Формирование элементарных математических представлений "Веселый урок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Учить соотносить числительные с элементами множества в пределах 3, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос “сколько”; закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь); совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера, составлять картинки из геометрических фигур; развивать умение определять пространственные направления от себя: внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа; совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте).

Демонстрационный материал: фланелеграф, 3 белочки, 3 грибочка, картинка с изображением котенка, колокольчик, сюжетные картинки с изображением разных частей суток, мяч.

Раздаточный материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольники).

Ход занятия

Воспитатель подзывает к себе детей для создания организационного момента и говорит: “Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом”.

Как только дети встанут полукругом в дверь громко постучат.

Воспитатель удивленно:

Кто же это может быть?
Все гости уже собрались, пойду, посмотрю.

Воспитатель открывает дверь и в группу входит лиса.

Лиса:

Я в городе большом
Сегодня заблудилась,
Поэтому с визитом немного припозднилась!
Здравствуйте ребята!
Вы узнали меня?

Дети: Да.

Лиса: Правильно ребята, я лисичка – сестричка, пришла к вам в гости. Ой, а чем это вы собрались заниматься? Наверное, играть будете?

Воспитатель: Нет, лисичка, у нас с ребятами сейчас будет занятие. Хочешь позаниматься с нами?

Лиса: Нет, я заниматься не хочу, я и так все знаю, все умею.

Воспитатель: А вот сейчас мы с ребятами и проверим, все ли ты знаешь, все ли ты умеешь.

Лисичка, сегодня мы с ребятами пойдем на лесную поляну, нас там ждут лесные гостьи. Но чтобы попасть туда, нам нужно перейти речку. Через речку проложено два моста. Один мост – широкий, другой мост – узкий. Нам нужно пройти по широкому мосту, чтобы не упасть в реку и не промочить ноги.

Воспитатель: Лисичка, раз ты все знаешь, может ты, покажешь нам с ребятами, где широкий мост, а где узкий мост.

Лиса: Ага, здесь два моста. Один мост- зеленый, а другой мост – синий, а какой из них широкий и узкий мост я не знаю. А я не хочу упасть в реку и промочить ноги. Как же я домой пойду? Я ведь могу заболеть.

Воспитатель: Не переживай лисичка, мы тебе с ребятами поможем.

– Ребята, как узнать, какой мост широкий, а какой мост узкий? Что для этого нужно сделать?

(Дети предлагают взять дощечку от зеленого моста и наложить ее на дощечку синего моста)

Воспитатель: Правильно ребята. Лиза (любой другой ребенок) покажи лисе как это нужно сделать.

Воспитатель: Ребята, так какой же мост широкий, а какой узкий?

(Дети отвечают, что широкий мост синего цвета, а узкий мост зеленого цвета)

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием. А теперь дружно друг за другом перейдем речку по широкому мосту.

(Дети переходят мост)

Воспитатель: Вот мы и пришли на лесную поляну.

(Воспитатель предлагает детям присесть)

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам из леса пришли гости.

(Воспитатель выкладывает на фланелеграфе в ряд фигуры 3 белок)

– Ребята, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько прибежало к нам белок.

(Дети предлагают посчитать. В случае затруднения воспитатель напоминает, что белок надо посчитать)

Воспитатель предлагает нескольким детям посчитать белок.

Воспитатель: Саша, (любой другой ребенок) посчитай белочек?

Воспитатель добивается того, чтобы дети называли число вместе с предметом (одна белочка, две белочки, три белочки). В случае необходимости помогает.

Воспитатель: Ребята, давайте угостим каждую белочку грибочком. Они их очень любят.

– Наташа, (любой другой ребенок) иди, угости белочек грибочками. Ребенок раскладывает грибочки под каждой белочкой, одного гриба не хватает.

Воспитатель: Сколько грибов? (Дети отвечают, что 2)

– А как вы узнали? (Дети – посчитали. Воспитатель просит кого-нибудь из детей посчитать грибы)

Воспитатель: Что можно сказать о количестве белок и грибов, их поровну? (Дети отвечают, что нет, не поровну)

– Чего больше: белок или грибов? (Дети – белок больше, чем грибов)

– Чего меньше: белок или грибов? (Дети – грибов меньше, чем белок)

– Ребята, а что нужно сделать, чтобы белок и грибов стало поровну?

(Дети устанавливают равенство между белками и грибами любым выбранным способом и объясняют полученный результат, опираясь на вопросы воспитателя. Например, дети отвечают, что нужно добавить еще один гриб или убрать одну белочку).

Воспитатель: По сколько теперь белочек и грибов? (Дети отвечают, что поровну: три белочки и три грибочка)

– Как у вас получилось 3 гриба? (2 белочки)

Воспитатель помогает сделать детям выводы: К двум грибам добавили еще один гриб и грибов стало три. Или от трех белок убрали одну и белок стало две.

Воспитатель:

Молодцы ребята!
Вы отлично посчитали
Только вот не танцевали.
Приглашаю всех ребят
Танец иностранец станцевать.

Лиса: Я тоже хочу.

Воспитатель: Вставайте все в кружок, будем танец танцевать.

(Дети под музыку с воспитателем, лисой танцуют ).

“Танец в кругу”

Мы сейчас пойдем направо.
А потом пойдем налево.
В центре круга соберемся.
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем
И немножко отдохнем.
Мы поднимемся тихонько.
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы направо.
Не начать ли все сначала?

Воспитатель: Вот мы и отдохнули немножко. Садитесь, ребята на свои места. (Дети садятся на стульчики)

– Лисичка тебе понравился танец?

