поэзии. Что вмещает в себя это завораживающее понятие и почему оно объединяет таких разных поэтов? Какие литературные течения были? Давайте коротко пролистаем Серебряные страницы…

Основополагающий вопрос проекта:

Действительно ли Серебряный век – литературная вершина ХХ века?

Последовательно заполнив правую колонку таблицы, приведенный ниже алгоритм помогает и учителю и учащему создать матрицу разработки проекта (до этапа реализации).

Этап работы над проектом

Работа автора проекта

1. Инициация и проблематизация: определение идеи проекта, выделение, формулировка и «присвоение» автором проблемы

 

2. Целеполагание

Содержание этапа

Примечание

а)

а) формулирование цели проекта

достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта

б) создание образа ожидаемого результата – проектного продукта

проектный продукт - воплощение найденного автором оптимального способа достижения цели проекта

б)

в) формулирование названия (темы) проекта

формулировка темы должна иметь проблемный характер

в)

3. Планирование

Содержание этапа

Примечание

 

а) постановка задач, исходящих из цели

Что делать

а)

б) выбор способов работы (технологии)

Как делать

б)

в) определение последовательности предстоящих шагов

В каком порядке делать

в)

г) определение сроков работы

Когда делать

г)

Критериальное оценивание важная составляющая проектной деятельности, поэтому критерии и показатели, по которым будут оценены продукты учащихся и их деятельность в проекте, должны быть разработаны учителем до запуска проекта (Приложение 1).

Эффективный способ запустить самооценивание – предложить ученикам разработать собственные критерии оценивания своих работ. Для того чтобы сделать это ученики должны проанализировать все стороны своего учебного процесса, что ведет к более глубокому пониманию обучения.

Используя самооценивание и рефлексию, ученики учатся оценивать собственную учебу и улучшать ее. Чтобы научиться оценивать собственное обучение, ученики нуждаются в ясных целях обучения, в постоянной обратной связи и в возможности корректировать свою работу, перед тем как ее выполнить. После окончания работы над проектом ученики должны оценить сильные и слабые стороны своей работы, составить план улучшений и объединить оценивание с тем, чему они уже научились. Используя оценивание, ученики становятся более ответственными за свой учебный рост, более вдумчивыми, независимыми, мотивированными и эффективными. Ученическое самооценивание – необходимая часть обучения, поскольку оно подкрепляет усилия и достижения учеников.

Самооценивание может происходить в нескольких формах:

  • Письменные сообщения
  • Обсуждения (всем классом или в малых группах)
  • Журнал рефлексии
  • Контрольный лист самооценивания.

Эти типы оценивания построены одинаковым образом: учеников просят определить, что они узнали, как они это узнали, какие области остались непонятыми Ученики оценивают свое продвижение в знаниях, умениях, стратегиях, процессах и интересах.

(Приложение 2), (Приложение 3),содержат варианты самооценки учеников, которые я использую в работе и которые могут помочь ученикам оценить свои индивидуальные усилия, работу в группе, мыслительные процессы, письменные работы и презентации, умения и процессы.

Возвращаясь к примеру разбираемого проекта, нужно сказать, что гимназия совместно с ЦБС работают по плану просвещения учеников города и привлечению активных и заинтересованных читателей. 8 января в день памяти поэта Серебряного века А.Белого, имя которое носит ЦБС, необходимо провести мероприятие и создать уникальный мультимедийный продукт (а также CD, сценарий, кроссворды, тесты, рисунки, газеты и др.) учащихся гимназии, чтобы представить его там в этом и заключается проектный замысел.

Проблема – как представить течения и поэтов Серебряного века в совместном проекте гимназии и ЦДБ.

Цель проекта, вытекающая из этой проблемы – создать персональные или групповые мультимедиа продукты для представления их на конференции в гимназии, среди которых лучшие будут собраны и изданы в рамках празднования 130-летия А.Белого.

При этом задачи можно сформулировать так:

а) изучить тему по литературе,

б) найти материал по выбранному поэту или течению и сформулировать тему, которая лично заинтересовала ученика;

в) найти информацию по выбранной теме, используя дополнительные ресурсы;

г) структурировать собранный материал и оформить презентацию;

д) подготовить доклад и сделать устную защиту проекта в гимназии, показать, что эта работа может стать частью совместного проекта гимназии и ЦДБ.

