Сотрудничество семьи и школы (из опыта работы)

Разделы: Работа с родителями


Слово – Дело  Великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.

Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики.

Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, к этому нужно привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций.

Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников.

  • Физиологические особенности младших школьников.
  • Особенности адаптации ребенка в школе.
  • Значение режима дня в жизни школьника.
  • Взаимоотношения взрослых в семье – пример подражания для маленьких.
  • Права и обязанности ребенка в семье.
  • Здоровье ребенка – основа успешности в учении.
  • Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно, и др.

Считаю, что следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему так происходит и кто в этом виноват? Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.

Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.

Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство должно начинаться с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию. Это поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.

Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

Большое внимание учитель младших школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе.

Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками, по которым учатся малыши, их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребенком дома, как работать с малышом по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить ребенку непонятный материал, если ребенок встретился с какими-то трудностями.

Для того, чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, Кл руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.

Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

Формы взаимодействия.

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам работы классного руководителя с семьей можно отнести родительские собрания, вечера вопросов и ответов.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями.

Наиболее распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

Если подбор родителей класса таков, что это люди, которые уже имеют старших детей, то в таком случае они многое знают и практически, и теоретически о том, что означает иметь ребенка-школьника. Если в составе родителей в основном молодые люди, то им необходимо гораздо чаще встречаться и с педагогами, и со специалистами для приобретения своего родительского педагогического опыта.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители четко знали сроки проведения родительских собраний. Это дисциплинирует родителей и дает понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

  1. Большое значение в работе классного руководителя имеет индивидуальная работа с родителями. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому. Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета.

В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе в классе (организация праздников, экскурсий, походов).

Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе (ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой).

Классный руководитель, вовлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, изготовление сувениров самими учащихся, и много-много различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.