Урок с применением компьютера в 7–9-м классе по теме "Вязание спицами. Начальные сведения"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (584 кБ)


Занятие в разделе: «Рукоделие. Вязание спицами».

Методическая направленность урока: Развитие информационно-аналитических умений учащихся.

Класс: 8.

Тема: Основные приёмы вязания спицами.

Цель занятия: Самостоятельное освоение технологии вязания спицами (начальный уровень) с использованием информационных источников.

Прогнозируемый результат: Получение навыка набора петель и вязания лицевых и изнаночных петель.

Длительность занятия: 2 урока.

Обучающий аспект цели урока.

I. Формирование новых специальных знаний, умений и навыков (СЗУН)

  1. Ознакомить с инструментами и материалами, необходимыми для вязания спицами.
  2. Дать представление и сформировать понятие о наборе петель на спицы, о вязании лицевых и изнаночных петель при изучении текстового материала.
  3. Формировать первичный навык набора петель и вязания лицевых и изнаночных петель при выполнении практической работы.

II. Развитие имеющихся СЗУН

  1. Развитие навыка работы с вязальными нитками.
  2. Развитие навыка работы с вязальными инструментами.

III. Развитие общеучебных умений и навыков (ОУУН)

  1. Развитие организационных умений и навыков:
    - планирование своей деятельности при изучении текстового материала,
    - самоконтроль деятельности при выполнении практической работы.
  2. Развитие коммуникативных умений и навыков:
    - развитие умения общаться в группе при изучении нового материала,
    - развитие умения использовать специальную терминологию при озвучивании результатов работы в паре и группе.
  3. Развитие информационных умений и навыков:
    - развитие умения находить информацию в текстовом материале,
    - развитие умения переработки, систематизации и структурирования материала.
  4. Развитие интеллектуальных умений и навыков:
    -развитие абстрактного мышления при преобразовании изображения в информационном материале в реальное действие.

Развивающий аспект цели урока.

  1. Развитие мышления:
    - развитие умения выделять главное и существенное,
    -развитие абстрактного мышления при преобразовании изображения в информационном материале в реальное действие.
  2. Развитие сенсорной сферы (сферы чувств):
    - развитие зрительного анализатора при работе с иллюстрациями в тексте,
    - развитие сенсорных свойств кончиков пальцев при работе с материалами и инструментами.
  3. Развитие двигательной сферы:
    - развитие мелкой моторики пальцев при практической работе,
    - развитие навыков использования инструментов и материалов при выполнении практической работы (правильное положение рук и удерживание спиц и нити).
  4. Развитие эмоциональной сферы:
    - развитие эстетических качеств, при подборе цвета и фактуры пряжи,
    - развитие эстетического подхода к процессу вязания на спицах.
  5. Развитие речи:
    -развитие умения общаться в группе,
    -развитие умения использовать специальную терминологию.

Воспитывающий аспект цели урока

  1. Отношение к себе:
    - воспитание уверенности в себе и самоуважения.
  2. Отношение к другим людям:
    - воспитание уважения к труду других людей,
    - воспитание умения радовать других людей.
  3. Отношение к обществу:
    - воспитание себя как полноценного члена общества.
  4. Отношение к труду:
    - воспитания трудолюбия, усидчивости, умения преодолевать трудности.

Главное и существенное, подлежащее усвоению

Единицы усвоения:

  • учащиеся должны получить знания об основных приемах и правилах вязания на спицах,
  • учащиеся должны научиться осуществлять набор петель на спицы и выполнять лицевые и изнаночные петли.

Структура урока

Этап урока

Технология

Методика

I .Организация начала занятия

ТТ*

 

III. Подготовка к активной познавательной деятельности

ТТ

Толстые и тонкие вопросы

IV. Усвоение новых знаний

КСО**

Работа с таблицей

V Первичная проверка понимания

РУТ***

Работа с тестом

VI. Первичное закрепление

ТТ

 

VII. Контроль, самопроверка

РУТ

Работа с анкетой

VIII. Итоги, рефлексия

КСО

Кластер

* Традиционная технология работы учителя с учащимися (фронтально).

** Коллективные способы обучения учащихся (в парах, группами).

*** Разноуровневая технология (учитывающая разные уровни развития учащихся).

Выставление оценок

Оценка за первый урок выставляется по итогам работы с тестом (этап V).

Оценка за второй урок – по итогам работы с анкетой (этап VII).

Структура урока «Основные приемы вязания спицами» (приложение 1)

* Кластер – это основное понятие, подлежащее усвоению на уроке, которое выписывается на доске, и вокруг него располагаются расходящиеся стрелки с толкованием этого понятия, его основными признаками, особенностями.

Вязание

Нитка издавна связана с женской рукой крепким узлом. В старину женщины сами сучили пряжу, их руки бесконечно трудились за веретеном.

