Урок-практикум "Жизнь языка" в тексте (10-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • производить лингвистический анализ текста;
  • осознавать текст как средство самовыражения автора;
  • вырабатывать чуткое отношение к слову.

Методы: активные – словесные, наглядные, информационные.

Оборудование: опорные схемы «Лингвистический анализ текста», распечатанные тексты, компьютеры, жетоны, тетради с конспектами.

Вид урока: урок-практикум.

Межпредметные связи: литература.

Оформление доски (или  выведение текста на экран):

«Жизнь языка» в тексте»
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена… (И. Бунин)

Опорные схемы «Лингвистический анализ текста», распечатанные тексты, компьютер, жетоны, тетради с конспектами.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня у нас будет очень интересный урок. Мы будем учиться правильно работать с текстом. Ведь любой текст создается автором. Автор самовыражается  при создании текста, воздействуя им на других. Мы сегодня здесь и сейчас должны увидеть и понять, как именно, с помощью чего это происходит. Мир стремительно меняется, но остается то, что создавалось веками. Прочтите слова Микеланджело (на экране высвечивается текст):

Кто-либо из учащихся читает:

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.

– Этот образ в тексте создается при помощи слов. Еще раз обратите внимание на эпиграф. Лишь Слову жизнь дана. Как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся)
В слове живут культура и история человечества. Он обладает магической властью и необыкновенной силой. Каждый автор находит свои особенные слова, чтобы читателю было интересно. А чтобы нам было интересно, надо уметь видеть текст.
Вы можете выбрать свой способ работы; индивидуально или в паре. Хором отвечать не нужно. Для ответа поднимите руку. При правильном ответе получаете жетон.

(Учащимся раздаются тексты с разрозненными абзацами)

Учитель. Предлагаю вам выполнить следующее  задание: собрать из отдельных абзацев текст. На это задание дается 5 минут.

Учитель (выслушивает нескольких учащихся): А теперь сверьтесь с подлинным текстом. (Приложение 1)

Вопрос: Чем руководствовались вы при создании текста? Что такое текст? (Ответы учащихся)

– Текст – это целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

Вопрос: А какие признаки текста вы можете вспомнить? (Ответы учащихся)

– Да, прежде всего это тематическое и идейное единство текста. Четкая структура: зачин, развертывание действия, концовка (итог).

Вопрос: О чем же повествует автор? Какова тема рассказа? (Ответы учащихся)

Учитель. Давайте озаглавим текст. (Учащиеся предлагаются варианты, высвеченные на экране: «Летний день», «Родной край», «Деревенские зарисовки», «Деревня»)

Учитель подводит учащихся к названию «Деревня» – как у Тургенева.

Вопрос: А что же хотел сказать нам И.Тургенев? Какова главная мысль рассказа? (Ответы учащихся)

Вопрос: Как вы думаете, в каком предложении выражена главная мысль? (Размышления учащихся)

– Верно, в предложении «О, довольство, покой, избыток русской, вольной жизни деревни!»

Учитель (подытоживает): Настоящая жизнь – в деревне. Спокойная, размеренная.  Близость к природе. Никакой суеты, зависти, злобы. Мы знаем, что все предложения в тексте связаны между собой.

Вопрос: Какие виды связи вы знаете? (Ответ: параллельная и цепная) А какая связь в тексте? (Учащиеся приводят примеры связи)

Учитель. Вам уже известно, что в каждом тексте есть свои особенности изложения - типы речи. Назовите их, пожалуйста.

Учащиеся называют: повествование, описание, рассуждение. Типы речи выводятся  на монитор.

– Теперь назовите их основные признаки. Нам необходимо определить тип речи. Давайте обратимся к тексту. (Учащиеся работают с текстом. Приводят примеры. В основном преобладает описание и повествование. Есть элементы рассуждения – в последнем абзаце).

Учитель. Ребята, какие слова вам хотелось бы повторить? (Ответы учащихся)

– Если бы не было этих слов, обеднел бы текст? Безусловно. Зацепит ли нас текст, зависит от того, какими средствами пользуется автор. Обратимся к опорной схеме «Лингвистический анализ текста» (Приложение 2). С ее помощью постараемся понять, чем пользуется автор, чтобы его рассказ проник к нам в душу.

