Индивидуальное занятие по теме "Путешествие с буквами Р–Л"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: дифференциация звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'] и букв Р–Л, совершенствование произношения звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'] в самостоятельной речи.

Задачи: учить дифференцировать звуки [Р]–[Р']–[Л]–[Л'], закрепить произношение данных фонем в речи, уточнить кинестетические ощущения положения языка при произнесении звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'], развивать фонематический слух, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез, мышление, память, зрительное внимание, совершенствовать чтение слогов и слов.

Оборудование: презентация “Путешествие с буквами Р–Л”, компьютер, схемы звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'], буквы Р, Л, В, Ф, Д, М, Я, Б, Г, Ь, З, зеркало для индивидуальной работы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребёнок сидит за партой, на которой расположены схемы звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л']. Для обозначения звука [Р] используется изображение головы большой собаки, для обозначения звука [Р'] – изображение головы маленького щенка, для обозначения звука [Л] – изображение большого корабля или парохода, для обозначения звука [Л'] – изображение маленького кораблика или пароходика. На доске прикреплены буквы Р, Л, В, Ф, Д, М, Я, Б, Г, Ь, З.

Инструкция: внимательно посмотри на схемы и назови звуки, с которыми будем сегодня путешествовать (ребёнок называет звуки).

  • Какие буквы обозначают данные звуки?
  • Внимательно посмотри на доску и найди эти буквы.
  • Подбери каждой букве схемы звуков (ребёнок находит буквы и прикрепляет под буквами подходящие схемы звуков).

2. Уточнение произношения звуков [Р]–[Р']–[Л]–[Л'].

Перед ребёнком на парте расположено зеркало на подставке для индивидуальной работы.

Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси звук [Р], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом звуке, как он произносится, где находится язык (звук [Р] согласный, твёрдый и звонкий, при его произнесении язык находится за верхними зубами и дрожит).

Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси звук [Р'], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом звуке, как он произносится, где находится язык (звук [Р'] согласный, мягкий и звонкий, при его произнесении язык находится за верхними зубами и дрожит).

Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси звук [Л], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом звуке, как он произносится, где находится язык (звук [Л] согласный, твёрдый и звонкий, при его произнесении язык касается бугорков за верхними зубами).

Инструкция: посмотри в зеркало. Произнеси звук [Л'], вспомни и расскажи, что ты знаешь об этом звуке, как он произносится, где находится язык (звук [Л'] согласный, мягкий и звонкий, при его произнесении язык также касается бугорков за верхними зубами).

3. Сообщение темы занятия.

Инструкция: сегодня на занятии мы будем путешествовать с буквами Р – Л и играть со звуками [Р]–[Р']–[Л]–[Л']. А поможет нам в этом компьютер. (Далее ребёнку предлагается перейти к компьютеру и сесть на стул. На данном этапе дети, как правило, владеют навыками работы с компьютером, поэтому инструктаж проводится по усмотрению педагога).

Буквы предлагают тебе совершить с ними путешествия (слайд 1, переход к слайду 2 выполняется автоматически).

4. Развитие звукового анализа, фонематического слуха, обогащение словарного запаса.

Слайд 2

Инструкция: перед тобой картинки. Рассмотри их внимательно и помоги букве Р собрать предметы, в названии которых есть звуки [Р]–[Р'].

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Назвать предмет.
  2. Назвать звук (в слове есть звук [Р] (или звук [Р']) или в слове нет данных звуков).
  3. Кликнуть по картинке мышкой (предмет двигается к букве и исчезает).
  4. Назвать оставшиеся предметы (белка, пила, велосипед, самолёт), кликнуть по ним мышкой (предметы улетают со страницы).
  5. Кликнуть по букве (если правильно выполнил задание – буква увеличиться в размере и исчезнет).

Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, путешествуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

5. Развитие буквенного гнозиса, зрительного внимания.

Слайд 3

Инструкция: перед тобой буквы. Внимательно посмотри и найди среди них буквы Р и Л, кликни по этим буквам мышкой. Если буква правильно названа, то тогда она увеличится в размере.

Ребёнок по порядку, начиная слева, смотрит на буквы, называет только буквы Р или Л и кликает по ним.

Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, путешествуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

6. Развитие звукового анализа, фонематического слуха, обогащение словарного запаса.

Слайд 4

Инструкция: перед тобой картинки, рассмотри их внимательно. Собери в синюю коробку предметы, в названии которых слышится звук [Л], а в зелёную коробку предметы, в названии которых есть звук [Л']. Если ты правильно определишь, то картинки отправятся в коробки.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Назвать предмет.
  2. Назвать звук (в слове есть звук [Л] (или звук [Л']) или в слове нет данных звуков).
  3. Кликнуть по картинке мышкой (предмет самостоятельно двигается к синей или зелёной коробке и исчезает).
  4. Назвать оставшиеся предметы (баран, муравей), кликнуть по ним мышкой (предметы улетают со страницы).
  5. Кликнуть сначала по синей, затем по зелёной коробке (если правильно выполнил задание – коробка исчезнет).

Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, продолжаем наше путешествие дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

7. Совершенствование чтения слогов с буквой Р.

Слайд 5

Инструкция: внимательно посмотри на буквы и прочитай слоги по стрелочкам (ребёнок смотрит на буквы и читает сначала обратный, затем прямой слог).

Инструкция и оценка: Ты правильно выполнил задание, молодец, следуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

8. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, внимания, мышления, совершенствование чтения слов.

Слайд 6

Инструкция: перед тобой домик, в котором живут 4 слова. В словах пропали буквы Р и Л. Добавь в слова недостающие буквы Р и Л, кликни по ним мышкой. Найди подходящую картинку.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Прочитать слово и назвать недостающую букву.
  2. Кликнуть по букве в нижнем квадрате (по порядку, буква самостоятельно передвинется на своё место в слове).
  3. Кликнуть по картинке мышкой (предмет самостоятельно двигается к слову).

Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, путешествуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

9. Совершенствование чтения слогов с буквой Л.

Слайд 7

Инструкция: внимательно посмотри на буквы и прочитай слоги по стрелочкам (ребёнок смотрит на буквы и читает сначала обратный, затем прямой слог).

Инструкция и оценка: Ты правильно выполнил задание, молодец, следуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

10. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, внимания, мышления, совершенствование чтения слов.

Слайд 8

Инструкция: перед тобой два домика, в котором живут буквы. В домике с овальной крышей живут буквы в кружках, а в домике с треугольной крышей живут буквы в треугольниках. Найди букву, на которую начинается название картинки, кликни по букве мышкой и прочитай слово.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Назвать картинку.
  2. Определить первый звук в названии изображённого предмета и назвать букву.
  3. Найти соответствующую букву (в круге или треугольнике) и кликнуть по букве мышкой (самостоятельно двигается к слову).
  4. Прочитать слово.

Инструкция и оценка: Молодец, правильно выполнил задание, путешествуем дальше.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

11. Развитие буквенного гнозиса, зрительного внимания.

Слайд 9

Инструкция: перед тобой лабиринт с буквами. Проведи Алису по лабиринту и собери правильно расположенные буквы. Кликни мышкой по буквам, прочти слово и подари Алисе торт.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Внимательно посмотреть на буквы.
  2. Найти правильно расположенную букву, назвать её, кликнуть по ней мышкой (буква Т самостоятельно по щелчку двигается в кружок внизу слайда).
  3. Аналогично выполнить задание и найти следующие буквы (буквы О, Р, Т).
  4. Прочитать получившееся слово (ТОРТ).
  5. Кликнуть по изображению Алисы (если правильно собрал буквы, то Алиса пройдёт по лабиринту).

Инструкция и оценка: Молодец, справился с заданием, продолжим наше путешествие.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

12. Развитие слогового анализа, совершенствование чтения слов.

Слайд 10

Инструкция: перед тобой четыре домика, в каждом из них живут слова. Цифра на домике соответствует количеству слогов в слове. Прочитай слова. Сосчитай слоги и распредели слова по домикам с соответствующей цифрой, кликнув мышкой по слову.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Прочитать слово.
  2. Сосчитать и назвать количество слогов в слове и кликнуть по нему мышкой (слово самостоятельно по щелчку двигается в нужный домик).
  3. Аналогично выполнить задание с другими словами.

Инструкция и оценка: ты справился с заданием, молодец. А теперь продолжим играть.

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

13. Развитие звукового анализа, мышления, памяти.

Слайд 11

Инструкция: перед тобой картинки. Назови картинку, расположенную в синем квадрате. Найди картинки, в названии которых столько же звуков, сколько в названии картинки в квадрате. Кликни по выбранной картинке.

Алгоритм выполнения для ребёнка.

  1. Назвать выбранное изображённое существо.
  2. Сосчитать и назвать количество звуков в слове.
  3. Кликнуть мышкой, если количество звуков в названном слове столько, сколько и в названии изображённого героя в синем квадрате. При правильном выполнении задания предмет увеличится в размере (РЫБА, ГНОМ, ОСЁЛ, СЛОН).
  4. Назвать оставшихся героев и кликнуть мышкой (картинки исчезнут).

Далее по клику мышки по треугольнику переходят к следующему слайду.

14. Итог занятия.

Сегодня мы путешествовали вместе с буквами Р и Л. Молодец, ты справился с играми, помог буквам выполнить трудные задания, поэтому они дарят тебе похвалюшку (ребёнку вручается яркая цветная картинка размером 6х6 см)

Общие рекомендации к использованию презентации:

  1. Педагог может использовать все игры данной презентации на одном занятии или разделить их на несколько индивидуальных занятий в соответствии с возможностями ребёнка и этапом работы со звуками [Р]–[Р']–[Л]–[Л'].
  2. Компьютерной мышкой необходимо кликать строго по букве или картинке, в противном случае возможен переход на другой слайд. Если такой случай произошёл, то необходимо вернуться к данному слайду и продолжить выполнение задания.

ВСЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ!