Урок изобразительного искусства по теме "Орнамент"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Расширить представление об орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении;
  • Развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память;
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи:

  • знать принципы построения и повторения орнамента;
  • развивать навык построения композиции и сюжета;
  • воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества.

Оборудование:

  • для учителя: компьютерная презентация об орнаменте, объекты ДПИ - полотенца, деревянная расписная посуда.
  • для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, цветные шаблоны греческих ваз и силуэты женских сарафанов, простые карандаши, таблицы греческих элементов (меандры).

Ход урока

Орг. момент.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ль предметы правильно лежат?
Все ли на учителя внимательно глядят?

Беседа об орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении по слайдам презентации.

Слайд 1. Тема нашего урока - орнамент. Сегодня мы вспомним, что такое орнамент, его видах, элементах, назначении и применении.

Слайд 2. Что такое орнамент? (ответы обучающихся)

Орнамент (от лат. - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Слайд 3. Каково же предназначение орнамента? (ответы обучающихся)

Орнамент нужен для украшения различных предметов, текстильных изделий, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств и для украшения самого человека (татуировки, бодиарт - искусство тела, авангардное направление, возникшее в 60-х годах, рисуют хной).

Слайд 4. Какие же виды орнамента вам известны? (ответы обучающихся)

Основные виды: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Слайд 5. Задание: вам будут представлены изображения, а вы должны определить, к какому виду орнамента относится и почему? (ответы обучающихся)

Слайд 6. Я не зря обратила ваше внимание на орнаменты, которые используются в греческих предметах и в народной вышивке, т.к. в практической части урока, мы будем выполнять роспись греческой вазы и женских народных сарафанов.

Постановка художественной задачи.

Мы с вами разделимся на 2 группы: мальчики и девочки. Мальчики будут выполнять роспись греческих ваз, а девочки - женских костюмов.

Слайд 7. Давайте вспомним основные типы орнаментов: орнамент в полосе, замкнутый и сетчатый (раппортный), также может быть: одноцветным (монохромным) и многоцветным (полихромным).

Слайд 8. Также Меандр - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломаной под прямым углом линии. Меандр получил свое название по сходству с извилистой рекой в Малой Азии с тем же названием.

Практическая работа

Перед вами шаблоны ваз и сарафанов, вы обводите их и завершаете образ. Мальчики, расписывают вазы, а девочки - сарафаны, используя различные виды орнамента, создаете индивидуальные орнаменты.

И не забывайте о композиции - расположении орнамента и цветовой гамме.

Выставка работ.

Звучит фрагмент греческой мелодии, выставляются работы мальчиков, анализ и оценка.

Звучит фрагмент русской народной мелодии, выставляются работы девочек, анализ и оценка.

Итог

  • Как звучала тема урока?
  • Какие виды орнамента вспомнили?
  • Зачем нам нужно знать орнаменты древности?

- Чтобы развивать эстетический вкус и видеть красоту в простых вещах.

И не зря говорят, человек не знающий своего прошлого, не имеет будущего!!!

Дом задание.

Найти иллюстрации с орнаментом в интерьере.