Родительское собрание "Наказание и поощрение". 7-й класс

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Класс: 7


Цель: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Методы: дискуссия, творческая, индивидуальная, групповая работа, ролевая игра

Ресурсы:

"Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами".
Мария - Эбнер - Эшенбах

Упражнение "Мой внутренний мир".

Уважаемые родители, пожалуйста, до начала собрания я прошу вас обратить внимание на рисунки расположенные у нас на доске, я прошу вас внимательно посмотреть на рисунки и, не переворачивая рисунок, узнать рисунок вашего ребенка. На каждом рисунке стоит цифра пожалуйста запомните (либо запишите в мини - брошюре) цифру на рисунке, до того как я назову фамилию ребенка.

Родители проходят, смотрят рисунки, и присаживаются на свои места (10-15 мин.).

Выступление.

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

А теперь давайте вместе с вами, дадим определение таким понятиям как: "наказание" и "поощрение"

Родители работают в мини - брошюрах, я на маркерной доске. Можно использовать синквейн.

Синквейн

1 - существительное.

2 прилагательных

3 глагола

Предложение со словом "наказание, поощрение"

Вывод: записываем определения в мини - брошюре и на маркерной доске.

Упражнение "Наказание и поощрение"

А теперь я прошу вас назвать свои методы воспитания, используемые вами, как говорят "каждый день" (веду запись на доске, которая разделена на две половины, в одной половине записываю "наказание", в другой "поощрение", родители высказываются, веду запись, сравниваю результаты)

- Ставите в угол;

- Не разговариваете с ним;

- Ругаетесь, кричите;

- Подолгу читаете нотации;

- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.

- Лишаете любимого занятия (не разрешаете гулять, общаться с друзьями);

- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

- Стыдите при друзьях и знакомых;

- Оставляете без десерта и сладостей;

Какие виды поощрения Вы используете:

- Радуетесь вместе с ним его успехам;

- Просто хвалите;

- Покупаете подарки;

- Разрешаете подольше не ложиться спать;

- Разрешаете посмотреть телевизор, поиграть в компьютер;

- Угощаете сладостями;

- Играете в совместные игры;

А теперь давайте посмотрим и посчитаем количество поощрений и наказаний. Равно? Чего больше? Чего меньше? Почему?

А теперь я хочу вас познакомить с последствиями детских наказаний

Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения - для него самое суровое испытание Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.

Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере. Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности.

Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.

Если родители ограничивали свободу ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей - надеяться на себя ребенок так и не привык.

Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. - разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.

Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.

Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.

Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: "Сейчас же встань в угол". Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.

Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимой на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка - получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.

А теперь я предлагаю вам посмотреть клип (презентацию), что для детей есть счастье и радость. Презентация 1.

Упражнение "Семейные заповеди".

Участникам группы предлагается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным в кругу. Как показывает опыт, родителям интересно знать, какова семейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить

свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие - нет".

Упражнение "Запретный плод"

Группа сидит полукругом, оставив пространство для "сцены", на которой лежит настоящее или искусственное яблоко.

1-й этап. Ведущий предлагает участникам: "Погуляйте по райскому саду и без слов покажите, как поступите с запретным плодом". (Может быть прочитан или пересказан библейский текст: Бытие 2.15-17, 3.1-22.)

Ведущий также выполняет задание и делает для себя заметки, как вел себя каждый участник. После того как все желающие совершили прогулку, ведущий или другой подготовленный участник вступает в игру в новой роли.

2-й этап. Объявляется, что в райском саду есть "свидетель". Он не препятствует тому, что хочет делать участник, но уговаривает взять яблоко, если при первой попытке этот участник его не брал, либо пытается удержать того, кто брал яблоко при первой попытке. "Уговоры" производятся также без слов.

3-й этап. Каждый участник ("воспитатель") приходит в сад с "ребенком", роль которого исполняет другой член группы. По роли "ребенок" должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия. "Воспитатель" сам определяет свою задачу. Обычно

оказывается, что даже те, кто брал "запретный плод", стараются оградить от этого поступка своего " ребенка".

При обсуждении ставятся вопросы, например: Какого рода запреты нарушали участники: те, которые не считают истинными и важными, или те, которые действительно значимы для них? Сравнивается поведение "без свидетелей" и "при свидетелях". Оценивается воздействие уговоров (2-й этап). Также может быть поставлен вопрос о различном отношении к запретам для себя и для "ребенка". Можно рассмотреть вопрос о методах, которыми запрет доводится до "ребенка". Хочется заметить, что зачастую подростки, осуждающие авторитарные методы воспитания, воспроизводят их в своем отношении к "ребенку". Вспоминается игра, где играющий, нарушив рекомендацию "не разговаривать", угрожающе спросил у "ребенка": "Съел?!" и, получив утвердительный кивок, закричал: "Завтра родителей в школу!".

Обсуждение этой игры подводит к проблемам:

- запреты и отношение к ним,

- социальные нормы, как мы к ним относимся,

- влияние группы, других людей, насколько оно сильно, от чего это зависит,

- взаимоотношения с родителями и педагогами; задачи, которые ставят перед собой взрослые, строя отношения с воспитанниками,

- природа зла в человеке.

Игра может проводиться и не целиком - только 1-й и 2-й или 1-й и 3-й этапы.

Упражнение "Кулачок" Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

  • Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
  • Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
  • Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
  • Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

А теперь уважаемые родители я предлагаю вам посмотреть клипы о том, как справились ваши дети с данным заданием.

А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей Хинг Ши "Разумное воспитание"

Разумное воспитание (Хинг Ши).

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. - Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Уважаемые родители, заканчивая нашу с вами встречу, я хочу вам раздать маленькие подарки, которые готовили вам дети на уроках самопознания. Это небольшое письмо с маленьким "фото" внутри, где вы все вместе, на отдыхе, на работе, дома и т.д. Также ребята написали вам небольшие пожелания. Пожалуйста, возьмите.

На этом наша встреча закончена. Благодарю вас за внимание. До новых встреч!

Литература.

1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150с

2. Волков Б.С. Психология подростка. - СПб.: Питер, 2010. - 240с.

3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь, 2004. - 168с.

4. Библия. Бытие 2.15 - 17, 3.1 - 22.