Урок по окружающему миру "Кто такие звери?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • дать понятие «звери»;
  • развивать мыслительную деятельность через приемы анализа, синтеза и классификации (зверей), а также использования элементов ТРИЗ технологии (существенные и несущественные признаки) и метода постановки проблемы;
  • воспитывать беоежное отношение к природе.

Задачи урока:

  • учить определять принадлежность животного к группе зверей;
  • познакомить с разнообразием зверей, их внешним видом, раскрыть связь между строением животного и его принадлежностью к определенной группе животных.

В ходе урока учащиеся должны усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Проверка готовности рабочего места к уроку.
Создание положительного настроя на урок и предстоящее общение; установление позитивного контакта с детьми.
Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!

У. Ребята! Сегодня вместе с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой черепахой мы продолжим наше путешествие. И снова повстречаемся с братьями нашими меньшими  – животными. Вы уже знаете, что животный мир огромен и интересен. С некоторыми его представителями мы  знакомы.

II. Проверка изученного материала

– Вспомните, с какими группами животных мы познакомились на прошлых уроках.

Игра «Кто лишний лишний» (Приложение 1. Слайд 2)

На доске 4 представителя животного мира: насекомые и паук.

У. Найдите «лишнего» и объясните свой выбор.

Д. Лишний «паук», т. к. у всех животных по 6 ног и они являются насекомыми, а у паука 8 ног.
(Приложение 1. Слайд 3) Каких животных вы узнали?
– Кто здесь лишний? Почему? (Здесь все насекомые, а утка – не является насекомым, поэтому она «лишняя»)

У. Сделайте вывод, каких животных мы будем называть насекомыми?

Д. Всех животных, у которых 6 ног. На доске появляется лист с надписью:  «Насекомые 6 ног». (Приложение 1. Слайд 4) Почему со следующего слайда исчезла летучая мышь? (Объяснения детей).
Назовите основные признаки птиц. (Перья. Птиц еще называют пернатыми.)

– Дети, отгадайте, о ком я сейчас вам расскажу.

В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда...

Д. Это пингвин. Его считают птицей потому, что у него есть перья. Есть и другие птицы, которые не умеют летать. Кого еще можно отнести в группу птиц по их основному признаку – наличие перьев?

И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?

Д. Это  страус.  Не  умеет летать, а перья у него – украшение. (Это и курица может быть названа детьми).
Перечислите нескольких представителей этой группы животных. (Дети называют птиц, которых они знают). (Слайд 5).

Повторяем знания о рыбах

У. Ребята, отгадайте старинную загадку :

У маленькой скотинки
сто серебряных монеток в спинке.

По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают.

Д. Это рыба.
У. Чем рыбы отличаются от всех других животных?
Д. Самое главное то, что у всех рыб есть чешуя, которая играет защитную функцию.

На доску вывешивается надпись «чешуя»

У. Неужели нет ни одной рыбы без чешуи?
Д. Есть. Это сом.
У. Если у сома нет чешуи, то, что же тогда его защищает?
Д. У него очень толстая кожа.
У. Что еще вы знаете об этой рыбе?
Д. Она живет на дне реки, в иле. У него огромный рот и маленькие глазки.
Посмотрите на слайд 6. Назовите  всех рыб, которые вам известны. (Исчезает КИТ, но почему?) На этот вопрос мы попытаемся  сегодня найти ответ.

Физминутка

III. Изучение нового материала

– Муравьишка Вопросик очень любознательный. Он решил узнать у Мудрой Черепахи: «Кто же такие звери?» (Приложение 1. Слайд 7)
У. Скажите, рисунки каких животных вы видите на доске?
Д. Это петух, бобер, тигр, кобра и божья коровка.
У. Выясним, про кого из них мы можем сказать – зверь?

Для разрешения проблемной ситуации требуется выявить основной признак зверей – наличие шерсти.

У. Сначала установим, какие из этих животных точно не звери.
Д. Петух – птица, божья коровка – насекомое.
С доски снимаются изображения петуха и божьей коровки.
У. Чтобы ответить на вопрос, кто же из оставшихся животных зверь, необходимо знать строение тела зверей. Мы рассмотрим его на примере тела жирафа, кота и коровы. (Работа по учебнику и слайд № 8).
– Скажите, какие части тела есть у всех этих животных?
Д. Голова, шея, туловище, хвост, ноги.

