Образовательная программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в подготовке к ответам на уроках, выступлениям, экзкменам"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Юношеский возраст – это период стремительного развития и быстрых изменений личности. Перед учащимися стоит несколько серьёзных задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор будущих профессиональных интересов, автономизация от семьи, экзамены, и другие важные составляющие вхождения во взрослость. Для этого периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией учебного процесса (учебный стресс), с переходом на новые формы обучения, с длительностью учебной недели, зачётами, экзаменами, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями. Часто стресс порождает неуверенность в будущем. Старшеклассники в стрессовой ситуации отличаются повышенным уровнем ситуативной тревожности, конфликтности отношений, наличием переживаний, связанных с травмирующей ситуацией.

Ответы на вопросы учителя, выступление перед аудиторией, экзамен – это для многих людей экстремальная ситуация. Естественной реакцией организма на стрессовую ситуацию неопределённости (какой билет достанется, какую оценку получу и т.п.) является мобилизация всех сил: концентрация всех сил, максимальное извлечение из памяти заученного материала, готовности к неожиданностям, умение улавливать реакцию экзаменатора, не пасовать при неудачах. Однако бывает и так, что возбуждение, мобилизация сил проходит настолько сильно и доминирующей становится мысль: “Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен!” С каждым годом значимость ЕГЭ, ГИА становиться все выше. Умению сдавать экзамены никто специально не учить, вместе с тем соответствующие психотехнические навыки очень полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизировать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями и т.п. Как правило, соответствующая работа с будущими выпускниками не только не вызывает сопротивления, но и приветствуется большинством учащихся.

Данная программа позволит выявить причины страхов, познание индивидуальных качеств и эмоциональной сферы личности учащегося, научить управлять и снимать личностное возбуждение различными методами расслабления, ознакомить с приёмами запоминания, установления контакта с преподавателем, снятия напряжения; обучить приемам, логично организовать свой ответ, эффективно использовать свою память, правильно осваивать материал, ознакомить с методами запоминания текста, чисел, а так же стилем общения на экзамене для успешной подготовки к ответам на уроках, выступлениях, экзаменах.

Цель программы: оказать психолого-педагогического поддержку учащимся в подготовке к ответам на уроках, выступлениям, экзаменам.

Задачи:

  • познание индивидуальных качеств и эмоциональной сферы личности учащегося.
  • научить управлять и снимать личностное возбуждение различными методами расслабления.
  • познание личностной мотивации учащегося к успеху, настойчивости, готовности к риску.
  • формирование у учащихся позитивного отношения к работе, анализу, сопоставлению изучаемого материала.
  • ознакомить с приёмами запоминания, установления контакта с преподавателем, снятия напряжения.
  • научит не нервничать, логично организовать свой ответ.
  • эффективно использовать свою память, правильно осваивать материал.
  • ознакомление учащихся методами запоминания текста, чисел, а так же стилем общения на экзамене для успешной подготовки к ответам на уроках, выступлению, экзамену.

Модуль 1. Индивидуальные особенности

По поведению в ситуации экзамена (выступления) людей можно разделить на три группы: начинают на экзаменах очень волноваться, забывают все, что знали; становятся собранными, энергичными, вспоминают много разной информации, которую когда-то слышали или читали; относятся к экзаменам, как к обычному явлению: спросили – ответил.

К какой группе относитесь вы? Нужно ли вам осваивать техники управления собой? Несколько тестов позволят вам лучше узнать себя.

Приложение 1

Модуль 2. Эмоциональная сфера личности

Тревожность, как черта личности, проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность является субъективным проявлением неблагополучного состояния личности. Высокий уровень ее может наблюдаться у учащихся с завышенным уровнем притязаний, а также у учеников с чрезмерно низкой самооценкой. Тревожность определяет индивидуальную чувствительность к стрессу и поэтому учащимся с высокой тревожностью следует уделять особое внимание (при ответах у доски, на экзамене, при публичных выступлениях и т.п.).

