Одномерные массивы. 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Тип урока: объяснение нового материала и практическая отработка умений.

Цели урока:

Образовательные:

  • ввести определение массива, оператор описания массива, характеристики массива,
  • учить решать задачи на одномерные массивы.

Развивающие:

  • развить навыки использования среды программирования QBasic;
  • развить логическое и алгоритмическое мышление и активность работы учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности, и ответственности за выполненную работу;
  • формировать у учащихся объективную самооценку;
  • пробудить интерес к обучению.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, Microsoft Office PowerPoint, среда программирования QBasic.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Объяснение нового материала
  3. Практическая работа – решение задач по новой теме.
  4. Итоги урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

(Приложение)

ЗАДАЧА. Составьте алгоритм и программу нахождения суммы 10 произвольных чисел.

Ответьте на вопросы:

  • Есть ли в решении этой задачи действия, которые необходимо выполнить несколько раз?
  • Сколько раз надо их выполнить?
  • С помощью какой команды мы организуем решение нашей задачи?

Решение.

В цикле программы по запросу INPUT вводится число, которое помещается в область памяти с именем X и прибавляет его к текущему значению суммы S. Цикл повторяется 10 раз. Но программа не сохраняет все заданные значения X! Если в программе необходимо сохранить эти значения, то понадобится использовать столько переменных, сколько вводится значений. Это не очень удобно:

CLS
INPUT X1
INPUT X2

INPUT X10
S=X1 +X2+…+X10
PRINT “S=“; S
END

В подобной ситуации можно воспользоваться переменными с индексами. Такие переменные имеют одно и тоже имя, но разные индексы: X(1), X(2), X(3) …

II. Новый материал:

Наглядно такие переменные можно представить в виде таблицы:

Пример 1.

  1     2     3     4     5     6     7     8  
15 -2 16 19 0 3 -7 10

Это линейная таблица, где заданы значения переменных и каждой переменной поставлен в соответствие его порядковый номер (индекс).

Пример 2. На метеостанции измеряли температуру воздуха каждый час в течении суток:

  0     1     2     3    22   23 
17 16 15,5 14 18 17,5

Это линейная таблица, где каждому элементу соответствует свой порядковый номер или индекс. Такую таблицу можно назвать массив.

МАССИВ – это упорядоченная совокупность однотипных данных, каждому из которых соответствует свой порядковый номер (индекс).

Массив характеризуется именем, размерностью и размером.

  1. (из примера 1) B – имя массива, размерность – линейный массив (одномерный), его размер (или длина) равен 8.
  2. (из примера 2) temp – имя, размерность – линейный, длина – 24.

Итак, имя массиву даете вы!

Для описания массива языке QBasic существует оператор

DIM имя (верхняя граница)

Например,

DIM B(7) или DIM B(8)
DIM temp(23)

В памяти компьютера:

  0     1     2     3     4     5     6     7  
0 0 0 0 0 0 0 0

Оператор DIM пишется в начале программы!

Если в задаче используются несколько массивов, то их можно описать в одном операторе DIM через запятую.

Наша задача – сумма 10 чисел будет решаться так:

CLS
DIM A(10)
S=0
FOR i=1 TO 10
INPUT A(i)
S=S+A(i)
NEXT i
PRINT “S=“; S
END

III. Закрепление темы.

Дана задача (составляем блок-схемы вместе с детьми на уроке и решаем ее на компьютерах):

Дан массив В(20). Найти произведение отрицательных элементов массива, если таковых не было, то напечатать сообщение об этом.

IV. Домашнее задание:

  1. Найти количество элементов массива А(N), больших 5.
  2. Найти сумму элементов массива B(n) с четными номерами (2 способа).

V. Итог урока:

Сегодня мы с вами познакомились с новым понятием программирования – массивы, научились решать некоторые стандартные задачи на одномерные массивы. Задач на обработку массивов данных встречается очень много и мы должны научится решать эти задачи, в том числе и с помощью языков программирования.

Оценки за урок.