Передача информации. 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Цели:

  • Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации;
  • Ознакомить учащихся со схемой передачи информации.

Оборудование: плакат.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок!
Позвал на урок!
Будем мы рассуждать
И друг другу помогать.

II. Проверка домашнего задания

РТ: № 4, стр. 4

III. Актуализация знаний

– Что такое информация?
– Какие действия человек совершает с информацией?
– Как человек хранит информацию?

IV. Изучение новой темы

Тема нашего урока «Передача информации».

Ваша задача прочитать §1.5 на стр.20–22 и ответить на вопросы к параграфу.

(Вопросы распечатаны на листах и розданы на парты учащимся/)

  1. Как называют объект, который передаёт информацию?
  2. Как называют объект, который получает информацию?
  3. Что такое канал связи?
  4. Для чего используют преобразование информации при передачи?
  5. Расскажите о то, как передается информация при разговоре. Что является каналом передачи? Как происходит преобразование информации?

Беседа по параграфу

Деятельность людей всегда связана с передачей информации или иной форме. Например, древний способ передачи информации – письмо, отправленное гонцом. В африканских джунглях в старину самые важные новости передавались от одного племен к другому барабанным боем.

– Как называют объект, который передаёт информацию? (Источник)

– Как называют объект, который получает информацию? (Приёмник)

– У нас с вами получается схема (изображаем на доске):

– А когда ученик отвечает на вопрос, а учитель его слушает, то кто из них является источником, а кто приемником информации?

– Приведите примеры источников и приемников информации, связанных с деятельностью человека.

(Дети приводят примеры/)

Правильно!

V. Физкультминутка

Дети (хором):

Мы много узнали,
Мы очень устали.
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились.

Учитель:

Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И работу вы начните.

VI. Продолжение изучение темы

– Кто во время физкультминутки являлся источником, а кто приемником информации? С помощью чего передавалась информация?

Сообщения учащихся:

Ученик 1: Информацию также могут передавать друг другу животные и растения. Своими «танцами» пчелы-разведчики «рассказывают» соседям по улью, как далеко и в какую сторону надо лететь за нектаром.

Ученик 2: В жаркой Индии по берегам рек растут густые заросли растения с удивительным названием «стыдливая мимоза». Когда начинается тропический ливень, стыдливая мимоза спешит свернуть свои листочки, спасая их от сильной струи. Но самое интересное в поведении этого растения состоит в том, что, как только первые капли дождя упадут хотя бы на одно из растений, сигнал о наступающем дожде передается от ветви к ветви, и все растения длинной цепи зарослей сворачивают свои листья.

Ученик 3: Моряки передают сигналы с одного корабля на другой, используя сигнальные флажки.

Учитель: Положите руку во время разговора на свое горло. Вы почувствуете, как горло дрожит. Эти колебания создаются голосовыми связками – двумя складками слизистой оболочки гортани. Голосовые связки похожи на струны. Они заставляют колебаться воздух, и эти колебания передаются на расстояние, достигая ушей тех, кто слушает. Далее колебания воздуха, созданные голосовыми связками, заставляют вибрировать в такт барабанные перепонки – тонкие листики, образованные соединительной тканью в ухе человека. Колебания барабанных перепонок и воспринимаются нами как звук.

Из сказанного можно сделать вывод: когда информация передается голосом, то она поступает к приемнику через воздух (колебания воздуха). Воздух в этом случае является проводником информации. Или, как говорят, каналом передачи.

Канал передачи соединяет между собой источник и приемник информации. Канал передачи часто называют и по-другому – каналом связи. Эти два термина обозначают одно и тоже.

Приведённую выше схему передачи информации можно теперь уточнить:

Передача не должна изменять информацию, а должна только переносить ее от источника к приемнику.

– Для чего используют преобразование информации при передаче?

– А как информация передается в компьютере?

Рассмотрим информационную схему с точки зрения источника-приемника информации:

Что является источником, приемником информации и каналом связи на каждом из этапов:

  • Человек – центральное устройство;
  • Центральное устройство – человек?

VII. Закрепление изученного материала

Выполним совместно следующие задания № 5–6 из учебника на с.23.

№ 5. Вспомним сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

…Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб порадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…

Назовите источник информации, её приёмник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации?

Решение:

Источник – царица,
приёмник – царь Салтан,
гонец – канал связи,
помехи – ткачиха, повариха, Бабариха.

№ 6. Какие источники информации использовали следующие персонажы сказок А.С.Пушкина:

  1. Царевич Елисей, искавший свою невесту;
  2. Злая мачеха, задумавшая извести свою падчерицу и доверявшая только одному источнику информации;
  3. Царь Салтан, чтобы узнать о дальних странах;
  4. Царевич Гвидон, чтобы узнать о диковинках;
  5. Царь Додон, чтобы узнать о набегах врагов?

Решение:

  1. Ветер, месяц и т.д.;
  2. Волшебное зеркальце;
  3. Рассказы купцов;
  4. Рассказы купцов и тетушек;
  5. Золотого Петушка.

Задания в рабочей тетради.

№ 8. (Стр. 15).

Воспользуйтесь текстом учебника, а также справочниками и энциклопедиями и подберите каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке.

Решение:

Дата   Событие
40-е гг.XIX в. В России построена первая телеграфная линия
1876 г. В Америке изобретен телефон
1895 г. Русский учёный Попов открыл радиосвязь
30-е гг. XX в. Создан первый телевизор
1969 г. В США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть

VIII. Подведение итогов урока

  • Кто участвует в передаче информации?
  • С помощью чего передается информация?

(Даётся оценка учащимся за работу на уроке)

IX. Домашнее задание

  1. §1.5, вопросы 1–4, 8 (устно); РТ: № 6 (стр.12), № 7 (стр.13–14).
  2. Индивидуальные задания: подготовить сообщения: §3.4. 3.5, 3.6, стр. 117–122.