Глобус и карта

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. познакомить учеников с особенностями глобуса и карты полушарий и их отличиями;
  2. формировать умение различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, понятия Западное и Восточное полушария;
  3. развивать речь, мышление, внимание, кругозор, творческие способности, интеллект.

Оборудование: глобус, карта, апельсиновые корки, книга А.Курляндского “Кеша и его друзья в поисках клада”.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

– Что мы изучали на прошлом уроке?
– Что вы запомнили о плане и карте?
– Что нужно знать, чтобы прочитать карту?

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

– А на глобусе можно найти названия городов?
– А деревень?
– Что нужно сделать с глобусом, чтобы на нем уместились названия деревень?
– А если захотим, чтобы уместились улицы и дома?
– Каким он будет по размеру?
– Что же взять Кеше и его друзьям в дорогу во время путешествия при поисках клада глобус или карту?
– А чем отличается изображение на глобусе и карте?
– Значит, можете сказать, какая тема урока сегодня.

3. Открытие знаний.

– Посмотрите на глобус и карту
– Сравните их.


– На какие части делит глобус экватор?
– Какие еще есть горизонтальные линии?
– Как они называются?
– Посмотрите на вертикальные линии. Как они называются?
– Одна из них более темного цвета. Она делит глобус на две части: Западное и Восточное полушария.
– На что похожи меридианы и параллели?
– Можно ли превратить глобус в карту?
– Чтобы перенести изображение с глобуса на карту, его приходится в некоторых местах растягивать. Но параллели и меридианы на карте всегда покажут, какому месту на глобусе соответствует место на карте (как игра в шахматы).

4. Закрепление.

– Посмотрим на наших друзей. Каким способом они превратили глобус в карту?

 

 

5. Итог урока.

– Подведем итог нашей работы.
– Что тебе понравилось на уроке?
– Что нового ты узнал?

Мы увидели, что Кеша и его друзья тоже изучают карту, помогли им запомнить, что такое масштаб, поняли, как превратить глобус в карту. Сейчас проведем сравнение между глобусом и картой. Решим задачу № 2.

6. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника, с.84– 88.
По желанию составить задачу, в которой вы можете зашифровать любое слово нашей темы.

7. Оценивание.

– Кто больше всех помогал нам на уроке?
Как работал ты?

–Мы говорили о плане и карте.
Презентация. (Слайд 2)
(Ответы детей по схемам.)
Условные знаки – на экране.
(Слайд 3)

 

(Слайд 4)

Увеличить.
Еще сильнее увеличить.

Карта. (Слайд 5)

(Варианты ответов.)
– Глобус и карта.

 

(На столе – глобус, на доске – карта.
– Глобус имеет форму шара, а карта форму круга. Карта полушарий состоит из двух частей, а глобус целый.
– На Южную и Северную части (полушария).
(Слайд 6)
Параллели.
Меридианы. (Слайд 7)

 

Дольки арбуза, лимона. (Слайд 8)
(Предположения детей.) (Слайд 9)
Р
абота с апельсиновой коркой изготовление глобуса на плоскости.

 

(Слайд 10)
По ходу чтения отрывка из книги Курляндского, с.38–41 (см.в приложении № 1):
1) задача № 1 о масштабе (в прил. № 2;) (Слайд 11)
2) карта Башкирии в разных масштабах;

 

 

3) задача № 2 сравнение глобуса и карты (в прил. № 3); (Слайд 12)

 

 

Приложение № 1.

…Вовка достал из ящика письменного стола географическую карту и расстелил на столе.
– Ой,– закричал Кеша. – Смотрите! Взяли наш глобус и разрезали.
– Как яблоко, – добавил Кот. – Или пирожок. Или кусок колбасы.
– Тебе половина и мне половина, – пошутил Кеша.
– Вроде бы разрезали, – согласился Вовка. – Глобус не всегда возьмешь с собой. Даже этот, небольшой, вряд ли поместится в кармане. А карту складываешь, как хочешь, она легко помещается и в кармане, и в сумке. И потом, карта может быть любого масштаба.
– Масштаб?! Опять?! Почему я должен все время выслушивать непонятные иностранные слова? – возмутился Кеша. – Когда все это кончится? Издевательство над простым чело.. э-э попугаем?! Ма… Как его? Ма-с… с этим… штабом каким-то?!

Приложение № 2.

Задача первая.

– Помоги и ты запомнить Кеше это трудное слово. Просматривая строчки, приведенные ниже, выпиши неповторяющиеся буквы из каждой строчки в колонку “буквы”

  буквы
траштобдаавтрматодбрвтшвбб  
годьевгвгоьннкеьногкдогокек  
ктиквлуаирклтпкеривипустиет  
фнакыяяшанкфяомекыннямоем  
осеможоассепжсатспаежмсож  
оеамноевлвеомлулцмсбснуцеу  
мюювпйвтваойпюаймаюотопвю  

– Из выписанных букв составь слово:______________________________

Ключ

1-я строка – М
3-я строка – АС
4-я строка – Ш
5-я строка – Т
6-я строка – АБ

– Последовательно прочитывая выписанные буквы, получишь слово МАСШТАБ

Приложение № 3.

Задача вторая.

– Сравни глобус и географическую карту: запиши общие признаки в прямоугольники, а отличительные – в звездочки. Например, изображение земной поверхности есть и на глобусе, и на карте. Следовательно, “изображение земной поверхности” является общим признаком, и его нужно записать в прямоугольнике. А такой признак, как “показывает вращение Земли”, характерен только для глобуса, поэтому его надо записать в звездочке.
– Слова, которые ты можешь использовать: условные знаки, круглый, масштаб, не передает форму Земли, плоская, передает форму Земли, не показывает вращение.

(Выполняя это задание, обращайся к рисункам “глобус” и “карта”. Рассуждай вслух.)

Ключ.

Общие признаки: изображение земной поверхности, условные знаки, масштаб.
Отличительные признаки глобуса: он круглый, показывает вращение, передает форму Земли.
Отличительные признаки карты: она плоская, не показывает вращение, не передает форму Земли.

Использованная литература:

  1. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Учебник по курсу окружающего мира “Наша планета Земля” (2-й класс).
  2. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир. (“Наша планета Земля”). 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
  3. Курляндский А.Е. Кеша и его друзья в поисках клада: Общеобразовательное издание /А.Е.Курляндский – М.: “Ломоносовская школа”, 2003.