Давно уже сложные машины заменили нехитрые приспособления: от прялки и веретена женщины перешли к ткацким и вязальным станкам. Но женские руки часто тянутся к пряже иногда по необходимости, иногда по собственному желанию.

Нитками, которые делают машины, можно опоясать земной шар. Из них на ткацких фабриках ткут ткани, на вязальных фабриках вяжут трикотажные полотна, изготовляют предметы одежды всевозможных цветов, рисунков, фасонов.

И все-таки обыкновенный клубок ниток притягивает к себе внимание. В нем таятся интересные возможности для рукодельного творчества.

Эти мотки ниток – шерстяные, вискозные, хлопчатобумажные! Белые, красные, голубые или желтые! Сколько теплых и легких, нарядных или спортивных, женских, мужских или детских свитеров, платьев, шапочек и варежек – сколько нужных вещей заключено в этих мотках!

Мелькают спицы или крючок, разматывается клубок, тянется нитка – и постепенно проступает узор, и, когда вы вяжете сами, это всегда очень радует, как радует человека всякая решенная задача, как радует наглядный результат своего труда.

Основные правила и приемы вязания спицами

Инструменты: спицы (металлические, пластмассовые или деревянные; отдельные или на соединительной леске).

Материалы: пряжа (шерстяная, вискозная, хлопчатобумажная, синтетическая)

Техника безопасности: не размахивать спицами и передавать их друг другу аккуратно.

Посадка при работе и постановка рук: – спина прямая, без напряжения; работа достаточно удалена от глаз; руки не опираются на стол, свободно согнуты в локтях.

  • Спицы должны быть в два раза толще нити (спица по толщине должна быть равна нити, сложенной вдвое).
  • Для начинающих лучше использовать спицы не длинные, не толстые и без соединительной лески.
  • Нити лучше брать не очень пушистые и не сложенные из нескольких отдельных нитей, а одинарные.
  • Начало вязания– набор петель на две спицы, сложенные вместе. Начальный ряд-основа вязания на спицах. Существует несколько способов набора петель. Самый оптимальный – классический способ.
  • По окончании набора необходимо освободить одну спицу, вынув ее из петель, взять в левую руку спицу с петлями, а в правую руку – свободную спицу (рабочую). Перекинуть нить от клубка от себя через указательный палец левой руки и прижать нить к ладони свободными тремя пальцами.
  • Вязание петель– это протягивание нити, идущей от клубка и накинутой на указательный палец левой руки, через петли, находящиеся на левой спице. Протягивание, т.е. провязывание осуществляется с помощью рабочей (правой) спицы. Существует два вида петель – лицевые и изнаночные. При провязывании лицевых петель рабочая нить располагается за левой спицей (за вязкой), а при провязывании изнаночных петель нить лежит на левой спице, т.е. перед вязкой. По способу провязывания петли делятся на два вида – классические и старинные (бабушкины).

Классическое провязывание петельотличается тем, что правая спица вводится в петлю предыдущего ряда слева направо и провязывание осуществляется за переднюю часть петли (передняя часть петли называется передней долькой петли или передней стенкой).

Старинное провязывание петель (бабушкины петли) отличается от классического тем, что провязывают петли, пользуясь не передней, а задней долькой петли.

Особое внимание следует уделить освоению классического способа провязывания изнаночных петель. Вся работа должна быть выполнена одним способом, недопустимо вязать лицевые петли классическим способом, а изнаночные старинным, как часто делают начинающие.

Приоритет имеет классический способ вязания, но иногда используется и старинный способ, например, при закрытии петель по окончании работы, о чем дополнительно указывается в описании вязания.

  •  Правила вязания - первая петля в ряду всегда снимается с левой спицы на правую (рабочую) без провязывания, а последняя петля в ряду всегда провязывается изнаночным способом. Первая и последняя петли называются кромочными петлями;
  • спицы держат в руках свободно, без напряжения, под углом друг к другу;
  • вяжут свободно, немного растягивая петли при провязывании;
  • рабочую нить захватывают правой спицей сверху к себе;
  • накид осуществляют также, захватывая нить спицей сверху к себе (накид – это перекидывание нити через рабочую спицу);  

Таблица «Ключевые слова» (к этапу IV)

Ключевые слова

Толкование этих слов

Выписка из текста

Спицы

Нити (пряжа)

Петля

  • передняя долька петли
  • задняя долька петли

Петли

  • лицевые
  • изнаночные

Правила вязания

 

 

Анкета к этапу VII (на экране)

  • Удалось самостоятельно осуществить набор петель?
  • Не забыли снять первую петлю без провязывания в начале ряда?
  • Классическим способом вязали петли (за переднюю дольку)?
  • Сумели провязать последнюю петлю в ряду изнаночным способом?
  • Ровный, без ошибок, не тугой получился ряд петель?

Да – 1 балл. Нет – 0 баллов. Оценка равна количеству баллов.

Кластер к этапу VIII (вместе с учащимися работать на доске)

Вязание спицами

Тест (приложение 2)