По мере называния частей тела животных, на доску вывешиваются их названия..

У. Эти части тела есть у всех из представленных животных?
Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.
– А что еще является общим у всех этих зверей?
– Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?
– А чем покрыто тело зверей? (Шерстью).
– Посмотрите на Черепаху. Костюм какой группы животных она надела? Ответы детей

На доску вывешивается плакат «Тело зверей покрыто шерстью».

У. Вернемся к нашим животным. Кто же тогда из них не является зверем?
Д. Кобра. У нее нет шерсти.

Рисунок кобры снимается с доски.

Приложение 1. Слайд 9. Рассмотрите этих животных. Обратите внимание на их окраску.
У.  У вас дома тоже есть животные. Что вы можете сказать об их шерсти? Какая она?
Д. У кошек шерсть мягкая, у собак – жесткая. А у свинок – щетина.
У. Также как перья у птиц, не вся шерсть у зверей одинакова. Сверху она длинная и жесткая, служит для защиты зверя, а снизу словно пух – греет животное. Шерсть зверю необходима.

IV. Продолжение работы по теме

У. Каких еще зверей вы видите на экране (Приложение 1. Слайд 10)?  Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них живет в лесу?
На какие две группы мы можем разделить всех зверей в зависимости от того, где они живут?  (Приложение 1. Слайд 11)
Муравьишка Вопросик пошел  гулять в лес, чтобы познакомиться с дикими зверями. А они решили поиграть с ним в прятки.
Рассмотри рисунок на странице 27.
Помоги Муравьишке найти зверей. Кого вы узнали? Мои загадки помогут вам отыскать их и вы начнете раскрашивать.

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинками и березками. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения.

Летом бродит без дороги,
Возле сосен и берез, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь – большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.

Про зайца и белку дети могут рассказать сами.

Физминутка

V. Это интересно

– Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными. Которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Рассмотрите рисунки на странице 27.
– Какие необычные особенности в строении их тела вы заметили?
Д. Плавники – у кита, отсутствие шерсти у всех этих зверей. (Приложение 1. Слайд 12)

Ты слыхал,
Что кит не рыба?
Что сродни животным кит?
А смотри, как эта глыба
Лихо море бороздит!
Чудо – юдо кит плывет –
Рыбы разевают рот.

У. У кита когда-то была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски, такие же как усы у кита, с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается.
Кроме этих животных нет шерсти еще у некоторых зверей. У кого?

Если дети затрудняются ответить, то учитель вывешивает на доску рисунки слона и бегемота.

У. Как вы думаете, почему у этих зверей нет шерсти?

Ответы детей.

У. Когда-то, давным-давно, у предков слонов – мамонтов – была шерсть. Но потепление климата привело к изменению их внешнего вида.
У. А что интересного в строении крота и летучей мыши?
Д. Крылья –  у летучей мыши (Приложение 1. Слайд 13), ноги – лопаты у крота (Приложение 1. Слайд14)
У. Для чего им эти части тела? Ноги – лопаты у крота, крылья – у летучей мыши.
У. Для чего им эти части тела?

Ответы детей.

VI. Самостоятельная работа

У. А теперь Муравьишка Вопросик  предлагает вам выполнить задание в рабочей тетради: определите, какие звери живут в нашей стране, а какие – в жарких странах.

Выполняется задание №1 рабочей тетради со страницы 12. Проверка задания проводится с помощью сигнальных карточек синего и зеленого цвета.

VII. Итог урока

У. Чем отличаются звери от остальных животных?
– Есть ли такие звери, у которых нет шерсти?
– Какие части тела есть у всех зверей?

VIII. Рефлексия

У. Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось? Кто понравился? Что было особенно интересно?

Литература:

1. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» Метод. Пособие: 1 кл./ А.А. Плешаков, В.П. Александрова, С.Б. Борисова –  М. Просвещение, 2009.
2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду. Мир людей – Ярославль: Академия Холдинг, 2000.
3. Тарабарина Т.И. Соколова Е.И. И учеба,  и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1997.