Вопрос: Что представляет собой лексический состав текста? Найдем примеры в рассказе. (Ответы учащихся: «Россия – родной край» – синонимы; «плывет – тает» – антонимы).

– Давайте подберем синонимы к словам: опрятный и догадливый. (Ответы учащихся: «Опрятный – чистый, аккуратный»; «догадливый – сметливый, сообразительный»).

Вопрос: Какие части речи помогают автору передать колорит деревни, её жизнь? (Ответы учащихся)

Учитель. Действительно, это в основном глаголы. Звенят, воркуют, реют, стоят, дрожит, бежит и т.п.  Деревня живет своей, особенной жизнью. И эта жизнь не стоит на месте.
Вопрос: Чтобы подчеркнуть смысловые отношения в тексте,  какие предложения использует автор? Какую функцию выполняет в предложениях восклицательный знак? (Ответы учащихся: В основном это бессоюзные сложные предложения. Они усиливают смысл текста, его главную мысль.)

Учитель. Вы, наверное, замечали, что есть слова как музыка. Они вливаются в сердце. Иные образы, созданные автором, надолго остаются в памяти.

Вопрос: Отчего так происходит? Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор? Назовите их.

Учащиеся отвечают: эпитеты, метафоры, сравнения. Ответы выводятся на экран.

– Постараемся в тексте найти эти изобразительные средства. (Эпитеты: до истомы душистого, с бархатной кожей, дивная красавица; метафоры: воздух-парное молоко!; синевой залито небо; сравнения: щенок, как пак; росинками, точно бисером).

Учитель. В текстах художественного стиля часто встречается разговорная  и просторечная лексика. Для деревни это особенно характерно. Давайте попробуем найти в тексте примеры этой лексики.

(Учащиеся ищут примеры. «…зубоскалят»; «Чай, седьмой десяток….)

В любом тексте можно найти ключевые слова, которые раскрывают содержание и помогают понять авторскую позицию.

Вопрос: Какие ключевые слова мы можем назвать? (Ответы учащихся: Россия – родной край; покой;  благодать, довольство  и пр.)

– А каково значение этих слов? (Благодать – изобилие благ, радости; довольство – материальный достаток, а у нас – удовлетворенное состояние.)

Учитель. Как много может поведать нам автор в своем тексте. Ребята, а в чем особенность последнего абзаца? Что хотел сказать Тургенев? (Ответы учащихся)

– А теперь попробуем составить текст из 3-х предложений по иллюстрации. (Демонстрируется на компьютере две иллюстрации. Учащиеся выбирают одну из них.)

Задание: составить по иллюстрации одно предложение-повествование, одно – описание, одно – рассуждение, с применением эпитетов. (Заслушиваются ответы учащихся – два-три).

– Чтобы понять, как вы усвоили материал, предлагаю вам ответить на следующий вопрос: каким должен быть текст, чтобы он понравился читателю? (Вопрос выносится на экран)

Пока учащиеся пишут, один из ребят собирает и подсчитывает жетоны.

Учитель. Наш урок заканчивается. Мы с вами плодотворно поработали. Спасибо всем, кто не был равнодушен. У нас выявились ребята, которые активно проявили себя . Это… (определяются по заработанным жетонам).

– Сегодня многие получили хорошие оценки. Те, кто не заработал на уроке ничего, пусть не расстраиваются. Они могут,  если позволит время, дома составить план текста или проиллюстрировать текст.

– До свидания. До следующего урока.

Приложение 1

Текст

Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем – не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь…воздух – парное молоко!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.
Глубокий, но пологий овраг. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь.
Вдоль оврага – по одной стороне опрятные амбарчики; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки.
Кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке.
Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; щенок с бархатистой шкуркой, как паук, барахтается в спутанных былинках. Русокудрые парни в чистых рубахах, в тяжелых сапогах, перекидываются бойкими словами - зубоскалят.
Передо мной стоит старуха хозяйка в новом клетчатом платье, в новых котах. Приветливо улыбаются старческие глаза; улыбается все морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает старушка…а и теперь еще видать: дивная красавица была в свое время! Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным молоком; стенки горшка покрыты росинками, точно бисером.
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал крыльями; ему в ответ, не спеша промычал запертый теленок. «Ай да овес!» -слышится голос моего кучера.
О, довольство, покой, избыток русской, вольной деревни! О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и все, чего так добиваемся мы, городские люди?

 (По И.С. Тургеневу)