Подготовка детей к обучению в школе средствами реализации образовательных проектов в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Ещё во второй половине XIX века зародился метод проектов в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ - идеалист Джон Дьюи (1859 - 1952г.). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что даёт практический результат и направлено на благо всего общества. Опыт и знания ребёнок должен приобретать путём “делания”, в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом - восхождения от частного к общему, т.е. использование индуктивного метода познания.

В настоящее время слово “проект” толкуется в словарях как план, замысел.

Под педагогическим проектированием принято понимать целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели воспитательно - образовательной системы, ориентированной на массовое использование.

Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Специалисты ДОУ сталкиваются с необходимостью решения двух типов проектировочных задач:

  • Психолого - педагогических;
  • Социально - педагогических.

Психолого - педагогическое проектирование касается образовательных процессов в рамках определённого возрастного интервала (в данном случае дошкольного): обучения (освоения способов деятельности); формирования (освоения совершенной формы действия); воспитания (взросления и социализации).

Социально - педагогическое проектирование связано с образовательным учреждением и образовательной средой, в которых реализуются процессы обучения, формирования и воспитания. Потребность в социально - педагогическом проектировании возникает, когда осознаётся необходимость перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приёмов, предполагает наличие деятельностно - процессуального подхода к реализации проектов.

В нашем дошкольном учреждении в течение трёх лет работает творческая группа из специалистов, которая старается подготовить дошкольников к поступлению в школу. Поэтому в тесном сотрудничестве специалисты пытаются развить эмоционально-мотивационную сферу у детей дошкольного возраста для успешной адаптации к школе. Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту – переломный момент в жизни каждого ребенка. Как показывает практика, современный детский сад более нацелен в основном на специальную и интеллектуальную подготовку к школе. Несомненно, успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Однако высокий уровень развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни и будущим школьным обязанностям. Они не готовы к принятию новой “социальной позиции” - положению школьника. Это несоответствие отмечают и учителя школ. Они обращают внимание на то, что многие дети могли учиться хорошо, а некоторые – и очень хорошо, если бы…хотели.

При изучении психолого-педагогической литературы мы подметили, что ряд авторов подчеркивают необходимость “…формирования у ребенка желания учиться в школе и связанной с ним готовности принять на себя роль ученика, как условие успешного обучения в дальнейшем” (Л.И. Божович), но эта тема освещена недостаточно. Поэтому, исходя из теоретического анализа литературы и данных практики, специалисты нашего ДОУ разработали образовательно – творческий проект: “Грамоте учиться – всегда пригодится”.

С данным проектом детское учреждение участвовало в конкурсе методических разработок и заняло второе место.

В течение нескольких лет проект осуществлялся в рамках МДОУ № 25 при взаимодействии со школой и центральной детской библиотекой:

  • с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности
  • с родителями – в условиях проведения просветительской работы.

 Этапы управления проектом

 Концептуальный (август, 2008г.)

 Выбор темы, обоснование актуальности, постановка цели, формулирование задач, определение содержания деятельности всех участников

 Исходно-диагностический (сентябрь,2008г.)

 Подбор диагностических методик для отслеживания уровня сформированности эмоционально мотивационной сферы детей.

Организация и проведение диагностического исследования (констатирующий этап)

 Коррекционно- технологический (сентябрь 2008г. – май, 2009г.)

 Разработка мероприятий по разным видам деятельности

Разработка плана работы с родителями

Разработка плана работы со школой

Реализация мероприятий проекта (формирующий этап)

Презентация проекта

 Итогово- диагностический (май,2009г.)

Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-мотивационной сферы детей

В результате работы над проектами были разработаны перспективные планы по проектам, конспекты занятий, развлечений, совместной деятельности детей с педагогом, а так же с родителями, изготовлено нетрадиционное оборудования для создания игровой и предметно - развивающей среды.

Дети изготавливали развивающие игры, придумывали сказки, моделировали костюмы, создавали журналы и книги. Был организован мини-музей народного быта, экспонаты которого сейчас находятся в комнате сказок нашего детского сада.

Во время работы над проектами проводилась разъяснительная работа с родителями о значимости этого метода для развития личности дошкольников. Проектная деятельность способствует сближению родителей и детей, родителей и педагогов в работе над совместными проектами.

Практические наблюдения и диагностирование детей старшего дошкольного возраста с 2007 по 2009год показало, что применение проектного метода в подготовке дошкольников к поступлению в школу даёт положительную динамику. Высокий уровень готовности детей к школе за последний год составляет 56%, средний уровень готовности составляет 44%.

Сотрудничество со школой также дает возможность использовать проектную деятельность с целью эффективной подготовки старших дошкольников к обучению в школе. Долгое время подготовка ребенка к школе сводилась к накоплению знаний детьми старшего дошкольного возраста, а не к развитию качеств, необходимых для осуществления новой учебной деятельности. Концепция содержания непрерывного образования указывает на то, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе становится формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, произвольности внимания, навыков сотрудничества, творческого самовыражения ребенка и др. Эти качества у дошкольников успешно развиваются, если происходит сотрудничество с учениками начальных классов школы. В данном виде деятельности заинтересованы как учителя школы, так и педагоги детского сада.

Опыт работы нашего ДОУ показывает, что при систематическом использовании в работе проектной деятельности дошкольники сравнительно быстро достигают развивающего уровня проектирования.

Реализация проектов способствует обеспечению согласованности и перспективности целей, задач, методов, средств и форм организации воспитания и обучения в ДОУ, а затем и в школе.

Проектная деятельность в условиях социального партнерства удачно вписалась в образовательный процесс нашего детского сада, способствуя развитию у детей качеств исследовательской деятельности и формированию активной личностной позиции педагогов, детей и родителей.

 Таким образом, данные диагностики позволяют утверждать, что проектная деятельность в ДОУ способствует:

  • повышению самооценки, успешности ребенка;
  • мотивации к обучению в целом, познанию окружающего мира;
  • повышению самооценки, успешности ребенка;
  • получению начального опыта исследовательской деятельности, развитию познавательных процессов;
  • развитию навыков общения, работы в коллективе;
  • воплощению новых знаний в реальном продукте и представлении его окружающим;
  • формированию нравственно-патриотических качеств.

Литература

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество
  2. России, 2000.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.
  3. Журнал “Дошкольное воспитание” № 1, 2007.
  4. Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.
  5. Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. //Педагогика №6, 2002.