Интеллектуально-творческая игра "По следам Магеллана"

Разделы: География


Правила игры:

  1. Игра состоит из 10 конкурсов: “Кроссворд”, “Соедини точки”, “Построй колодец”, “Собери пазлы”, “Найди ошибки”, “Самый меткий”, “Заморочки из бочки”, “Танграм”, “Смекалка”, “Эрудитам на десерт”.
  2. На выполнение каждого задания отводится 3–5 минут.
  3. При выполнении заданий на листах с ответами не допускаются исправления.
  4. Оборудование, необходимое для выполнения конкурсов, раскладывается на столах заблаговременно.
  5. Наблюдателями за ходом игры назначаются учащиеся из старших классов. Их задача – выдать команде необходимый файл с заданиями, после окончания конкурса поместить выполненное задание в файл, следить за четким выполнением правил конкурса и при необходимости записывать в итоговую таблицу баллы, полученные командой за выполнения каждого задания.
  6. При необходимости команда может воспользоваться “Дневником Магеллана”, который лежит на столах у каждой команды.

Ведущим игры может выступить учитель-предметник или учащийся-старшеклассник. Игру сопровождает презентация, которая иллюстрирует конкурсные задания, дает возможность наблюдателям и командам быстро проверить правильность выполнения каждого задания и оценить работу.

Цель игры: обобщить и углубить знания о первом кругосветном путешествии Ф. Магеллана.

Задачи:

  1. Повторить и обобщить знания о первом кругосветном путешествии, его значении.
  2. Развивать логическое мышление, смекалку.
  3. Формировать картографические умения, умение работать в группах, учитывая индивидуальные особенностей учащихся.
  4. Создать положительный эмоциональный настрой, активизировать творческую деятельность учащихся, повысить интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран,
  2. Раздаточный дидактический материал: кроссворды, пазлы географических объектов, текст с ошибками, задания для конкурса “Соедини точки”, “Дневник Ф. Магеллана”,
  3. Оборудование для игровых конкурсов: спички, пластиковое детское ведро и по 3 теннисных шарика на каждую команду, “бочонки” лото, “бочка”, карандаши, фломастеры, бумага, клей, цветные геометрические фигурки, вырезанные из бумаги.

Ход игры

1. Организационный момент.

Учащиеся делятся на команды, занимают места за столами. Их знакомят с правилами игры и с наблюдателями.

2. Интеллектуально-творческая игра “По следам Магеллана”:

2.1 Введение в игру.

(Участники игры устно фронтально отвечают на поставленные вопросы, повторяя ранее изученный материал.)

  • Когда началась экспедиция? (20 сентября 1519 г.))
  • От берегов какой страны флотилия Магеллана отправилась в путешествие? (Испания.)
  • Какова продолжительность путешествия? (Без 2-х недель – 3 года.)
  • Сколько человек отправились в путешествие? (265 человек.)
  • Сколько из них вернулось на Родину? (18 человек.)
  • Из скольких кораблей состояла флотилия Магеллана? (5 кораблей.)
  • Каково значение кругосветной экспедиции Магеллана? (Было доказано: Земля имеет шарообразную форму, все океаны взаимосвязаны и объединены в единый Мировой океан, участники экспедиции “потеряли один день”.)

2.2 Конкурс “Кроссворд”.

Время выполнения заданий – 5 минут. Правильный ответ – 1 балл.

Ответ: Сантьяго, Тринидад, Виктория Сан-Антонио, Консепсьон.

Б) Разгадай кроссворд

Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по горизонтали прочтете географический объект, названный именем Магеллана.

  1. Имя летописца экспедиции.
  2. Название месяца, когда началась экспедиция Магеллана.
  3. Название физико-географической страны Южной Америки, данное Магелланом.
  4. Город, где закончилась первая кругосветка.
  5. Река, по которой буксировали “Викторию” после завершения кругосветной экспедиции.
  6. Первое племя индейцев, с которыми встретились участники экспедиции Ф. Магеллана.

2.3 Конкурс “Соедини точки”.

Время выполнения заданий – 3 минуты. Правильный ответ – 1 балл.

Во время своего путешествия Ф. Магеллан и его соратники впервые увидели удивительные объекты растительного и животного мира. Правильно соедини точки, угадай, какие объекты изображены на картинках.

А) "Похожие на большие круглые еловые шишки, но чрезвычайно сладкие и отменно вкусные". Правильно соедини точки и узнаешь, о чем говорил Пигафетта – летописец экспедиции. (Ананас.) (Приложение 1)

Б) Животное “с ушами мула, хвостом лошади и телом верблюда”. (Гуанако). (Приложение 2)

2.4 Конкурс “Построй колодец”.

Время выполнения задания – 3 минуты. Максимальное количество баллов равно высоте колодца.

Помоги Магеллану построить колодец. Для строительства используйте спички. Главное правило – каждый член команды По-очереди кладет спичку, выкладывая секции колодца. Побеждает команда, построившая самый высокий колодец.

2.5 Конкурс “Собери пазлы”.

Время выполнения заданий – 5 минут. Правильный ответ – 2 балла.

Собери пазлы, угадай географический объект, изображенный на карте. Назови другие географические объекты, изображенные на карте.

(Ответ: Магелланов пролив (Приложение 3), Филиппинские острова (Приложение 4))

2.6 Конкурс “Найди ошибки”.

Время выполнения – 5 минут. Каждая ошибка – 1 балл.

