Сценарий литературно-музыкальной гостиной "…И пробуждается поэзия во мне…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


“… И пробуждается поэзия во мне…”
Литературно-музыкальная гостиная.
Пушкинской Музе посвящается.

Цели и задачи:

  • Развитие интереса к творческому наследию А.С.Пушкина;
  • Развитие навыков выразительного чтения и сценического воплощения художественных образов, созданных поэтом;
  • Воспитание эстетического вкуса и любви к поэтическому слову, к русскому языку.

Оформление: перед ведущим на сцене небольшой столик на нем книга, цветы, подсвечник. Над сценой – портрет А.С.Пушкина.

Ведущий.Сегодня мы хотим поговорить о пушкинской Музе, о той, что вдохновляла и защищала, спасала душу и возвышала чувства Поэта. Помните строки из стихотворения “Осень” (1833 г.)?

Огонь опять горит – то яркий свет лиет,
То тлеет медленно, – а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображением,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

Ведущий: Этой удивительной свободе творчества научила Пушкина его Муза

Чтец юный отрок-лицеист читает стихотворение “Муза” (1821 г.)

По ходу чтения стихотворения появляется Муза со свирелью, наигрывает. На звуки свирели выходят девочки-пастушки, после чтения стихотворения исполняют на свирелях лирическую напевную мелодию.

Ведущий. “Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво”– это пушкинское представление о красоте отразилось и в облике его героинь, созданных творческим воображением. Вот как удивительно описал он прекрасную Царевну Лебедь:

За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквями,
С теремами и садами
А сидит в нем князь Гвидон
(Он прислал вам всем поклон).
А у князя женка есть,

(Появляется, “выплывает”, Царевна Лебедь.)

Что не можно глаз отвесть…
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

(Навстречу – Князь Гвидон, звучит монолог Царевны Лебедь.)

“Ты, Царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель.
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись”.

Ведущий. “Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого”, – писал о Пушкине Л.Н.Толстой. Этот идеал красоты в гармоничном соединении с идеалом истины и добра был рожден в “Союзе”, что “срастался под сенью дружных муз”.

Чтец юноша-лицеист.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной , при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться уза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил.

(Из зала появляется Муза на фоне вступления к вальсу. Поэт – чтец спускается со сцены, встречает ее, они поднимаются на сцену. Несколько пар танцуют вальс.)

Ведущий. Однажды Пушкин шутлив заметил: “Один из наших поэтов говорил гордо: “Пускай в стихах моих найдется бессмыслица, зато уж прозы не найдется”. “Стихи без примеси прозы – это пушкинский идеал. Но зато его проза насквозь пронизана поэзией и юные героини столь же прекрасны и богаты душой в его прозаических произведениях, как и в стихах. Это его вдохновением рожденные Музы.

Знакомьтесь: Барышня-крестьянка Лиза Муромская.

(Инсценирование эпизода из повести из “Барышня-крестьянка” “Первая встреча”.)

Ведущий. Юные сельские красавицы всегда пленяли Поэта, они были его Музами-вдохновительницами. Именно им, крестьянским девушкам, обязаны мы одной из лирических страниц в романе “Евгений Онегин”.

(Вокальная группа девушек в крестьянских народных одеждах исполняют песню “девушки-красавицы” и русский танец-хоровод.)

Ведущий. Жизнь Поэта не всегда складывалась под песни, под родные русские напевы.

Но он всегда и всюду оставался верен своей Музе. И она не раз помогала ему:

Меня таинственным щитом
Святое проведенье осенило.
Поэзия, как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой, –

так писал Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском. Рядом с ним всегда будет его Муза-спасительница, облик ее изменялся, но она всегда была прекрасна и поэтична.

Чтец – Поэт читает отрывок из романа “Евгений Онегин”.

А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей.
Но я отстал от их союза
И вдаль бежал… Она за мной.

(Во время чтение рядом с Поэтом появляются сначала девушка в восточном костюме, потом – в костюме цыганки. Поэт продолжает читать на фоне тихой музыки.)

Как часто ласковая муза
Мне услаждала путь немой
Волшебством тайного рассказа!
Как часто по скалам Кавказа
Она Ленорой , при луне,
Со мной скакала на коне!
Как часто по брегам Тавриды
Она меня во мгле ночной
Водила слушать шум морской,
Немолчный шепот Нереиды,
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн отцу миров.
И, я позабыв столицы дальной
И шум и шумные пиры,
В глуши Молдавии печальной
Она смиренные шатры
Племен бродящих посещала,
И между ними одичала,
И позабыла речь богов
Для скудных, странных языков,
Для песен степи, ей любезной…
Вдруг изменилось все кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышей уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.

(Медленно на авансцену выходит юная барышня с листом бумаги. Чтец берет из ее рук лист-письмо.)

“Письмо Татьяны предо мною
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Кто ей внушал умильный вздор
Безумный сердца разговор,
И увлекательный и вредный?
Я не могу понять.

(Девушка читает Письмо Татьяны Лариной.)

Ведущий. Любовь – волшебное чувство, которое вдохновляло юного Пушкина-лицеиста и Пушкина, умудренного жизненным опытом. Страницы его стихов о любви дышат восторгом и грустью, нежностью и чистотой. Не случайно так замечательно ложатся они на музыку. “ Я помню чудное мгновенье” – это не только первая строка пушкинского послания, но и начало романса М.И.Глинки.
Свое знаменитое послание Анне Петровне Керн Пушкин так и не решился произнести вслух он скромно вложил его во вторую главу “Евгения Онегина”, которую подарил “гению чистой красоты”. Давайте представим, как произошло это объяснение.

Чтец. (Звучит стихотворение “Я помню чудное мгновенье..”1825 на фоне тихого звучания музыки.)

Ведущий. Образцом святого служения пушкинской музы идеалу красоты, гармонии и душевной доброты любимой женщины стал его сонет “Мадонна”, посвященный его жене Наталье Николаевне Гончаровой.

Чтец. (Звучит сонет “Мадонна”1830)

Ведущий. Многоликая, неповторимая, всегда прекрасная и вечно юная Муза Александра Сергеевича Пушкина как завещание приняла слова Поэта

…веленью божию, о Муза,
Будь послушна…-

и продолжает светло и радостно озарять нашу жизнь своим глаголом.

Все участники литературной гостиной по музыку выходят на сцену.