Сроки проекта – 2 четверть (ноябрь – декабрь).

Заказчик – ЦБС, учитель литературы и информатики.

Известная формула – 5П: Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация, помогает четко спланировать проектную деятельность.

Календарное планирование (для учителя, т.к. учащиеся разрабатывают индивидуальные планы у себя в проектных тетрадях)

0

Общий замысел проекта

Видение

Миссия и ценности

 

27 октября-1 ноября
1-10 ноября

Учителя совместно

I

Установочное мероприятие:

Постановка основной проблемы

Определение темы проекта (Общая, индивидуальная)

Гипотеза – пути решения

Планирование деятельности по реализации совместного проекта

Паспорт проектной идеи

Мотивация, формулировка рабочих тем, Составление развернутого плана работы

Карты-самооценки
Критерии

10-16 ноября

Бородина

Крымова

II

Создание материального продукта

Поиск и сбор информации

Структурирование информации

Изготовление продукта

Оформление продукта и подготовка презентации

Написание доклада к защите

Исправление замечаний

Памятки

Проведение учебного исследования

Написание работы

Создание презентации

Работа с текстом учителей

16-30 ноября

30 ноября-14 декабря

14-21 декабря

Бородина

Крымова

III

Презентация продукта

Защита работы

Оценка- самооценка

Рефлексия

Защита работы

Карта-самооценки

Защитные листы

25-27 декабря

Бородина

Крымова

Заломина

IV

Анализ работы над проектом Внесение изменений и корректировка общего продукта

Подготовка к совместному мероприятию с ЦБС

 

1-8 января

Бородина

Крымова

V

Проведение Конференции в ЦДБ

Награждение

 

8-14 января

ЦДБ

Бородина

VI

Сбор отзывов

Оформление проектных папок

Паспорт проекта

14-20 января

Бородина

Для учителя, управляющего проектом важно знать основные этапы жизненного цикла проекта.

Процессы управления проектом могут быть сгруппированы в следующие пять этапов управления проектом:

  • инициация,
  • планирование,
  • исполнение,
  • мониторинг и контроль,
  • завершение проекта.

Этапы управления проектом

Ключевые результаты этапов управления проектом

Инициация

Паспорт идеи проекта разработан

Планирование

План проекта (календарный план-график, сроки, исполнители) разработан

Составлен перечень необходимых ресурсов

Исполнение

Продукт проекта (результат) создан

Самооценка проекта по принятым критериям сделана

Перечень работ по доработке проекта составлен

Созданы презентация и текст выступления

Мониторинг и контроль

Отклонения от плана обнаружены, контроль качества выполнен, корректирующие и предупреждающие действия выполнены

Завершение

Продукт проекта передан заказчику/ результат достигнут; полученный опыт документирован

В качестве проектного творческого продукта хочется привести две работы.

Первая – стихотворение – посвящение: И.Ю.Евстигнеева «Посвящение Андрею Белому»:

Его терзали, разрывали и делили,
И предавал, бывало, лучший друг.
И был он одинок в своем хрустальном мире,
И столько перенес сердечных мук!

Он символист… и сам он символ!
Он чувством был, он был порывом!
Измерил мыслью он века,
Закат, лазурь и облака.

Вся жизнь – метанья и исканья.
Душа рвалась куда-то вдаль,
К тому извечному сиянью,
Где жили Страсть, Любовь, Печаль…

 

Его любовь была торжественно прекрасна.
Он не жалел себя, хоть знал, что все напрасно.
И озаренный ею, и плененный,
Писал стихи он, вдохновленный.

Тянулся к золотому свету
Светила вечного, что согревает нас.
И солнце увело с собой поэта
В его последний и прощальный час.

Пусть говорят, что нет пророка
В Отечестве своем всегда!
Но он на землю послан Богом,
Алмазный, чистый, как звезда!

Вторая – Литературное исследование с привлечением краеведческого материала: Н.А. Захмылова «Серебряный голубь серебряного века». Работа представлена на Фестивале «Портфолио» 2009/2010 уч.г. в разделе литературоведение.

Ссылки: http://schools.keldysh.ru/labmro/metods/tvoraktiv.htm