Природные зоны Африки

Разделы: География


Урок можно провести по одному из двух вариантов: 1-й вариант – традиционная форма урока, 2-й вариант с применением электронного пособия «Электронные уроки и тесты. География в школе. Африка» ЗАО «Просвещение-МЕДИА» 2006г., ЗАО «Новый диск» 2006 г. Ссылки на пособие выделены синим цветом.

Цели урока:

  • организовать деятельность обучающихся по получению новых знаний о природе Африки на примере её природных зон, формированию предметных умений (работа с картой), а также междисциплинарных умений (заполнение таблиц, работа с учебником и дополнительной литературой и другими источниками знаний, в том числе и электронными);
  • вызвать интерес к занятию, придать ему творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям обучающихся;
  • развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы;
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

Оборудование к уроку:

  • раздаточный дидактический материал (задания к уроку, игра «Расшифруй!», таблица для заполнения  «Природные зоны Африки»);
  • настенные демонстрационные таблицы «Природные зоны Африки»;
  • карта «Природные зоны мира»;
  • атласы.

На предыдущем уроке учащиеся получают опережающее задание – подготовить сообщения или небольшие рассказы о животных Африки. Для этого необходимо дать дополнительные источники: книги, например «Загадки дикой природы». М., «Росмэн», 2001. Или подготовить распечатки из методических пособий Кондратьев Б.А., Метревели П.М. Уроки географии. Из опыта работы. М., «Просвещение», 1985.; Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 7 класс. Москва. «ВАКО». 2008 ., материал Интернета.

Ссылки на пособие выделены синим цветом.

ХОД УРОКА

1. Актуализация и повторение знаний

Задание 1. Из предложенных слов и выражений составьте определения понятий:

Природная зона – это …(температурных условий и увлажнения, крупный природный комплекс, почв, обладающий общностью, растительности и животного мира).

Ответ: Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Широтная зональность…смена… (от экватора к полюсам, закономерная, природных зон, в связи с уменьшением, неравномерностью увлажнения, солнечного тепла, и).

Ответ: Широтная зональность – закономерная смена природных зон от экватора к полюсам,  в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения.

Задание 2. Вспомните, какие природные зоны есть на Земле, и в какой последовательности они сменяют друг друга.  (Учащиеся называют природные зоны мира и показывают их на карте «Природные зоны мира»).

Задание 3. Игра «Расшифруй!»

Какое животное здесь зашифровано и в какой природной зоне оно живёт? Для этого необходимо определить,  какая  природная зона охарактеризована в описании и, из ключа к шифру, сложить слово.

  1. Гигантское «зелёное море», рай для растений, расположенный вдоль экватора. Здесь не существует зимы и лета, осени и весны. Через плотную «крышу» крон деревьев солнечный свет почти не доходит до почвы.
  2. Безводной и голой выглядит местность, покрытая камнем и щебнем, а  местами песком. Лишь на склонах холмов и вдоль пересохших русел рек растут немногочисленные уродливые кустики.
  3. Безлесная  природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников. К суровым условиям зоны приспособлены олени, песцы и белые куропатки.
  4. Самая распространённая в нашей стране природная зона. Основными видами лесов этой зоны являются хвойные (ель, сосна, лиственница, пихта). Животные зоны: бурый медведь, лось, косули, рысь и др.

КЛЮЧ К ШИФРУ:

А – арктическая пустыня
О – тундра
Н – тайга
В –  смешанные леса
К – широколиственные леса
И – степи
Л – пустыни
М – саванны
С – экваториальные леса

Ответ: СЛОН – типичное животное Африки, обитающее в саваннах.

2. Переходный момент. Мотивация к изучению нового материала

– А какие животные, кроме  африканских слонов живут на материке и в чём особенность органического мира Африки? Хотели бы вы побывать в Африке? Почему многих людей так манит этот материк?

Обобщив ответы ребят, учитель отмечает уникальность животного и растительного мира материка и предлагает подробнее познакомиться с природными зонами материка и их особенностями.

3. Изучение нового материала

Задание 4. Работа с картами атласа. Какие карты атласа будут нам необходимы на уроке?  («Природные зоны Африки», «Климатические пояса и области мира», «Климатическая карта Африки»,  «Физическая карта Африки», «Комплексная карта Африки»)
По карте «Природные зоны Африки», определите, какие природные зоны есть на материке Африка. (Экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны и редколесья, тропические пустыни и полупустыни, жестколистные вечнозеленые леса и кустарники).
– Какая закономерность пролеживается в их смене на этом материке? (Чередование в двух направлениях – от экватора к полюсам)

Задание 5. Познакомьтесь с планом описания природной зоны.

