Умножение на трехзначное число. 3-й класс. Образовательная программа "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • учебная цель: познакомить с алгоритмом умножения на трёхзначное число; провести сравнение между умножением многозначного числа на двузначное и умножением многозначного числа на трёхзначное;
  • развивающая цель: развивать навыки устного и письменного счёта; способствовать развитию логического и математического мышления; развивать внимание, память, речь и познавательный интерес.
  • воспитательная цель: воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества и ответственности за свой выбор перед товарищами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

 Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Наименьшее четырехзначное число разделите на 500 и добавьте впереди наименьшее однозначное число. Что у вас получилось?

Дети. 12

Учитель. Сумму двух наименьших четырехзначных чисел уменьшите на 39.

Дети. 1961

Учитель. Как называется четвертый по счету месяц?

Дети. Апрель

Учитель. Какая получилась дата?

Дети. 12 апреля 1961 год.

Учитель. Чем знаменательна эта дата?

Дети. В этот день был совершен первый полёт в космос человеком. Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Сегодня мы с вами тоже будем своего рода космонавтами. Настоящий космонавт обладает множеством качеств. Для выполнения первого задания нам потребуются не только знания, но и внимание.

Учитель. 12.04.61 (на слайде убрать точки)

120461 прочитайте это число. Представьте данное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Дети. 120461 = 100 000 + 20 000 + 400 + 60 + 1

Учитель. Найдите произведение первого и четвёртого слагаемых.

Дети. 100 000 *60 = 6 000 000

Учитель. Найдите произведение второго и третьего слагаемых.

Дети. 20 000 * 400 = 8 000 000

Учитель. Найдите произведение третьего слагаемого и суммы четвёртого и пятого слагаемых.

Дети. 400 * (60 + 1) =24 400

Учитель. Какие свойства умножения использовали?

Дети. Переместительное и распределительное.

Учитель. Найдите произведение второго слагаемого и суммы третьего, четвёртого и пятого слагаемых.

Дети. 20 000 * (400 + 60 + 1 ) = 9 220 000

Учитель. Какие свойства умножения использовали?

Дети. Переместительное и распределительное.

Учитель. В следующем задании нам предстоит вычислить площадь взлётного поля.

Запишите выражения, с помощью которых можно найти площадь этого поля.

Дети. a * (b + c + d)

a * b + a * c + a * d

Учитель. Можно ли сказать, что эти выражения равны? Какое свойство умножения мы видим?

Дети. Распределительное.

3. Постановка проблемы. Вывод темы и цели урока.

Учитель. Какой из этих примеров вы сможете решить быстро? При решении какого примера возникнет проблема? Почему?

156*32
156*20
156*4
156*324

Дети. Не умеем умножать на трёхзначное число.

Учитель. Назовите тему и цель нашего урока.

Дети. Умножение на трёхзначное число. Мы должны научиться умножать многозначные числа на трёхзначное число. Составить алгоритм умножения.

4. Новый материал.

Учитель. Начнём с самого трудного. Космонавты не боятся трудностей. Исследуем и решим проблему..

156*324

Что вы предлагаете сделать?

Дети. Представить число 324 в виде суммы разрядных слагаемых. 156*324=156*(300+20+4)=

Учитель. Подумайте, какое свойство мы можем использовать для решения данного примера?

Дети. Распределительное.

Учитель. Откройте учебники на странице 37 № 1 (а).

Найдите этот пример и продолжим решение с комментированием.

Удобно ли нам выполнять такую развёрнутую запись. Как удобно записывать примеры на умножение многозначных чисел. Вспомните алгоритм умножения на двузначное число.

Дети. Чтобы умножит любое число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, а потом на десятки и полученные результаты сложить.

5. Физкультминутка.

6. Новый материал (продолжение).

Учитель. Давайте рассмотрим, как выполняется умножение на трёхзначное число.

Дети.

Умножаем на единицы.
Умножаем на десятки.
Умножаем на сотни.
Полученные результаты складываем.
624
+ 3120
46800
 

Учитель. Как записать этот пример в столбик?

156 
* 324
624
+ 3120
46800
50544
Что вы можете сказать о нолях в этой записи?

Можно ли записать пример без них?


 

Дети. Да, ноли лишние. Можно записать без них, но тогда запись числа десятков сдвинется на один разряд влево, а запись числа сотен на два разряда влево.

Учитель. Проверьте свой вывод с выводом учебника.

7. Воспроизведение знаний. Закрепление.

Учитель. Назовите планеты солнечной системы.

Дети. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Учитель. Откройте тетради, запишите число и сделайте вычисления.

Ребята, а женщины бывают космонавтами? Кого из женщин-космонавтов вы знаете?

Первой женщиной – космонавтом была Валентина Терешкова, а второй в космос полетела Светлана Савицкая. Она была первой женщиной, которая вышла в открытый космос и пробыла там ровно на одну минуту меньше, чем длился космический полёт Юрия Гагарина.

Полёт Юрия Гагарина длился 108 минут, а полёт в космос Светланы Савицкой длился в 115 раз дольше. Найдите время полёта Светланы Савицкой.

(Запись решения на доске с объяснением.)

х 108
115
540
+108
108

12420 минут = 207 минут = 8 суток 15 минут.

Какой спутник имеет Земля?

Расстояние от Земли до её спутника Луны составляет 384 401 км, а расстояние от Меркурия до Солнца в 151 раз больше. Найдите расстояние от Меркурия до Солнца.

 

После решения повторить правило умножения.

8. “Своя игра”.

Вы хорошо поработали на уроке, а теперь давайте поиграем.

Правила игры: игровое поле разделено на секторы. Цена каждого сектора зависит от сложности вопроса. Наша игра будет состоять из 2 раундов. На каждый раунд даётся 1 минута. Побеждает тот, кто наберёт большее количество очков.

На доске.

  1-й ряд 2-й ряд 3-й ряд
I-й раунд      
II-й раунд      

9. Итог.

Учитель. Чем вы поделитесь после урока с друзьями? Что вам захочется после урока?

Ребята вы видели, как с неба падают звёзды? Как называется такое явление?

Дети. ЗвездопаДети.

Учитель. Что делают люди, когда видят падающую звезду?

Дети. Загадывают желание.

Учитель. Сегодня у нас в классе тоже был настоящий звездопад. Блестящими и яркими звёздочками были вы. Я даю каждому из вас звезду, напишите на ней своё желание. Я искренне верю, что ваши желания обязательно сбудутся.

“Своя игра”.

Примеры

 

(10+990):10*55:10

450 550 650

(16*6+4):25*25

100 200 300

(15*2+510):6*9

720 910 810

Уравнения X:5=34

160 150 170

640:Y=8

40 80 72

168:b=4

42 38 52

Задачи Меркурий вращается вокруг своей оси за 58 суток. Сколько вращений сделает земля за то же время, что и Меркурий?

58 254 180

Диаметр Венеры 6 050 км, это на 730 км меньше, чем диаметр Марса. Чему равен диаметр Марса?

6790 6780 7080

Уран вращается вокруг Солнца за 84 года, а Плутон на 160 лет дольше. За сколько лет Плутон делает одно вращение вокруг Солнца?

245 344 244

Приложение 1.

Приложение 2.