Работа с художественным текстом. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип: урок конкретизации понятия и оценки знаний

Цели:

  • формирование навыков комплексного анализа художественного текста;
  • развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи, памяти, внимания, мыслительных операций: анализа, синтеза; коммуникативных навыков;
  • формирование объективной самооценки знаний у обучающихся;
  • воспитание познавательного интереса к русскому языку и формирование культуры учебного труда.

Структура:

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Мотивационный этап (3 мин.)

3. Ситуация успеха (5 мин.)

4. Постановка УЗ (1 мин.)

5. Решение УЗ

– раздел «Лексика» (10 мин.)
– раздел «Орфография» (5 мин.)
– раздел « Морфология» (4 мин.)
– раздел «Фонетика» (3 мин.)
– раздел « Словообразование» (2 мин.)
– раздел «Синтаксис» (4 мин.)

6. Подведение итогов. Рефлексия (2 мин.)

Демонстрационный материал:

сигнальные карточки;
– орфографический словарь;
– карточки с заданием для групповой работы;
– ПК, проектор, экран;
– шаблоны снежинок – 22 шт.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Мотивационный этап

(Приложение 1. Слайд 1)

– Ребята, вот и наступила долгожданная зима. Всё вокруг преобразилось:
дорожки занесло искристым, белым снегом, деревья покрылись серебристым
инеем. Прекрасна зимушка в своём великолепии. Наш урок не совсем обычный, мы будем работать с художественным текстом. А тему текста вы попробуете угадать, но для этого вам нужно расшифровать запутанные высказывания.

(Приложение 1. Слайд 2)

Пробушеваламетельволшебнопреобразилсялес

(об-ся отвечают: Пробушевала метель. Волшебно преобразился лес.)

(Приложение 1. Слайд 3)

– Вставьте пропущенное слово.
(об-ся отвечают: Зимний лес.)

(Приложение 1. Слайды 4, 5)

3. Ситуация успеха

(Приложение 1. Слайд 6)
– Ребята, к сожалению, мы не можем начать работу с текстом, так как ночью бушевала метель, дул сильный ветер и части текста переместились, но у нас сохранился план, благодаря которому вы можете восстановить первоначальный текст.

(Приложение 1. Слайд 7)

Деформированный текст.

На поляне красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой. Деревья оцепенели в зимнем сне. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блёстки.
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – белоснежная шапка.
Пробушевала метель. Волшебно преобразился лес. Всё стихло. Стоит заворожённый чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
Хорош лес в зимнем уборе!

(Приложение 1. Слайд 8)

План.

1. Лес преобразился.
2. Ёлочки.
3. Сосны.
4. Берёзка.
5. Хорош лес зимой.

(Об-ся работают с текстом – парная работа)

Восстановленный текст.

(Приложение 1. Слайд 9)

Пробушевала метель. Волшебно преобразился лес. Всё стихло. Стоит заворожённый чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
На поляне красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – белоснежная шапка.
Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой. Деревья оцепенели в зимнем сне. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блёстки.
Хорош лес в зимнем уборе!

– Ребята, молодцы, восстановили прекрасный художественный текст Г. Скребицкого «Зимний лес». Давайте повторим признаки текста.

(Приложение 1. Слайд 10)

Игра «Да-нет-ка»

Об-ся хлопают в ладоши при верном утверждении.

  • Текст состоит из предложений. (+)
  • К тексту нельзя придумать заглавие. (–)
  • Все предложения в тексте имеют границы. (+)
  • Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.(–)
  • В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. (+)
  • Текст можно разделить на части.(+)
  • Каждая часть текста записывается с красной строки.(+)

4. Постановка УЗ

(Приложение 1. Слайд 11)

– Ребята, третий год на наших уроках мы открываем секреты русского языка. Какой бы раздел мы не изучали всегда по-новому предстаёт перед нами его величество – слово. Я предлагаю вам сегодня при работе с текстом убедиться в важности каждого раздела и оценить свои знания в каждой области русского языка.