Приложение 2, Приложение 3

Модуль 3. Расслабление – это ключ к управлению собой

  1. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство – одну из главных причин плохой работы памяти.
  2. Расслабление улучшает внимание. Оно дает возможность оценить ситуацию и сосредоточиться.
  3. Последовательное мышечное расслабление совместно с визуализацией успокаивает тело и душу.
  4. Глубокое ритмичное дыхание снимает избыток напряженности и способствует лучшей концентрации внимания.
  5. Упражнения, уменьшающие беспокойство, тем самым облегчают концентрацию внимания.
  6. Расслабление помогает подавить беспокойство и создает, таким образом, благоприятные условия для работы памяти.

Перейдем к знакомству с различными способами расслабления. Вы можете выбрать тот способ, который вам больше понравится, и освоить его в совершенстве.

Приложение 4

Модуль 4. Мотивация

Один и тот же человек может вести себя по-разному на экзаменах. Психологам известен закон Джеркса-Додсона, что слишком высокая мотивированность (заинтересованность в чем-либо, побуждение к чему-либо), избыточное эмоциональное напряжение так же ухудшает результаты деятельности, как и чересчур низкая мотивированность, обусловливающая незаинтересованность в результатах деятельности.

Вы могли бы сказать, какая у вас мотивация – сильная или слабая, или “нормальная”? Ниже приведенные тесты помогут вам “разобраться” со своей мотивацией.

Приложение 5

Модуль 5. Память, внимание, мышление

Внимании

Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. (Р. А. Немов).

Память. Под памятью понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. В зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения П. П. Блонский различал четыре вида памяти: двигательная память на движения, позволяющая формировать практические навыки; эмоциональная (аффективная) память – это память на чувства; образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно-логическая (вербальная) память.

В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память делят на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном взаимодействии человека с предметом, и произвольную, когда человек сознательно стремится запомнить материал. Память – замечательная способность человека, но не менее важно умение самостоятельно мыслить.

Модуль 6. Практический

Исследование памяти 1, 2, 3.

Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8

Модуль 7. Методы и приёмы запоминания

Метод Цицерона
Метод ключевых слов
Метод повторения
Корсакова (основные принципы)
Метод Вильяма Аткинсона
Вовлечение чувств
Метод 6 вопросов:
“Кто? Что? Когда? Почему? Где? Как?”.
Метод для быстрой оценки информации.
Запоминание числовой информации Вербальный код
Кодирование по зрительному сходству
Свободные индивидуальные ассоциации
Визуализация в чистом виде
Метод ассоциаций

Приложение 9

Модуль 8. Общение на экзамене

Помните поговорку: “По одежке встречают”. Как вы считаете, влияет ли одежда человека на отношение к нему других людей? Как вы думаете, правы ли взрослые, когда отказываются рисковать судьбой, идя устраиваться на работу или на важную встречу, одеваются консервативно, аккуратно, со вкусом? Давайте пофантазируем. Представьте, что вы преподаватель, к вам на экзамен пришли молодые люди. Вы пытаетесь угадать, из какого племени они? Вы начинаете нервничать, так как ваш интеллект, не позволяет быстро ответить на этот вопрос. Если вы возбуждены и не умеете расслабляться, плохо придется “бедным” студентам? Или все будет по-другому? А если вы не преподаватель, а один из тех студентов?

Вы, конечно, можете проводить эксперименты на экзамене, но не лучше ли выбрать другое время для них? По крайней мере, стоит знать о связи вашего внешнего вида и количеством дополнительных вопросов экзаменатора.

Несколько слов о цвете одежды. Традиционными мужскими являются цвета: темно-синий, черный, серый, бежевый (для лета). Пиджак малинового, зеленого или желтого цвета воспринимается как пижонство, и вряд ли вызовет серьезное отношение к собеседнику.

Женскими считаются пастельные тона, здесь важно угадать тональность. Так, например, светло-голубой оттенок создает холодное и отталкивающее впечатление. Розовый – ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости. Светло-желтый оттенок вызывает чувство незначительной бесцветности, а светло-зеленый, как правило, придает холодность. Можно посоветовать одежду абрикосового, белого цвета или остановиться на классическом деловом костюме темно-синего цвета.