Лиса: Очень!

Воспитатель: А знаешь, лиса, наши ребята умеют еще и загадки разгадывать. А ты умеешь?

Лиса: Конечно, умею! Загадывайте загадку, любую отгадаю.

Воспитатель: Молоко пьет

Песенки поет
Чисто умывается
А с водой не знается.
Кто это?

Лиса: Мышка.

Дети: Уотенок.

Воспитатель: Лиса ты ошиблась, это котенок. Ребята правильно загадку отгадали. Молодцы ребята. (Воспитатель показывает картинку с котенком)

– Посмотрите ребята, какой это необычный котенок. Он сделан из геометрических фигур.

– А кто мне скажет, из каких геометрических фигур он сделан?

(Дети отвечают, что из квадрата, треугольников круга)

– Правильно, только давайте уточним из какой именно геомет. фигуры сделано его туловище?

Дети: Туловище котенка сделано из квадрата.

Воспитатель: Правильно, а из какой фигуры сделана голова котенка?

Дети: Голова котенка сделана из круга.

Воспитатель: Правильно, а хвост, уши, лапы из каких фигур сделаны?

Дети: Хвост, уши, лапы сделаны из треугольников.

Лиса: Ребята, а вы умеете таких котят делать?

Дети: Да.

Лиса: А мне покажите, как правильно сделать котенка?

Дети: Покажем.

Воспитатель: Тогда ребята садитесь за столы, и покажите нашей лисе, как нужно правильно выложить из геометрических фигур котенка.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня и послушайте, что я вам скажу.

– Перед вами стоят подносы с геометрическими фигурами, из них, каждый из вас сделает своего котенка. Но сначала подготовим свои руки к работе. (Проводиться пальчиковая гимнастика)

– Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев (дети шевелят пальцами)
Как славно жить, когда они
Работы не бояться

Им равных не сыскать
А нам они сегодня (дети сжимают и разжимают пальцы)
Помогут котенка собрать.

Воспитатель: Ну а теперь приступайте к работе.

Лиса: А я посмотрю, как ребята будут трудиться, кто из них сделает самого лучшего котенка. (Лиса ходит вокруг столов и хвалит детей)

Лиса: Ой, какие у вас котята получились хорошенькие. Вы ребята молодцы, хорошо потрудились.

– Ребята, мне пора бежать, а то на улице уже ночь, боюсь, заблужусь в лесу.

Воспитатель: Лиса, ты все перепутала.

– Ребята, разве на улице сейчас ночь?

Дети: Нет.

Воспитатель: А какое сейчас время суток?

Дети: Утро.

Воспитатель: Правильно ребята. А давайте расскажем нашей лисе, что мы делаем утром. (дети перечисляют то, что они делают утром)

Воспитатель: Правильно ребята.

Утром дети просыпаются
В детский садик собираются
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют.
Растения поливают.

Воспитатель: Ребята, а что вы делаете днем?

(Дети перечисляют то, что они делают днем)

Воспитатель: Правильно.

Днем гуляем и играем
Листочки собираем
Повар сделал нам котлет
Приглашает на обед.

Воспитатель: Ребята, а что вы делаете вечером?

(Дети перечисляют то, что они делают вечером)

Воспитатель: Правильно!

Вечер – солнышко садиться
Всех зовет угомониться
Хочет посмотреть в тиши
“Спокойной ночи, малыши”

Воспитатель: Ребята, а что вы делаете ночью?

(Дети перечисляют то, что они делают ночью)

Воспитатель: Правильно!

Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки, сладки.
Звезды светят им в тиши
Спите крепко малыши.

Лиса: Спасибо вам ребята, что помогли мне определить какое сейчас время суток.

Воспитатель: Лиса, а может ты, хочешь поиграть с ребятами?

Лиса: Очень хочу.

Воспитатель: Тогда, ребята, и ты, лиса, встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом”. (Проводиться игра “Назови пропущенное слово”)

Воспитатель (стоя в центре полукруга говорит): Кому я брошу мяч, тот должен назвать пропущенное слово.

– У футболки рукава короткие, а у рубашки …….. (длинные)
– Стол высокий, а стул…….. (низкий)
– Шарф узкий, а платок…….. (широкий)
– Дерево высокое, а куст ……….(низкий)
– Дорога широкая, а тропинка………(узкая)
– Брюки длинные, а шорты ………(короткие)
– Пальто длинное, а куртка ………(короткая)

Воспитатель: Ребята, вам понравилась игра?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотите еще поиграть?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда вставайте все в кружок и закройте глаза.

Проводится игра “Где звенит колокольчик”.

Воспитатель: К кому я подойду, тот должен мне сказать, где звенит колокольчик. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей и звенит колокольчиком (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Ребенок называет направление, где звенел колокольчик. Ребенок, правильно определивший направление, становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: А теперь ты, лиса, скажи нам, где звенит колокольчик?

(Лиса правильно определяет направление)

Воспитатель: Молодец, лисичка, справилась с заданием. Сегодня все ребята молодцы, хорошо считали, танцевали, играли, правильно на все вопросы отвечали.

Лиса: Ребята мне очень понравилось у вас в гостях. Вы такие хорошие, добрые, отзывчивые. Помогли мне справиться с трудным заданием. Спасибо вам! Мне пора бежать в лес, меня там ждут мои друзья. Но я обязательно к вам еще приду. До свидания ребята!

Дети: До свидания лисичка. (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну а нам, ребята, пора собираться на прогулку.