5. Решение учебной задачи

1) Раздел «Лексика» – групповая работа

Задание 1 группы. Работа со словарём.

Объясни значение слов:

  • пробушевала
  • преобразился
  • витязь
  • кольчуга
  • оцепенеть

Задание для 2 группы.

Найти в тексте олицетворение и метафоры, подчеркнуть их.

Задание для 3 группы.

Прочитать текст и подчеркнуть главную мысль в каждом абзаце.

Задание для 4 группы.

Подобрать синонимы к выделенным словам.

Задание для 5 группы.

Вставьте подходящие по смыслу слова.

Пробушевала _________. Волшебно преобразился лес. Всё стихло. Стоит ____________ чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
На поляне красуются __________ ёлочки. Их совсем занесло. Как ________ они теперь, как пригожи!
Вьюга ___________ пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – белоснежная шапка.

(Самоконтроль, самооценка об-ся на шаблоне-снежинке по разделу «Лексика»)

(Приложение 1. Слайды 12-16)

2) Раздел «Орфография» – фронтально-комментированное письмо

Работа в тетради: 3-е об-ся комментируют. (Приложение 1. Слайд 17)

Ясная б_рёза ра_пустила светлые косы покрытых ин_ем ветвей, бл_стит на со_нце нежно-розовой тонкой б_рестой. Д_ревья оц_пенели в зимнем сне. Св_ркает снег, вспыхивают и гаснут искры-блёстки.

Выполнение работы. (Приложение 1. Слайд 18)

Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой. Деревья оцепенели в зимнем сне. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блёстки.

(Самоконтроль, самооценка об-ся на шаблоне-снежинке по разделу «Орфография»)

3) Раздел «Морфология» – парная работа. (Приложение 1. Слайд 19)

Работа в тетради.

Определи род, число, падеж:

Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой. Деревья оцепенели в зимнем сне.

Работа об-ся:

  • ясная берёза – ж. р., ед. ч., И. п.
  • светлые косы – ж. р., мн. ч., В. п.
  • зимнем сне – м.р., ед. ч., П. п. Слайд 20.

(Взаимопроверка, самооценка об-ся на шаблоне-снежинке по разделу «Морфология»)

4) Раздел «Фонетика» – индивидуальная работа в тетради (1 об-ся – с обратной стороны доски) (Приложение 1. Слайд 21)

Сделай фонетический разбор слов:

  • метель
  • вьюга
  • ёлочки

Работа об-ся: (Приложение 1. Слайд 22)

  • метель – [ м, и т, э л, ]
  • вьюга – [ в, й? у г а ]
  • ёлочки – [ й, о л а ч, к, и]

(Самоконтроль, самооценка об-ся на шаблоне-снежинке по разделу «Фонетика»)

5) Раздел «Словообразование» – индивидуальная работа. (Приложение 1. Слайд 23)

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – белоснежная шапка.

– Кто первый найдёт сложное слово, которое образовано из 2-х слов? Составьте его схему. (Приложение 1. Слайд 24)

Запись в тетрадь:

белоснежная
белый снег

(Самоконтроль, самооценка об-ся на шаблоне-снежинке по разделу «Словообразование»)

6) Раздел «Синтаксис» – работа по рядам (1, 2, 3) (Приложение 1. Слайды 25, 26)

  • Догадайся, по какому признаку можно распределить слова на три группы.

Зимний, метель, стоит, ветка, стройных, пышную, блестит, солнце, сверкает. (1, 2 ряд)

  • 3 ряд: Составь модель «Живого высказывания»:

Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен.

Работа об-ся.

Самоконтроль, самооценка об-ся на шаблоне-снежинке по разделу «Синтаксис». (Приложение 1. Слайды 27, 28)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Об-ся на доске размещают снежинки – шаблоны, отвечая на вопрос: «По какому разделу работали уверенно, правильно выполняли задания, интересно ли было заниматься?

7. Постановка УЗ на следующие уроки

8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Зимний лес».

Раздаточный материал (Приложение 2)