Перед вами текст, в котором описано путешествие Ф. Магеллана. Постарайтесь в тексте найти ошибки и исправьте их на правильные исторические факты.

Текст “Здесь в Сан-Лукарской гавани Магеллан производит последний осмотр. “Санта Мария”, “Пинта” и “Нинья” с грохотом поднимают якоря, паруса надуваются ветром, гремят орудийные выстрелы – прощальный привет исчезающей земле; началось великое странствие.

Через шесть дней после отплытия, флотилия заходит в Тенерифе на островах Зеленого мыса, чтобы пополнить запас воды и продовольствия. 13 декабря пять судов флотилии, после одиннадцатинедельного плавания, входят в Мексиканский залив. В один прекрасный день к нашей стоянке приблизился необыкновенный индеец. Испанцам бросились в глаза огромные руки великана – в честь них они даже решили назвать всю страну Патагонией. Открыв пролив Дрейка, флотилия Магеллана вышла в Тихий океан. Тяжелое и длительное путешествие по океану закончилось в 1521 г. Экспедиция достигла берегов Японских островов. Здесь на острове Себу во время междоусобной стычки местных племен погиб Магеллан. “… умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя” – так писал о гибели Магеллана Пигафетта – летописец экспедиции. Загрузив трюмы “Пинты” золотом, бататом и ванилью, команда отправляется в обратный путь, к берегам Великобритании. 6 декабря 1521 года единственный корабль из 3-х, отправившихся в длительное путешествие, вернулся к родным берегам! Цель путешествия достигнута!”

2.7 Конкурс “Самый меткий”.

Максимальное количество баллов равно количеству попаданий.

Экипаж экспедиции Ф. Магеллана во время своего трудного путешествия находил время на игры и развлечения. Предлагаем вам поиграть в одну из таких игр – игру “Самый меткий”. Каждый член команды бросает в ведро шарик. Количество попыток – 3 у каждого члена команды

2.8 Конкурс “Заморочки из бочки”.

Каждая команда По-очереди достает из “бочонка” фишку с цифрой, на которой указан номер вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда, доставшая фишку, неправильно ответила на поставленный вопрос, право ответа переходит к другой команде, которая имеет возможность заработать дополнительные баллы.

Вопросы – “Заморочки” из бочки.

  1. Назовите дату начала первого кругосветного путешествия. (20 сентября 1519 г.)
  2. О ком эти слова “ тихий, скромный, совсем юный итальянец, затесался в эту разношерстую компанию искателей приключений, честолюбивцев, охотников до легкой наживы и головорезов”. (Антонио Пигафетта – летописец экспедиции.)
  3. Чьей колонией были острова Зеленого мыса. (Португальской.)
  4. Вкус каких плодов А. Пигафетта напоминал каштаны? (Батат.)
  5. Конечный пункт первого кругосветного путешествия. (Город Севилья.)
  6. Имя человека, возглавившего экспедицию после гибели Магеллана. (Себастьян дэль Кано.)
  7. Значение экспедиции Ф. Магеллана. (Доказана шарообразность Земли, мировой океан – един.)
  8. Чьей колонией были Канарские острова? (Испания.)
  9. Когда завершилась первая кругосветная экспедиция? (6 сентября 1522 г.)
  10. Имя туземца, убившего Магеллана. (Лапу-Лапу.)
  11. Какие пряности везла флотилия в Испанию на обратном пути? (Перец, корица, мускатный орех.)
  12. Имя капитана, который дезертировал в Магеллановом проливе и по прибытию в Севилью сообщил, что была найдена бухта, а не пролив. (Эстебан Гомес.)
  13. Какое название экспедиция дала мысу Доброй Надежды? (Мыс Бурь.)
  14. Общая продолжительность экспедиции. (Без 2-х недель – 3 года.)
  15. Название корабля, завершившего первую кругосветку. (“Виктория”.)
  16. Почему физико-географическую страну на юге материка участники экспедиции решили назвать Патагония. (У туземцев большие ноги, Патагония – “ногастый”.)

2.9 Конкурс “Танграм”.

Время выполнения заданий – 5 минут. Оцениваются: соответствие действительности, количество используемых деталей.

Перед вами геометрические фигуры. Используя их, соберите парусник и наклейте его на бумагу.

2.10 Конкурс “Смекалка”.

Время выполнения задания – 10 минут. Оцениваются: количество предложенных способов и оригинальность.

Представьте, что у вас имеются пластиковая бутылка, веревка и зеркало. Попытайтесь найти как можно больше способов нетрадиционного использования данных предметов во время путешествия.

2.11 Конкурс “Эрудитам на десерт”.

А) Вспомните имя человека, который возглавил экспедицию после гибели Магеллана. В соответствии с описанием, оформите герб, который символически увековечил его подвиг.

Время выполнения задания – 5 минут. Оцениваются: соответствие действительности – до 3 баллов ;качество работы – до 3 баллов.

Б) Какое удивительное открытие совершил Антонио Пигафетта на островах Зеленого мыса. Объясните его с современной точки зрения.

Время обсуждения – 3 минуты. Правильный ответ – 3 балла.

3. Поведение итогов.

Наблюдатели подсчитывают количество баллов, набранное каждой командой в ходе игры. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов.

(Результаты каждого конкурса записываются в таблицу. )

4. Награждение победителей.

Команде-победителю вручаются дипломы, поощрительные призы.

Мы желаем вам дальнейших творческих успехов, побед, новых открытий! Попутного вам ветра в нелегком океане Знаний!