Работа с учебником.   Приложение на стр. 312.
Немного изменив план, мы охарактеризуем 3 основные зоны.

Задание 6. Практическая работа. «Определение причин разнообразия природных  зон материка»

Индивидуальная или  работа в парах.

Цель работы: научиться давать характеристику природных зон, определять причины их разнообразия на материке; продолжить формирование умений и навыков работы с картами и другими источниками географической информации, систематизировать изученный материал в форме таблицы.

1) Заполните таблицу «Природные зоны Африки»

1-2 строки под руководством учителя, устно; Содержание ––> Урок 2. Растительность, почва, климат. ––> стр. 1 ––> стр. 6 Какова связь между климатом, растительностью и почвами?

С 3-го по 6-й строки – письменно, самостоятельно или в парах, с использованием учебника §  28, карт атласа и дополнительной литературы [2, 3, 4], или стр. 7-15 электронного пособия.

Таблица «Природные зоны Африки»

Что характеризуем

Экваториальные леса

Саванны

Пустыни

1 Географическое положение Вдоль экватора От15°  с.ш.
До 27° ю.ш.
Сахара, Ливийская – вдоль северного тропика и тропические широты
Калахари – вдоль южного тропика,
Намиб – западное побережье, тропические широты
2 Климатические условия
1. Климатический пояс
2. Ср t января
ср t июля
3. Годовое количество осадков, их режим

Экваториальный,
+22° …+25°С
+22° …+25° С
Более 1000мм
равномерно

Субэкваториальный
+16°С
+24° С
От 500 до 2000 мм
Выпадают в летние месяцы

Тропический
+8° …+16°  С
+ 32°  С
Менее 100 мм
3 Почвы Красные ферралитные Красно-бурые и красно-чёрные саванн Пустынные тропических поясов
4 Типичные растения Кофейное дерево, масличная пальма, лианы, бананы, фагара, Баобабы, зонтичная акация, алоэ, молочаи, мимозы, злаковые, дерево путешественников, бутылочное дерево В оазисах финиковая пальма. Вельвичия (Намиб). Алоэ.
5 Культурные растения Какао, каучуковые, хлопчатник Кукуруза (маис), просо – сорго, арахис, хлопчатник Финиковая пальма
6 Животный мир Горилла, шимпанзе, бегемоты, окапи, оленёк, муха цеце, птицы бананоеды, келеа, медовед, попугаи, нектарницы Слоны, жирафы, зебра, антилопы гну и канна, бородавочник, львы, носороги, трубкозуб. Страус, птица секретарь, марабу; термиты. Ящерицы, черепахи, гиены, шакалы, лисицы
7 Природные особенности (данные записаны в таблице заранее и объясняются учителем) Высокая влажность при больших температурах; густота и разнообразие растительности,
многоярусность.
Растения эпифиты.
40% площади материка,
Ксерофиты,
 Типы пустынь: песчаные, каменистые – хамада. Ветры самум, сирокко, шихили.
Большие амплитуды температур.
8 Охраняемые территории Национальный парк Салонга

 

Серенгети, Нгоро-Нгоро, Крюгерспарк  

2) Обсуждение результатов работы. Ответьте на главный вопрос работы: Какие причины послужили появлению данных природных зон на материке?

Вывод: Географическое положение материка и вытекающие из этого особенности климата. В свою очередь климатические условия влияют на почвы и органический мир материка.

– Что интересного вы знаете о представителях растительного и животного мира Африки?

(Заслушиваются сообщения и рассказы, приготовленные учащимися к уроку. При втором варианте урока можно ограничится видеофильмом  электронного пособия)

3) Сделайте вывод по содержанию урока. (Урок 2 ––> стр.16)

4. Рефлексия

На Востоке существует интересная и поучительная притча. Однажды трёх слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это такое?» Один обхватил ногу гиганта и ответил: «Это колонна!» Другой мудрец, взялся за хобот, и испугался: «Это же змея!» Третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!» Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон. Чему учит нас эта притча, если мы рассмотрим её с точки зрения нашего урока и,  вообще, с точки зрения географии?

Учащиеся комментируют притчу и говорят о необходимость комплексного изучения природных комплексов (природных зон).

5. Домашнее задание

1. Изучить текст параграфа §  28   учебника;
2. Заполнить 8 строку таблицы;
3. Подготовить рассказ о стихийных  бедствиях,  имеющихся на материке. 

Литература к уроку:

  1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. «География материков и океанов». Учебник географии для 7-го класса М. «Просвещение». 2009.
  2. Кондратьев Б.А., Метревели П.М. Уроки географии. Из опыта работы. М., «Просвещение», 1985.
  3. Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 7 класс. Москва. «ВАКО». 2008 .
  4. Загадки дикой природы. М., «Росмэн», 2001.

Приложение