Формирование элементарных математических представлений "Всем с математикой нужно дружить"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10; закреплять умение находить и называть пропущенное число и соседей числа, сравнивать числа и расставлять знаки “ < ”, “ > ”, “=”. Закреплять умение решать простые задачи на сложение и вычитание, составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другую; упражнять детей в преобразование одной фигуры в другую; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  2. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
  3. Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.

Оборудование и материал: Фланелеграф, воздушные шары, к которым прикреплены небольшие конверты с заданиями.

Демонстрационный материал: Иллюстрация “Незнайки”, 10 красок разного цвета, мяч, карточки с текстами математических задач.

Раздаточный материал: счетные палочки, числовые карточки, лист бумаги в клетку на каждого ребенка, математические пеналы.

Ход занятия

Воспитатель подзывает к себе детей для создания организационного момента и говорит: “ Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом”.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо (воспитатель показывает письмо). Письмо это для вас ребята. Прислала его царица-математики. Сейчас я его вам прочту.

Воспитатель читает письмо.

– Здравствуйте ребята!

Пишет вам царица-математики. Ребята, у меня случилась беда, я не могу попасть в свое царство, царство великой науки – Математики! Мое царство закрыто на большой замок. А ключ мой где-то потерялся и чтобы попасть в мое царство, мне нужно, открыть этот замок, а для этого мне нужна ваша помощь. Если вы выполните мои задания, то я смогу открыть замок.

Воспитатель: Ребята, вместе с письмом почтальон передал нам воздушные шары. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то поможем царице-математики.

(Воспитатель берет воздушный шар, открывает конверт и загадывает загадку.)

Загадка:

В одной веселой книжке,
Живет смешной мальчишка.
Он носит голубую шляпу.
Он многого не знает,
Учиться не желает (Незнайка)

Воспитатель: Правильно Незнайка. А вот и сам Незнайка.

На фланелеграфе выставляются фигура Незнайки, 10 красок

Воспитатель: Однажды Незнайка решил стать художником. Пришел он к тюбику и говорит: – слушай, Тюбик, я тоже решил стать художником. Дай мне каких-нибудь красок. Тюбик был не жадный, он подарил Незнайки свой краски.

– Сколько всего красок подарил Тюбик Незнайке ? (10)
– Как вы узнали? (Заслушиваются ответы 2–3-х детей.)
– Какая по счету красная краска?
– Какая по счету оранжевая краска?
– Какого цвета девятая краска?
– Какого цвета пятая краска?
– Какая краска находиться перед голубой?

И т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание. Теперь приступим к следующему заданию.
– Ребята, посмотрите, к желтому шару прикреплен мяч.

Интересно, зачем здесь лежит мяч? Как вы думаете?

Дети предполагают, что с ним они должны поиграть.

Воспитатель: Хорошо, давайте поиграем в игру “Назови число”.

Дети выстраиваются в круг, воспитатель бросает мяч и задает вопросы:

  1. Назови число, следующее за числом 2?
  2. Какое число находится между числами 7 и 9?
  3. Назови соседей числа семь?
  4. Назови число, которое больше 3, но меньше5?
  5. После, какого числа идет число 6?
  6. Назови число, предшествующее числу 4?

И т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! и с этим заданием вы справились. Но, мы еще не все задания выполнили, поэтому садитесь за столы, будем выполнять следующее задание.

Воспитатель берет воздушный шар, открывает конверт и читает задание

– У вас на столах лежат карточки с числами. Сравните числа и расставьте правильно знаки “>”, “<” ,“=”.

Дети расставляют знаки “<”,  “>”, “=” между числами.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Вы отлично потрудились
Только вот не отдыхали.
Приглашаю всех ребят
Танец станцевать.

(Дети под музыку с воспитателем, танцуют танец-иностранец.)

Ножку правую вперед,
А потом ее назад.
А потом опять вперед
И немножко потрясем.

Это очень модный танец,
Этот танец-иностранец.
Все в ладоши хлоп, хлоп,
Все ногами топ, топ.

Ножку левую вперед,
А потом ее назад.
А потом опять вперед
И немножко потрясем

Это очень модный танец,
Этот танец-иностранец.
Все в ладоши хлоп, хлоп,
Все ногами топ, топ.

Ручку правую вперед (и т.д.)
Ручку левую вперед (и т. д.)

 

Воспитатель: Вот вы и отдохнули немножко. Садитесь, ребята на ковер будем выполнять следующее задание.

Воспитатель берет воздушный шар, открывает конверт и читает задание

Воспитатель: Слушайте внимательно и отгадывайте.

Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?

Семь веселых поросят
У корытца в ряд стояли.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?

Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли,
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Самое большое – маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?


Воспитатель: Молодцы ребята, все задачи решили. А сейчас садитесь на свои места за столы, будем дальше выполнять задания. Но прежде подготовим свои руки к работе.

(Проводится пальчиковая гимнастика.)

Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки 
Головой качают,
Тихо засыпают.
Ладони соединить лодочкой перед собой (“молитвенная” поза).
По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.
Подуть на руки – “цветки”.
Подвигать пальцами вперед-назад.
По очереди сложить пальцы, соединив ладони, Закрывают лепестки лодочкой (“молитвенная” поза).
Покачать ладонями вправо-влево.
Положить голову на сложенные ладони.

Воспитатель: Ну а теперь послушайте задание.

Воспитатель берет воздушный шар, открывает конверт и читает задание

Воспитатель: Ребята, перед вами на столах лежат счетные палочки:

– Отсчитайте 10 палочек и составьте из них 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри).
– Составьте домик из 6 палочек. А затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.

Воспитатель: Молодцы. – Ребята, посмотрите, у нас остался один шар, это значит, что нам осталось выполнить одно задание. В этом нам помогут простой карандаш и лист бумаги в клетку.

Воспитатель берет воздушный шар, открывает конверт и читает задание

Воспитатель: Ребята, подвиньте к себе лист бумаги, возьмите правильно карандаш, поставьте его на точку. Внимательно выполняйте мои команды.

Две клетки вниз
Две клетки вправо
Шесть клеток вниз
Две клетки вправо
Две клетки вверх
Одна клетка влево
Четыре клетки вверх
Две клетки вправо
Две клетки вверх
Пять клеток влево.

Воспитатель: Что у нас получилось

Дети: “Ключ”.

Воспитатель: Вот этим ключом царица-математики и откроет замок в своем царстве. Молодцы ребята, вы хорошо сегодня потрудились. Сделали доброе дело, помогли царице-математике попасть домой.

– Вот как важно уметь вычитать, умножать,
Складывать, сравнивать, строить, делить.
Всем с математикой нужно дружить.
Знаю, что это наука сложна,
Но в жизни вам, дети, поможет она!