Психология человека и общества

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

На протяжении веков человек является предметом изучения, многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Актуальность курса:

В школьном образовании должно быть место, которое позволяло бы ученику познавать как окружающий мир (причем не только в виде знаний о природе, производстве, но и знаний об обществе людей), так и самого себя в этом мире. Одним из таких мест является курс «Психология человека и общества». Он позволяет учащимся не только осмысливать свои представления о человеке, но и знакомиться с мнениями и теориями, уже существующими в науке и культуре, и выйти на пробы понимания социальных явлений и ситуаций.

Курс реализует деятельностный подход к обучению, поэтому особенностью УМК является обращение к опыту обучающегося и его оформление в культурных психологических средствах в отличие от чисто теоретического подхода.

Элективный курс создан на основе изученной литературы и авторского курса «Психология человека и общества» (авторы - И.А. Кухаренко, научный сотрудник ИППР СО РАО, психолог и зав. кафедрой психологии Красноярской университетской гимназии «Универс» (№1), Н.Ф. Логинова, научный сотрудник ИППР СО РАО, старший преподаватель кафедры психологии развития КрасГУ, заместитель директора старшей школы КУГ «Универс» (№1), П.А. Сергоманов, канд. психол. наук, зав. лабораторией «Юношеский возраст третья образовательная ступень» ИППР СО РА О, доцент кафедры психологии развития КрасГУ).

Курс может рассматриваться как обеспечивающий (поддерживающий) профиль «Обществознание» или общий гуманитарный профиль. Курс позволяет провести специализацию внутри данных профилей при построении индивидуальной образовательной траектории в области обществоведения, психологии, педагогики, права, менеджмента.

Данный переработанный элективный курс «Психология человека и общества» прошел апробацию на базе школы города Ноябрьска в течение 2 лет.

Цель курса: Построить в сознании школьника более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом мире живет. Развитие компетентности учащегося в области человекознания и обществознания.

Задачи курса:

  1. формирование у школьников общих преставлений о психологии как науке;
  2. пробуждение интереса учащегося к другим людям и к самому себе;
  3. воспитание творческой смелости в учениках при постановке и решении познавательных задач;
  4. формирование непрерывного роста личности учащегося сейчас и в будущем;
  5. формирование базы внутренних ресурсов и стабильности в рамках сберегающих здоровье технологий;
  6. развитие способности самостоятельно добывать знания (формирование исследовательской деятельности учащихся);
  7. создание условий для получения подростками начального практически ориентированного знания о психологии.

Формы и методы работы.

Основными формами организации учебных занятий в курсе являются:

  1. игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность наблюдать их «прямо сейчас»;
  2. работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение и организация понимания через обсуждения-семинары);
  3. дискуссии, беседы, интерактивные лекции;
  4. построение и проверка гипотез (для приобретения опыта анализа ситуаций и явлений, опыта осмысления научных текстов);
  5. проведение научного (учебного) исследования.

Основной формой организации занятий является групповое занятие, урок.

Основное содержание курса.

Курс состоит из трех частей. В первой части речь идет о предмете изучения (человек и мир людей), его особенностях по сравнению с тем, что изучается естественными науками, об истории развития представлений о человеке как предпосылок оформления современных взглядов и объяснений.

Вторая часть содержит описание образов внутренней субъективной реальности человека, образов «Я», тех образов, в которых это «Я» является нам и может быть познано.

В третьей части рассматривается человек в социальном мире, мире отношений, социальные феномены и явления, закономерности и механиз­мы, с помощью которых можно давать объяснение поведению людей.

Четвертая часть – самоконтроль знаний.

Образовательные результаты.

Предполагается, что к завершению курса ученики будут:

  1. знать основные термины и понятия, описывающие человека и феномены социального мира, ориентироваться в научных теориях и концепциях человека, адекватно использовать их в устной и письменной речи;
  2. объяснять (интерпретировать) наблюдаемые и изучаемые явления и процессы;
  3. приводить собственные примеры явлений и тенденций;
  4. проводить квазинаучные (возможно, и собственно научные) исследования в области человековедения и обществознания, оформлять и представлять результаты.

Курс рассчитан на учеников 10-х классов средней школы. Общее количество часов - 35, 1 час в неделю. Теоретическая часть - 25 часов, практическая - 10 часов.

Учебно - тематический план теоретического обучения по курсу «ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»
(Таблица)

Содержание программы по элективному курсу «ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА».

РАЗДЕЛ 1. Введение. Человек и его познание.

Общая характеристика психологии как науки. Чем отличаются научная психология от житейской. История представлений о предмете психологии. Что такое психика и психическое? Психолог – это… Мифы о психологе.

РАЗДЕЛ 2. Образы субъективной реальности.

Глава 1. Человек как индивид.

Понятие о человеке как индивиде. Отношение человека к своим природным особенностям. Темперамент и его психологические характеристики. Темперамент – общение, характер, способности. Эмоции – это… Как, почему и зачем возникают эмоции. Чувства – это… Чувства и любовь.

Глава 2. Психология субьектности.

Характер и его черты. Как проявляются черты характера. Акцентуации характера. Характер и успехи в школе. Особенности вашего характера.

Практическая работа:

Контрольная работа за 1 полугодие

Глава 3. Человек как личность.

Личность и история понятия «личность». Что такое личность. Личностью не рождаются, а становятся. Человек как индивидуальность. Основные характеристики человека как личности. Самооценка и уровень притязаний.

Личность и мотивация. Ты среди людей.

РАЗДЕЛ 3. Человек в социальном мире. Психология общения и межличностных взаимоотношений.

Общение и отношения между людьми. Внешний вид человека (лицо, жесты, походка и осанка, речь, одежда и прическа). Восприятие друг друга и самого себя. Слушать или слышать? Умение общаться. Социальные группы. Виды социальных групп. Как люди влияют друг на друга в группах.

Практическая работа:

Контрольная работа за год.

РАЗДЕЛ 4. Самоконтроль

Творческий проект «Моя психология и общество»: его цель, структура и критерии оценки. Обработка материала к проекту основные требования к оформлению. Подготовка и защита проекта.

Список литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, 1996.
  2. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. — М., 1990.
  3. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1998.
  4. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн.1 Общие основы психологии - М.: Гуманит. изд. цнтр ВЛАДОС, 1997.
  5. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/Сост. Е.И. Рогов. – М.:ВЛАДОС,1995.
  6. Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.:Питер, 2001.
  7. Психология: Учебное пособие. 5 класс / А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, и др.; Под ред. И.В Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004.
  8. Психология. Учебное пособие. 6 класс / Под ред. И.В Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2007.
  9. Психология, 7 класс. Учеб. пособие. / Под ред. И.В Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2008.
  10. Психология. Учебное пособие. 9 класс / А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых; Под ред. И.В Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004.
  11. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3-11 классы / А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых; Под ред. И.В Дубовиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2003.
  12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995.
  13. Хрестоматия к курсу «Психология человека и общества» / Сост. Логинова Н.Ф., Кухаренко И.А. (элемент УМК).
  14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2000.