Вам легче будет определиться с одеждой, если вы представите мысленно человека, который отлично сдает все экзамены, уверен в себе. Присмотритесь, как он одет? Успехов вам!

Построение ответа

В любом предмете есть некая суть, стержень. Все остальное – детали, ответвления – наращивается потом. В своем ответе обязательно надо показать знание сути, умение строить причинно-следственные связи (на это надо обращать внимание еще при подготовке к экзамену – записывать или подчеркивать основные положения по каждой теме, вопросу, не забывая их потом повторять в слух, чтобы память “не спутала” узнавание и воспроизведение).

Когда вы готовитесь к ответу на вопросы билета (имеется в виду, уже сидя на экзамене), сразу тезисно напишите основные идеи, если время на подготовку позволяет, добавьте дополнительный второстепенный материал. Если вы знаете какую-то тему лучше, владеете дополнительным материалом, постарайтесь выйти на нее, хотя бы коснуться, но так, чтобы преподаватель заинтересовался, что же вы знаете?

Для ответа желательно заготовить материала как можно больше. Покажите готовность говорить о предмете “до утра”, не бойтесь, преподаватель не позволит вам этого сделать.

Если при ответе вы волнуетесь, голос дрожит, не пугайтесь, ведь это естественно на экзамене, даже вызывает сочувствие, сопереживание у преподавателя. Если у вас есть что сказать, волнение скоро пройдет. А если сказать нечего, все равно пытайтесь рассуждать логически, ведь умение мыслить – высоко ценимое качество.

Территория

У человека, так же как у животных, есть потребность иметь личное пространство, т.е. пространство вокруг своего тела – собственная воздушная оболочка. Размеры такой оболочки индивидуальны. Если человек жил в перенаселенной зоне, его личная оболочка небольшая, если он жил на больших пространствах, то оболочка будет большой. Но статистические данные следующие:

  1. Интимная зона (от 15 до 45 см), из всех зон эта самая главная, т.к. именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникать в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.
  2. Личная зона (от 46 см до 1.2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на вечерах, приемах, в школе, на работе.
  3. Социальная зона (от 1.2 до 3.6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, от людей, которых не очень хорошо знаем.
  4. Общественная зона (более 3.6 м). На таком расстоянии мы общаемся с группой малознакомых людей, например, лектор на лекции, оратор на митинге.

Чтобы не вторгаться в недопустимую зону и не вызывать агрессии, лучше подождать пока экзаменатор сам не покажет вам расстояние, на котором вы можете находиться (приглашение сесть на стул, который подвинут на расстояние, выбранное им).

Жесты

Расположить другого человека к себе можно с помощью жестов -показывая открытые ладони. Негативно влияют на собеседника ваши скрещенные руки, ноги, они сигнализируют ему, что вы не открыты, зажаты. Как бы не были вы напряжены, постарайтесь не скрещивать их. Не стоит имитировать раскованность (сильно жестикулируя, громко говоря, смеясь), как правило, это выглядит, как развязность и вызывает неприязнь или агрессию. Ведите себя скромно, уважительно (вы ведь на “чужой территории”), с достоинством.

Важно перед экзаменом создать положительную установку.

Приложение 10

Список литературы

  1. Гусинский Э.Н. Образование личности. Пособие для преподавателей.
  2. Данилова В.Н. Как стать собой. Психотехника индивидуальности.
  3. Костенчук И.А. Диалог в педагогическом общении (о предмете педагогического общения). Гуманизация воспитания в современных условиях.
  4. Маркова С.А. Взаимодействие классного руководителя с участниками ЕГЭ.
  5. Мартынова Т.Ф., Дьячкова С.П., Павлова Л.Е. Рекомендации учителям по психологической подготове к ЕГЭ выпускников и их родителей.
  6. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности.
  7. Мир человека: Учебное пособие по философии.
  8. Школьный психолог №36 от 23-30.09.03г.