Орнаменты Древней Греции

Разделы: МХК и ИЗО


Урок проводится в 5-м классе.

Цель и задачи урока:

Познакомить учащихся с искусством древнегреческого декора – меандрами, систематизировать и обобщить знания учащихся в области античного искусства.

  • Учить выявлять способы украшения, выполняемые на разных предметах и одежде у людей Древней Греции.
  • Формировать у учащихся умение устанавливать взаимосвязь между характером и содержанием узоров со средой обитания человека (морские, растительные мотивы в узорах); понимать применение именно таких видов орнаментов в целях украшения.
  • Учить рисовать различные орнаменты (меандры), ритмично повторяя элементы узора.
  • Совершенствовать навыки работы углем и сангиной.
  • Совершенствовать навыки предварительного линейного рисунка при выполнении орнамента;
  • Закрепить смысловое понятие – «украсить»; побуждать использовать в активной речи.
  • Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, умение использовать полученные знания в разработке фрагментов различных внеклассных мероприятий и в других предметных областях (по схожим темам).

Оборудование:

  • Презентация в Microsoft Power Point.
  • Мультимедийный проектор.

Зрительный ряд: образцы рисунков учащихся 4-го класса, плакат с изображением корабля и морского пейзажа.

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.

План:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока и цели.
  3. Беседа с использованием мультимедийного материала.
  4. Анализ образцов меандр.
  5. Самостоятельная практическая работа.
  6. Представление результатов работы. Рефлексия.
  7. Подведение итогов урока.

Приложение

Ход урока.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка рабочего места; наличия необходимых материалов и оборудования для рисования. Решение возникших вопросов.

Сообщение темы урока и цели.

Древнегреческую цивилизацию нередко называют колыбелью европейской культуры. На рубеже 3-2 тысячелетия до н.э. на острове Крит и на полуострове Пелопоннеса образуются первые города-государства с богато украшенными дворцами; культуру этого периода называют критской или минойской.

Тема урока «Орнаменты Древней Греции» На уроке мы познакомимся с особенностями этих орнаментов, узнаем, как они использовались древними греками для украшения предметов, одежды или интерьера среды обитания этих людей. Научимся правильно рисовать различные меандры.

Беседа с использованием мультимедийного материала.

Сначала вспомним, какие рисунки мы выполняли в начальной школе по такой же теме «Искусство Древней Греции», (демонстрация рисунков)

1SL272994.JPG 2SL272996.JPG 3Рисунок 3.JPG

Край рисунков украшен орнаментом.

  • Скажите, с чем он ассоциируется?
  • Почему вы вспомнили про море?
  • Как вы считаете, какие еще морские элементы могут быть включены в древнегреческий орнамент? (изображения обитателей моря – различные раковины, осьминоги с извивающимися щупальцами, играющие в воде дельфины).

Выбор морской тематики неудивителен. Древние греки жили, по сути, на архипелаге; море окружало их почти со всех сторон. Шум прибоя, говор волн, их неумолкающий плеск рядом с домом воспринимались с детства как естественный ритм природы вместе с покачиванием на руках матери или кормилицы. Неудивительно, что позже эта ритмика проявилась у древнегреческих мастеров в виде волнистых линий на горлах и туловах расписных ваз и выступала извивами причудливых завитков меандров. Этот характерный для прикладного древнегреческого искусства декоративный элемент получил своё название по имени извилистой реки Меандр.

Такие явления природы, как дождь, гроза, шторм были проявлениями божественных сил. Неудивительно, что и объекты растительного мира – цветы, листья, плоды воспринимались греками как внешние проявления божественной красоты.

Учитель предлагает ребятам познакомиться с разнообразными меандрами средствами презентации (демонстрация презентации).

В процессе рассматривания разнообразных по виду орнаментов учитель формирует у ребят представление об особенностях древнегреческих узоров – большая часть из них представлена в виде фризовой полосы, элементы внутри которой ритмично повторяются или чередуются.

Вопросы к учащимся:

  • Что значит «украсить»?
  • Что такое меандры?
  • Можно ли сказать, что меандры украшают предметы, одежду, жилище человека?
  • Какие орнаментальные мотивы встречаются чаще всего? Почему?
  • На какие две группы делятся меандры? (растительные и геометрические)
  • Как вы считаете, какие инструменты дополнительно могут нам понадобиться, чтобы ритмично нарисовать меандры (греческий орнамент)?

Самостоятельная практическая работа.

Мы выяснили, что орнаментальная полоса характерна для античной вазописи, как способ украшения одежды, также, она использовалась в мозаике. С элементами древнегреческого орнамента мы уже знакомились в начальной школе, когда оформляли орнаментом форму горлышка и дна сосуда (вспомните рисунки, показанные в начале урока). Теперь же вы при помощи угля и сангины нарисуйте орнамент на всем листе бумаги А-3. Самостоятельно выберите манеру исполнения узора: чернофигурная или краснофигурная (вспомните возможную комбинацию черного и терракотового цветов). Можно использовать линейку для ритмического построения меандр. Также определитесь, какой вид орнамента вы хотели бы нарисовать – растительный или геометрический.

  • Для чего нужна линейка?
  • Как правильно воспользоваться углём и сангиной, чтобы подчеркнуть красоту меандр?

Учитель использует музыкальную композицию национальной греческой мелодии - танец «Сиртаки» для создания определенного настроения

Представление результатов работы. Рефлексия.

  • В чем своеобразие греческого орнамента?
  • Чем объясняется такое многообразие меандров?
  • Что символизировали для древних греков объекты растительного мира?
  • То, чем вы занимались на этом уроке рисования, может ли пригодиться в других областях?
  • Если вы будете применять полученные знания, то какие правила рисования греческого орнамента вам нужно будет обязательно вспомнить?

Учитель предлагает учащимся рассмотреть полученные результаты, выявить неточности, ошибки и дать рекомендации к исправлению или дополнительному упражнению в рисовании.

Подведение итогов урока.

Тему Древней Греции мы начали изучать в 4-м классе. Именно тогда мы впервые познакомились с особенностями архитектуры Древней Греции, фигурами олимпийских спортсменов, мифами Древней Греции, с орнаментами, выполненными на вазах.

На этом уроке вы уже более детализировано соприкоснулись с древнегреческим орнаментом, углубив свои знания, и снова постигли красоту несложных узоров, используемых древними греками много тысяч лет назад для украшения себя и предметов, которыми они пользовались.